Лекция 6. Государственные, социальные и политические реформы 1860-70-х гг.

Кроме отмены крепостного права и наделении крестьян землей за выкуп в 1860-70-е гг. в России прошла целая серия реформ. Реформы, осуществленные в период, имели целью приспособить самодержавный строй к потребностям капиталистического развития, сохранив его классовую, дворянскую сущность.

Важное место в реформаторской практике занимали реформы местного самоуправления. Земская реформа, которая в значительной степени переложила заботы казны на плечи местного бюджета, имела целью также овладеть общественной ситуацией в стране, привлечь на свою сторону либеральную интеллигенцию. Реформа была разработана в 1859-60-х гг. в министерстве внутренних дел Н.А. Милютина и продолжена министром П.А. Валуевым. Основными принципами реформы были выборность и бессословность. Но ограничивалась выборность крестьянства, исключалась выборность рабочих, давались преимущества помещикам и крупной буржуазии. 1 января 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Создавались особые выборные органы- земства, которые осуществляли важную работу в провинции. Земства занимались исключительно хозяйственными вопросами местного значения. На плечи земств ложилось содержание местных путей сообщения, почты, школ, больниц, богаделен, приютов, ветеринарной службы, пожарных и страховых обществ. На эти же средства сооружались церкви, содержались местные тюрьмы, дома для умалишенных На содержание земских учреждений и учителей, врачей, агрономов собирались особые земские сборы с населения; также облагались особым сбором торгово- промышленные заведения. Основная тяжесть земских сборов ложилась на крестьян. Земские расходы были распределены неравномерно. 80-85% шло на содержание земских чиновников и полиции, 8%- на медицину, 5%- на народное образование. Земства предусматривалось ввести поэтапно в 34 губерниях, кроме территорий Кавказа, Средней Азии, Казахстана, Литвы, Сибири, Польши, Оренбургской, Архангельской, Астраханской губерний.

В 1862 г. началась реформа городского самоуправления, которая набрала ход только с 1870 г. В 509 городах возникли местные комиссии. 16 июня 1870 г. «Городовое положение» было утверждено Александром II. В 509 городах вводились бессословные Городские думы, избираемые на четыре года. Во главе городской думы стоял городской голова, утверждаемы сверху, который взаимодействовал с городской управой. В Городскую думу представителей выбирали три избирательных собрания, составленные по имущественному признаку. Подобный избирательный принцип был далек от справедливости. В частности, в Москве при населении в 602.000 человек в Городскую думу могли избирать и быть избранными лишь 20,6 тысяч человек, что составляло 3,4% населения. Городская дума имела функции, аналогичными земским. Городская реформы была введена в действие в 1875-77 гг. и распространялась даже на окраины империи, за исключением Финляндии, Польши и Средней Азии.

Важную роль в переустройстве государственной жизни имела судебная реформа. Значительную роль в подготовке этой реформы имел С.И. Зарудный, подготовивший проект судебных уставов. Новый суд основывался на принципах бессословности, независимости от административной власти, несменяемости судей и следователей, равенство всех сословий перед законом. Судебный процесс имел устный характер, он был состязательным и гласным. В реформированном судебном процессе участвовали присяжные поверенные- первые русские адвокаты. В 1860-70-х гг. XIX в. русская юриспруденция получила много блестящих сотрудников, вышедших из разночинцев. Одним из несомненных результатов судебной реформы было то, что отменялись обычные для суда середины XIX в. телесные наказания, хотя лица неблагородного происхождения могли выбрать 100 ударов розгами взамен ареста. Вводился суд присяжных, которые устанавливали виновность или невиновность подсудимого.

Реформа заработала с 1864 г., когда Александр II утвердил судебные уставы. Вводился также коронный и мировой суд. Мировой суд решал все вопросы, связанные с мелкими преступлениями с небольшим материальным ущербом (до 500 рублей) и гражданскими исками. Коронный суд рассматривал достаточно крупные уголовные дела. В работе коронного суда принимали участие выборные присяжные заседатели. Суд устанавливал виновность или невиновность подсудимого; меру наказания определяли судьи и два члена суда. Решения окружного суда с участием присяжных заседателей считалось окончательным.

Действие судебных уставов распространялось только на 44 губернии империи. Под действие уставов не попадали территории Белоруссии, Средней Азии, Сибири, северные и северо-восточные районы России. Создавались судебные округа в течение довольно длительного срока- до 1896 г. В судебной системе России еще оставалось много феодальных пережитков. Сохранялись особые консисторские суды для лиц духовного звания, военные суды (суды чести) для проштрафившихся офицеров, верховный уголовный суд- для высших царских чиновников; сохранялись также крестьянские волостные суды, которые судили не по законам, а по крестьянским правам. Позднее справедливый характер реформы был разбавлен рядом дополнительных постановлений. В 1866 г. было внесено изменение, согласно которому губернаторам было разрешено вмешиваться в ход судебных разбирательств, в 1876 г. на должность следователя распространялся принцип несменяемости, с 1871 г. в политические дела активно вмешивается жандармерия, а с 1878 г. политические дела были переданы военным судам. В 1872 г. ограничивалась публичность судебного заседания, а в 1889 г. был ликвидирован мировой суд.

Совершенствование финансовой системы государства вызвало серию финансовых реформ, прошедших в 1860-е гг. Главной задачей этих реформ была централизация финансового дела. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, который заменил земский, коммерческий банки, сохранную казну и приказы общественного призрения. В 1862 г. был упорядочен госбюджет, министр финансов получил дополнительные обязанности и права. В 1864 г. во всех губерниях были учреждены контрольные палаты, независимые от губернаторов. Они осуществляли контроль за всеми доходами и расходами региона. С 1868 г. стали публиковаться отчеты Государственного контролера. С 1863 г. была введена система акцизных сборов, заменившая откупа.

Несмотря на то, что налоги и сборы продолжали носить сословный характер, финансовая система России стала более эффективной.

Одной из наиболее важных была реформа народного образования. Развитие капитализма в России требовало увеличения грамотных людей. Стране нужны были не только читающие по складам коробейники, но и рабочие, способные прочитать чертеж. Кроме того, народное образование рассматривалось самодержавием как важный инструмент идеологической обработки народа, который помогал внедрению в сознание принципов верности самодержавию, православной религии и стране. 14 июня 1864 г. было издано «Положение о начальных народных училищах». Было разрешено открывать начальные школы частным лицам и общественным организациям под контролем училищных Советов. Возникли три типа школ- министерские, земские и церковноприходские. В них обучали детей чтению, письму, арифметике, закону Божию и церковному пению. 19 ноября 1864 г. был утвержден новый устав гимназии, вводивший формальное равенство всех сословий и вероисповеданий. Функционировали два типа гимназий- классические и реальные, рассчитанные на 7 лет обучения. Качество образования в них было высоким, но высокой также была и плата за обучение. В гимназию можно было поступить с 9 лет, выдержав довольно сложный экзамен. Не прошедший испытание отправлялся заниматься с домашним учителем или репетитором и через год допускался к переэкзаменовке. 10 ноября 1862 г. был утвержден устав женских гимназий, который положил начало развитию женского образования.

Но в 1871 г. число гимназий было сокращено: оставались только классические гимназии, причем срок обучения был увеличен до 8 лет; увеличилось изучение древних языков за счет других дисциплин. Реальные гимназии стали училищами и были ориентированы на получение технических знаний.

18 июня 1863 г. Александр II утвердил университетский устав. Университетам предоставлялась довольно широкая автономия. Вводился принцип выборности ректоров, деканов, профессоров и др. Были и негативные моменты. Студенты подлежали дисциплинарному суду профессоров; в университеты не допускались женщины. Действие устава распространялось на шесть университетов- Московский, Петербургский, Казанский, Киевский, Харьковский и открытый в 1862 г. Новороссийский университет. Университет в Дерпте и Гельсингфорсе имели свои университетские уставы. Согласно уставу, университет мог иметь 5 факультетов: физико - математический, медицинский, юридический, историко-филологический и факультет восточных языков. После введения университетского устава в стране был открыт ряд новых университетов. В частности, в 1869 г. был открыт Варшавский университет, в 1880 г.- Томский. Развивалось высшее женское образование. В 1869 г. в Москве появились Лубянские высшие женские курсы, аналогичные курсы были открыты в 1870 г. в Санкт- Петербурге и Киеве, в 1876 г.- в Казани. Наибольшую известность получили открытые в Санкт- Петербурге высшие женские курсы, названные по имени профессора К.Н. Бестужева «Женскими Бестужевскими курсами», а их студентки - бестужевками. Название «бестужевка» было синонимом прогрессивной и патриотичной девушки, являвшей молодое лицо России.

Реформу высшего образования сопровождала реформа печати. В 1855 г. был упразднен учрежденный Николаем I комитет по надзору за печатью. В 1857 г. был поставлен вопрос о пересмотре цензурного устава 1826 г. 6 апреля 1865 г. Александр II утвердил «Временные правила» о цензуре, они действовали почти неизменными 40 лет. Отменялись предварительная цензура для оригинальных сочинений не менее 10 листов и 20 листов переводных работ. Центральные газеты и журналы освобождались от предварительной цензуры, но вносили залог от 2,5 до 5 тысяч рублей. В случае нарушения закона автор, издатель и книготорговец отвечали перед судом. От цензуры освобождались правительственные и научные издания. Но закон работал только в столицах, а на всей остальной территории империи оставалась предварительная цензура.

Реформы народного образования и печати занимали особое место в системе буржуазных изменений российской империи в эпоху Александра II. Прогресс здесь соседствовал с регрессом. Боязни революционного движения сказалась на кадровой политике. В 1866 г. был уволен в отставку либеральный министр образования А.В. Головин, его сменил реакционер граф Д.А. Толстой. Активно выступали против либерализации образования публицисты М.Н. Катков и П.М. Леонтьев. С 1874 г., после введения «Положения о начальных народных училищах» усилилось административное наблюдение над деятельностью губернских и уездных училищных Советов. Законы 1868 и 1872 гг. давали право министру внутренних дел запрещать продажу газет, передавать дела о неблагонадежных газетах не в суд, а в Кабинет министров. Закон 1873 г. запрещал редакторам газет и журналов касаться в своих изданиях острых политических тем.

Насущной необходимостью к середине XIX в. стала военная реформа. Серия изменений в военной области произошла в России с 1861 по 1874 гг. Поражение русской армии в Крымской войне показало ее военно- техническую отсталость. Необходимы были радикальные преобразования в армии. Они начались с деятельностью комиссии под руководством военного министра Д.А. Милютина, прогрессивного и высокообразованного военного деятеля. Основными итогами преобразований в военной области было снижение срока службы с 25 до 16 лет, причем срок службы применялся к новобранцу дифференцированно. Большую роль играло образование, и имевшие начальное образование служили вместо 6- 4 года, закончившие городское училище-3 года, гимназию-1,5 года, а высшее образование позволяло служить только полгода. Находившиеся на срочной службе солдаты обучались грамоте, так как 80% новобранцев этого периода было неграмотным.

Принцип рекрутского набора был заменен всеобщей воинской повинностью, которая распространялась на все мужское население с 20 лет, без различия сословий. В сухопутных войсках новобранцы должны были служить 6 лет срочной службы и 9 лет находиться в запасе, во флоте- 7 лет срочной службы и 3 года запаса. До 40 лет мужчины зачислялись в ополчение. Призывники в армию имели льготы по семейному положению. В армию не призывался единственный сын у родителей, единственный кормилец или тот, чей старший брат уже служил в русской армии. В армию отбирали по состоянию здоровья и отобранные здоровые кандидаты тянули жребий, так как только 25-30% годных к действительной службе были нужны армии, остальные зачислялись в запас на 15 лет. В случае тяжелого имущественного положения давалась отсрочка на 2 года.

Отменены были телесные наказания для низших чинов. Для улучшения военной координации было создано 15 военных округов. В 1867 г. был введен военно-судебный устав, согласно которому появилось три судебных инстанции - полковой суд, военно- окружной и главный военный суд. На время войны предусматривалось введение военно- полевого суда. Решения судов утверждались полковым и окружным военачальником.

В середине 1860-х гг. в России появился ряд военно- учебных заведений. Учреждались военные гимназии, юнкерские училища и военные академии (Ген.штаба, артиллерийская, инженерная, военно-медицинская и военно-юридическая).

По закону 1874 г. от воинской повинности освобождались: духовенство, представители некоторых религиозных сект и организаций, народы Средней Азии, Казахстана, некоторых районов Кавказа и Крайнего Севера. Дворянство при призыве на военную службу имело особые льготы. Командный состав армии состоял большей частью из дворян.

С 1888 г. срок службы в армии был сокращен еще раз- до 5 лет, а призывной возраст повышался с 20 лет до 21 года. В 2-4 раза увеличивался срок службы для лиц, окончивших средние и высшие учебные заведения и вольноопределяющихся.

Буржуазные реформы 1860-70-х гг. были шагом в изменении феодальной монархии и превращении России в буржуазное государство. Они получили название Великих реформ, так как привели к перевороту в русской жизни. Феодальные пережитки сократились. Дворянство уступило пальму первенства буржуазии.

Буржуазное реформирование страны шло в условиях развития народовольчества, которое представляло собой соединение демократических и либеральных тенденций в общественном движении. Для народовольческого движения характерны: утопичность взглядов, радикализм, борьба за ликвидацию существующего строя и просвещение крестьянства. По сути, это был русский вариант утопического социализма. Народовольчество в России насчитывало три течения: бунтарское (во главе с М. Бакуниным), заговорщическое (П.Ткачев) и пропагандистское (П. Лавров). Это движение исчерпало себя к концу XIX века и стало основой для возникновения партии эсеров, главной силой страны полагающей крестьянство.

Судьба самого императора- реформатора Александра II была печальной. На него обрушилась серия покушений народовольцев. 4 апреля 1866 г. выстрел Дмитрия Каракозова развязал террор. Затем последовала целая серия покушений, последнее из которых, 1 марта 1881 г., было удачным. Бомба народовольца Гриневицкого смертельно ранила императора. По иронии судьбы, император погиб тогда, когда был готов к рассмотрению проект конституции. Проект конституции М.Т. Лорис - Меликова был забыт и 29 апреля 1881 г. вышел другой документ- манифест К.Н. Победоносцева «О незыблемости самодержавия». Наступила реакция.

Литература:

Мироненко С.В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989 г.

Государственные деятели России глазами современников Александра II. М., 1995

Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. М., 1984