Реформы Амир Незама.

Бабидское восстание 1948-1952гг.

В 40-х гг. XIX века мусуль­манский проповедник Али-Мохаммед основал секту, возглавившую религиозное и политическое движение народных масс. Али-Мохаммед принял прозвище «Баб», т.е. «дверь» (ведущая праведных к спасению души и познанию божественной истины). Последователи «Баба» называ­лись «баби» (бабиды). Учение бабизма включало, кроме элементов рели­гиозной мистики, ряд прогрессивных социально-политических требова­ний (борьба с произволом чиновников, облегчение нало­гового бремени, отмена откупной системы, реформа судов, равноправие женщин) и получило широкое распространение среди городских ремесленников, мелких и средних слоев купечества и значительной час­ти крестьянства. В ряде городов (Исфахан, Йезд, Зенджан, Барфоруш и др.) и сельских местностей поднялись народные восстания, руководи­мые бабидами. Бабидское движение в 1848-1852гг. было подавлено шахским правительством. В Иране воцарился режим деспотизма и реакции.

 

 

Часть господствующего класса искала выхода из создавшегося кризиса и пыталась ограничить влияние иностранных держав и укрепить центральную власть, национальную независимость, финансовое и экономическое положение страны. Эти цели преследовали реформы Мирзы Таги-хана Эмир Незама, которые в результате были приостановлены в результате противодействия внутренней реакции и иностранных держав, главным образом Англии.

 

Реформы Эмир Незама
Военная реформа Вместо ханов племён выступали военные во главе военных подразде лений.   Реформа Просвещения и быта: 1.была основана политехническая высшая школа-Дар-оль-фонун 2.осуществлялись переводы научной и др. литературы с европейского на персидский язык 3.начала выходить первая в Иране газета «Важные события» 4.на учёбу за границу посылались молодые иранцы 5.в Иран приглашались иностранные преподаватели 6.открыта почтовая служба 7.строительство сах.з-дов в Сари и Барфоруше, з-дов по произ-ву изделий из фарфора и хрусталя в Тегеране, Куме, Исфахане,фабрик по произ-ву ниток и коленкора в Тегеране, бум. Фабрики в Исфахане было организовано произ-во чугуна в Сари.   Реформа Государственного Управления: Создан Диван Хан-домоправи тельство, для ограничения вли яния духовенства

Реформы не имели социальной поддержки, более того были краткосрочными, носили косметический характер.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Подумайте каким было политическое устройство страны ?

2. Почему Иран становится объектом колониальной экспансии европейских держав (Англии, Франции, России)?

3. Почему распалось государство Надир-шаха? Можно ли было избежать этого?

4. В чём утопична идеология бабидов?

5. Как вы считаете реформы Эмира Незама были плодотворными? Если да(нет), тогда почему? Какое влияние в целом они оказали на страну?

 

Литература:

  1. Ацамба Ф.М., Павлов В.И., Пак М.Н. История стран Азии и Африки в новое и новейшее время. Издательство Московского Университета 1991г. Ч1. с. 229-243.
  2. Васильев. История Востока. Т1.Ч2. Гл. 5. с.297-309.
  3. Зока Я. Армия Ирана в Каджарскую эпоху// Родина.-2001.-№2.- с.64-68.