Теория модернизации

Цивилизационный подход

Начал складываться в XVIII в., но полное развитие получил в к. XIX-XX вв.

Его приверженцы: Макс Вебер, Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер, школа «Анналов» (Л. Февр, М. Блок, Ф. Бродель); Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Сорокин.

Существует множество определений. Иногда понимается как синоним культуры.

Цивилизация – совокупность социально-экономических, политических и культурных систем, имеющих общие признаки, находящихся на одном уровне развития.

Сильные стороны:

-ориентирован на изучение истории общества с учетом специфики стран и регионов,

-предполагает представление об истории как многолинейном процессе,

-предполагает целостность человеческой истории. Цивилизации как целостные системы сопоставимы друг с другом (сравнительно-исторический метод),

-отводит важную роль в историческом процессе религии, культуре, менталитету.

Слабые стороны:

-аморфность критериев выделения типов цивилизации (трудно выявить, какой элемент доминирует – религия, культура, политика и т.п.),

-не до конца ясны такие категории как интерпретация движущих сил исторического процесса, направления и смысла исторического развития (пока: «рождение» --- «расцвет» --- «смерть»).

Именно внедрение цивилизационного подхода позволило ввести в научный обиход исторической науки теорию модернизации, представившей альтернативное (чем смена общественно-исторических формаций) видение исторических процессов в России.

Эйзенштадт, Ростоу, Хозелиц начали разрабатывать в 1950-1960-е гг.

Использование теории модернизации в исторической науке позволило отойти от упрощенного представления об историческом движении от одного типа формации к другому на основе эволюции развития средств производства, включив в исторический анализ исследование особенностей национального менталитета, политической культуры и социокультурных традиций.

Использование модернизационной парадигмы в отечественной истории предполагает сравнительный анализ процессов возникновения индустриальной цивилизации (построение гражданского общества, демократического государства и рыночной экономики) с аналогичными процессами на Западе. В связи с чем, делается вывод о “вторичной” модернизации в России, главной особенностью которой является догоняющий характер. Это сужает и упрощает исследования перспектив и альтернатив отечественного исторического развития.

В последние десятилетия в западной историографии распространяется новое направление в изучении истории различных обществ и государств – история повседневности, историческая антропология. Предмет исследования – не народы, классы, социальные группы, а простые люди. Подход позволяет проследить эволюцию жизни простых людей, их ценностей, интересов, потребностей.