Лекция 11. Россия в 1907-1914 гг.

Вопрос 1.Политическое развитие и и реформирование государственной жизни в период после первой русской революции

3 июня 1907 г. издан манифест о роспуске II Думы и вышло положение о следующих думских выборах на основе нового избирательного закона. Срок открытия новой Думы был назначен на 1 ноября 1907 г. Это решение было принято в обход самой Думы. Тем самым был нарушен Манифест 17 октября 1905 г., бука закона. По сути, это был реакционный переворот. За решением создать новую Думу стоит сложная борьба в верхах, обусловленная страхом перед народом. I и II Дума не отвечали чаяниям верхов. П.А. Столыпин надеялся, что в Думе удастся сколотить приемлемый «центр», состоящий из кадетов, октябристов и правых сил. Когда обнаружилось, что это невозможно, возникла идея нового избирательного закона. Эту идею поддержали монархисты и крайне правая часть буржуазии. Возникло много проектов нового избирательного закона. Все они включали мысль о том, что необходимо ограничить права избирательные крестьян и рабочих. Предполагалось устранить преобладание крестьянского населения в выборах, предоставить избирательное право в городе только тем, кто имеет достаточно высокий имущественный ценз и квартиру. Для создания нового избирательного закона создана была комиссия из высшего дворянства. В этой комиссии работал и П.А. Столыпин.

Переворот долго готовился, обсуждались техника его проведения и сроки. Государственный Совет опубликовал воззвание, в котором признавал незаконность переворота, но считал это необходимостью. В итоге Дума крестьянская превращалась в Думу господскую. Избирательного права были лишены целые народы и обширные территории. Общее число членов Думы сократилось примерно на 20%. Думский справочник 1910 г. приводил следующие цифры:

-дворяне ( менее 1% населения) в 3 Думе получали 43% мест

-крестьяне 15%

-купцы и промышленники 7,5%

-интеллигенция 19,5 %

-священники 10%

-рабочие около 2%

Русское население в III Думе составляло 77% , а представители всех остальных наций-23%.

«Авторство» III Думы приписывают П.А. Столыпину. Главной особенностью закона 3 июня был антидемократизм и бонапартизм, т.е. создание возможности лавировать между правым и левым крылом в Думе. Закон не позволял создать в Думе какое-либо отдельное большинство. Это был запланированный результат. III Дума начала свою работу 1 ноября 1907 г. Она стала единственной в истории дореволюционной России Думой, которая отработала весь положенный ей срок- 5 сессий.

Партийный состав III Думы достаточно пестрый. Она насчитывала 147 представителей монархических и крайне правых партий, 154 октябриста, 28 прогрессистов, 54 кадета, 26 представителей национальных партий, 13 трудовиков, 19 представителей социал - демократии. Характерно, что примерно одинаковый партийный состав имела и IV Дума. Так или иначе, большинство в Думе получали октябристы и крайне правые. Фактически это была игра, с помощью которой подавлялось недовольство населения, и делалась попытка предотвратить революцию. Основные вопросы, стоявшие перед Думой - аграрный, национальный, рабочий – так и не были окончательно решены. Варианты решений, принятых Думой, носили ограниченный и половинчатый характер.

Россия после тяжелых событий первой революции искала выход из кризиса. Этим были озабочены многие государственные деятели, в том числе и П.А. Столыпин. Им был задуман пакет либеральных реформ, который не затрагивал основ, но позволял развиваться государству по буржуазному пути. На заседании III Думы П.А. Столыпин заявил, что основной задачей правительства являются не реформы, а борьба с революцией. Обращаясь к левому, наполовину социалистическому составу II Думы, П.А. Столыпин сказал: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Для того, чтобы предотвратить возможность новых общественных явлений, П.А.Столыпин предложил ввести ряд крайне реакционных нововведений, например, отменить закон о несменяемости судей. С помощью П.А. Столыпина был проведен аграрный закон 9 сентября 1906 г. Частная собственность признавалась неприкосновенной. Создавалась мелкая личная собственность. Разрешен был выход из общины и принят ряд мер по улучшению землепользования. Проблему крестьянского малоземелья предполагалось решить через политику переселения крестьян на свободные земли в Сибирь и продажу земель через Крестьянский банк. С 1907 по 1915 г. система крестьянского землепользования претерпела значительные изменения. На 1 января 1916 г. из общины вышло более двух миллионов домохозяев, которым принадлежало 14, 1 млн. десятин земли. Часть из них выходили на хутора и отруба, а другие – продавали свой надел и переселялись в город. В начале века городское население резко возросло за счет вышедших из деревни крестьян.

П.А. Столыпиным были также задуманы реформы местного самоуправления, просвещения и страхования рабочих, подготовлен проект закона о свободе вероисповедания, о гражданском равноправии, о подоходном налоге и полицейской реформе, но на деле осуществиться эти реформы не успели. Самодержавие задержало проведение этих реформ, а сам П.А. Столыпин вскоре был убит террористом Д.Г. Богровым.

Проводить реформы в России становилось тяжело. Дума оставалась фактически бесправной. Из ее ведения изымались крупные финансовые и другие важные дела. Постепенно слабела вера в царя главной опоры трона- крестьянства. Дума мельчала, занимаясь решением ничтожных дел (например, рассматривался вопрос об этикетках на водочных бутылках, об устройстве виноторгового двора в г. Сосновицы и т.д.). Дума не укрепила положения в стране. Закон 3 июня 1907 г. не мог долго оставаться в неизменности.

С большим трудом самодержавие шло на некоторые прогрессивные шаги. Проведена была военная реформа. Из армии были удалены ряд высшего дворянства, скомпрометировавший себя в русско-японской войне.

Внимание общества в этот период сконцентрировалось на проведении аграрной реформы. Эта реформа была направлена на разрушение общины и создание в России сети фермерских хозяйств. П.А.Столыпин полагал, что фермеры станут основой империи. При обсуждении реформы в Думе против нее выступали сами крестьянские делегаты, которые требовали не улучшения положения, а предоставления им помещичьей земли. П.А. Столыпин предложил переселить крестьян, нуждающихся в угодьях, на свободные государственные земли в Сибирь. Для переселенцев предполагалось ввести вспомоществование - мелкие ассигнования, ссуды в банке. 14 июня 1910 г. вышел новый закон. По сути, это был прогрессивный закон, развивающий капитализм в деревне. Но он был обречен на провал. Крестьяне гибли при переселении, в банках ссуды давались помещикам, разорялись мелкие собственники- крестьяне. Шло расслоение деревни.

В Думе рассматривался рабочий вопрос. Обсуждалось право рабочих на стачку, поднималась проблема больничного страхования, продолжительности рабочего дня и т.д. Но антирабочая позиция правых в Думе способствовала тому, что положение рабочих не получили даже малейшего улучшения. В этом была заинтересована буржуазия.

Рос крайний национализм. Был принят ряд законов, принижающих права национальных меньшинств. В дело вводился лозунг П.А. Столыпина «Россия для русских». Начало ХХ века ознаменовалось ростом антисемитизма. Резко увеличилось число еврейских погромов. Жертвы среди еврейского населения в ходе погромов начала века обусловили приток еврейской молодежи в тайные революционные организации и это объясняет столь большой процентный состав представителей еврейской нации в революционных социал-демократических партиях.

Реформы, задуманные П.А.Столыпиным и прогрессивной частью общества, не удались. Они были забаллотированы в Думе. Назревал новый революционный кризис. Революционный подъем начался с 1910 г. Страну всколыхнул расстрел рабочих на Ленских приисках. На эту акцию, в которой погибло 202 человека и 170 было ранено, рабочий класс ответил взрывом политической активности. Число участников политических стачек в 1912 г. практически сравнялось с аналогичным показателем высшего пика первой русской революции в 1905 году.