Отраслевая

Расходы гос бюджета

Ср-ва ФСЗН

Доходы гос бюджета

Доходы республиканского бюджета РБ поступают по 2 осн направлениям:

1.Налоговые доходы: НДС; акциз; налог на прибыль; экологический налог; таможенные сборы, пошлины и платежи; прочие налоги и сборы

2.Неналоговые доходы:доходы от исп-ия гос имущества (проценты за пользование ден ср-ами гос бюджета; дивиденды по акциям и доходы от вкладов гос-ва в уст фонды субъектов хоз-ия); доходы от предпринимательской деят-ти гос-ва (сдача в аренду зданий, сооружений, земельных учатсков и т.д.); адм штрафы, пени, неустойки и эк санкции)

Расходы республиканского бюджета в законе о бюджете РБ на очередной финн год обычно представляются по 2 классификациям:

1.Функциональная (наибольший интерес представляет функц-ая класс, к-ая предусматривает след напр-ия расходов:

- гос упр-ие (содержание законодательной, исп, суд власти; междунар деят-ть; создание и содержание гос резервных фондов и т.д.)

- нац оборона и правоохранительная деят-ть

- финн-ие нац Э

- охрана окр среды

- ЖКХ

- здравоохранение

- образование

- культура

- наука

- физ культура и спорт

- соц политика

5.Если в бюджете доходы = расходам, то бюджет явд сбалансированным.

Сбалансированный бюджет в РБ был запланирован на 2012 г и пл-ся на 2013 г.

В реальности чаще всего расходы могут быть больше доходов – тогда это бюджетный дефицит, либо доходы больше расходов –профицит.

Осн причины дефицита:1. Спад общ пр-ва (рецессия)2.Завышение расходов на соц проги

3.Завышенные расходы на оборону 4.Рост теневого сектора Э

Бюджетный дефицит сам по себе не обязательно свидетельствует о чрезвычайном положении в Э. Всё зависит от реальных причин его возн-ия. Если финн ресурсы, составляющие бюджетный дефицит, направленный на развитие Э инновационных разработок на финн-ие приоритетных отраслей, т.е. исп-ся эфф-но, то в будущем рост налогов, вызванный ростом пр-ва с излишком перекроет понесённые затраты. Кроме этого, в следствие развития пр-вавозникают новые раб места. Т.о. такой бюджетный дефицит порождаетоживлениев Э,но если прав-во гос-ва не имеет чёткой проги эк развития, а превышение расходов над доходами допускается с целью золотать финн дыры, тогда дефицит неизбежно порождает отрицательные моменты в Э (рост безработицы; инфляцию; девальвацию и т.д.)

Самая большая опасность состоит в том, что постоянный и увеличивающийся дефицит бюджета приводит к ув-ию гос долга.

На протяжении 10 лет бюджет РБ формировался с дефицитом. А сейчас гос-во прибегает к исп-ию сбалансированных бюджетных процессов.

Источники финн-ия дефицита бюджета:

1) Внутр финн-ие:

- источники, получаемые от НБ – это сопровождается эмиссией ден ср-в

- источники, получаемые от банков, пр-ий и населения(происходит выпуск и размещение гос краткоср и долгоср облигаций и др цен бумаг)

- поступление от реализации принадлежащего гос имуществу(аренда зем участков…)

- заёмные ср-ва, привлекаемые из целевых бюджетных фондов

2.Внешние источники финн-ия - кредиты междунар финн орг-ий (всемирный банк; МВФ; банк ЕвроЗЭС; междунар банк реконструкции и развития (МБРР); европейский банк рекострукции и развития) и прав-во ин гос-в.