Происхождение языка (глоттогенез)

Функции языка

Функции языка – это проявление его сущности. Исследователи языка не сходятся в вопросе о количестве и характере функций. Однако основные базовые функции выделяют все. К основным функциям относят коммуникативную и когнитивную.

Коммуникативная функция проявляется в назначении языка служить орудием, средством при передаче информации, обмене мыслями и сообщении о переживаемых эмоциях. Конечно, наряду с вербальным языком (словесным), мы используем и средства невербального общения (жесты, мимику, позы), которые дополняют звуковую речь, выражая чувство или побуждая к действию. Однако они не могут выразить расчлененных понятий и связных мыслей.

Когнитивная (мыслеобразующая, гносеологическая, познавательная) функция – быть средством получения новых знаний о действительности, эта функция языка связывает его с мыслительной деятельностью человека, в единицах языка материализуется структура и динамика мысли

Базовые функции языка проявляются в частных: эмотивной, эстетической, метаязыковой, апеллятивной, контактоустанавливающей, в функции хранения и передачи национального самосознания, традиций, истории народа и в некоторых других.

Эмотивная функция проявляется в выражении настроений, эмоций путем подбора слов, использования определенного типа интонации: У него такая физиономия!

Метаязыковая функция обнаруживается тогда, когда возникает необходимость в объяснении непонятного слова или какого-либо языкового факта: Слог – это минимальная произносимая единица.

Апеллятивная функция наблюдается в тех случаях, когда говорящий побуждает слушающих к каким-либо действиям: Возьми ручку, пожалуйста.

Контактоустанавливающая функция – это функция создания и поддержания контакта между собеседниками. Она выражается обычно словами и фразами речевого этикета: Здравствуйте! Как поживаете? Всего вам доброго.

Эстетическая функция проявляется в эстетическом воздействии языка художественной литературы на читателя.

Функция хранения и передачи национального опыта обнаруживается во многих языковых явлениях, и в частности в значениях слов и во фразеологических оборотах типа кафтан,тяжела шапка Мономаха.

В речи частные функции могут совмещаться.

Проблема происхождения естественного человеческого языка (глоттогенеза) не является чисто лингвистической. Ее решение может быть достигнуто только совместными усилиями представителей истории, археологии, геологии, антропологии, биологии, психологии и многих других наук. Решаться она должна в рамках комплексной проблемы "Происхождение человека, общества, сознания, языка".

Еще в глубокой древности человечество волновал вопрос: как и почему люди начали говорить? Древнегреческие ученые вели долгий спор о том, возник ли язык «от природы» или «по установлению».

Первый ответ на вопрос о ПЯ дает религия, церковь: это Всевышний создал человека и все сущее на Земле. Бог же, очевидно, создал и язык. Эта гипотеза получила название креационной (лат. creo – творю, создаю), теологической (божественной). Идею получения людьми языка от каких-то высших сил разделял Платон.

Начиная с XVIII века проблема ПЯ была поставлена как научно-философская.

Среди условий, в которых возникал язык, были факторы, связанные с эволюцией человеческого организма, и факторы, связанные с превращением первобытного стада в общество. Поэтому множество высказываний о происхождении языка можно разделить на две основные группы: 1) теории биологические, 2) теории социальные.

Биологические теории объясняют происхождение язык эволюцией человеческого организма — органов чувств, речевого аппарата и мозга. Они рассматривают возникновение языка как результат длительного развития природы, отвергая тем самым разовое (божественное) происхождение языка. Среди биологических теорий наиболее известны две — звукоподражательная и междометная.

Звукоподражательная теорияобъясняет ПЯ эволюцией органов слуха, воспринимающих крики животных. Язык возник, по этой теории, как подражание животным (ржанию коней, блеянию овец) или как выражение впечатления о называемом предмете.

Звукоподражательная теория основывается на двух положениях: 1) первые слова были звукоподражаниями, 2) в слове звучание символично, значение отражает природу вещей.

Однако оба эти предположения не соответствуют фактам языков. Действительно, в языках имеются звукоподражательные слова гав-гав, хрю-хрю и их производные гавкать, хрюканье. Однако звукоподражательных слов в языке мало и, главное, они различны в разных языках.

Звукоподражательные слова имеют звуки и формы, уже существующие в языке. Вот почему утка для русского кричит кря-кря (крякает), для англичанина квак-квак (quack), для французакан-кан (сапсапer), а для датчанина pan-pan (rapper). Различны и подзывные слова, с которыми обращается человек к домашнему животному, например свинье, утке, гусю.

Кроме того, наиболее употребительные слова далеки от звукоподражательных.

Междометная (или рефлексная) теория объясняет ПЯ теми переживаниями, которые испытывает человек. Первые слова, по этой теории,— непроизвольные выкрики, междометия, провоцируемые чувстченным восприятием мира. Они эмоционально выражали боль или радость, страх или голод. В ходе дальнейшего развития выкрики приобретали символическое значение, обязательное для всех членов данного сообщества. Сторонниками рефлексной теории были Ч.Дарвин, Я.Гримм.

Если в звукоподражательной теории толчком был внешний мир (звуки животных), то междометная теория стимулом для появления слов считала внутренний мир живого существа, его эмоции. Общим для обеих теорий является признание наряду со звуковым языком наличия языка жестов, который выражал более рациональные понятия.

Звукоподражательные и междометные теории во главу угла ставят изучение происхождения механизма говорения, в основном в психофизиологическом плане. Игнорирование социального фактора в этих теориях привело к скептическому отношению к ним: звукоподражательную теорию стали в шутку называть «теорией гав-гав», а междометную — «теорией тфу-тфу».

Социальные теории ПЯ объясняют его появление общественными потребностями, возникшими в труде и в результате развития сознания человека.

Теория социального (общественного) договора рассматривает язык как сознательное изобретение и творение людей.Так, уже Диодор Сицилийский (I в. до н.э.) писал: «Первоначально люди жили, говорят, неустроенной и сходной со зверьми жизнью, выходили вразброд на пастбища и питались вкусной травой и древесными плодами. При нападении зверей нужда научила их помогать друг другу, и, собираясь вместе от страха, они начали постепенно друг друга узнавать. Голос их был еще бессмысленным и нечленораздельным, но постепенно они перешли к членораздельным словам и, установив друг с другом символы для каждой вещи, создали понятное для них самих изъяснение относительно всего».

Теория социального договора в XVIII в. была поддержана А.Смитом и Ж.-Ж.Руссо.

В конце 70-х годов 19 столетия немецкий философ Л. Нуаре выдвинул рабочую теориюпроисхождения языка, илитеорию трудовых выкриков. Л.Нуаре справедливо подчеркнул, что «мышление и действие были первоначально неразрывны», так как прежде чем люди научились изготовлять орудия труда, они в течение продолжительного времени испробовали на разных объектах действие различных естественных предметов.

Язык возник в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей как одно из средств оптимизации и согласования этой деятельности.

При совместной работе выкрики и возгласы облегчают и организуют трудовую деятельность. Когда женщины прядут, а солдаты маршируют, они «любят сопровождать свою работу более или менее ритмическими возгласами». Эти выкрики, вначале непроизвольные, постепенно превратились в символы трудовых процессов. Первоначальный язык был набором глагольных корней.

Теория трудовых выкриков, по сути, оказывается вариантом междометной теории. Трудовое действие рассматривается как параллельное звуковому языку — выкрикам, причем язык может и не сопровождать трудовое действие.

Все философы подчеркивали особую роль в становлении человеческого сознания и звуковой речи «кинетического языка» - языка жестов и пантомимы. Основателем теории ПЯ из жестов считается немецкий философ и психолог В.Вундт. Это теория близка к междометной, но дополняет ее. По Вундту, первоначальное слово – это бессознательный продукт внутреннего мира человека, психических движений этого мира. Вундт считал, что первоначально существовало как бы два языка – язык звуков и язык жестов. Постепенно звуковой язык совершенствуется, а язык жестов начинает играть вспомогательную роль, как менее удобный по сравнению со звуковым. Приречевая жестикуляция начинает играть различную роль у разных народов, что соответствует их особому психическому и душевному складу.

Со второй половины XIX в. Наступило всеобщее разочарование в попытках решить проблему ПЯ. Французская Академия постановила не принимать к рассмотрению работы по ПЯ. Тем не менее проблема продолжает оставаться в поле зрения науки. В 1984 г. было основано Международное общество по исследованию глоттогенеза. Основное направление научного поиска – выявление тех материальных и социальных факторов, которые делали возникновение языка неизбежным.