Информационная теория эмоций

Эмоция возникает как функция от потребности и информации о том на сколько возможно ее удовлетворение. Отражение мозгом какой-то потребности и вероятности ее удовлетворения. Эту возможность мозг оценивает на основании опыта.

Информация о средствах с помощью которых эта потребность может быть удовлетворена. с-необходимые, н- наличные. Э=f(П*(Ис-Ин)….)

Если средств наличных меньше чем необходимо – эмоции отрицательные и наоборот.

Величина эмоции определяется силой потребности и разрывом между необходимыми и наличными средствами. Еще зависит от ряда индивидуальных факторов – наличия времени, и проч.

потребность – избирательная зависимость организма от факторов внешней среды. Потребность – источник активности, определяет побуждения.

Эмоция возникает когда нет возможности для удовлетворения потребности, когда существует вероятность невыполнения.

Ф-ции

1. отражательно-оценочная. Отражает потребность и возможность ее удовлетворения. По Анохину э. определяет полезность или вредность для организма. Симонов понимает оценку как ценность, например в сложной ситуации конфликта, когда несколько важных событий, эмоции помогают разобраться в значимости и помогают сделать выбор. По этой ценности происходит сопоставление. Это пластичный механизм оценки разных воздействий.

2. переключающая. Эмоции направляют поведение т.о. чтобы минимизировать отрицательные и максимизировать положительные. (бОльшее удовольствие и избегание неудовольствий). В ситуации конфликта мотивов побеждает та потребность за которой стоит бОльшая эмоция.

3. подкрепляющая ф-ция. Подкрепление по Павлову. Некий безусловный стимул который сочетается с нейтральным, в результате чего нейтральный приобретает значение. Подкрепляет не само по себе удовлетворение, а эмоция. То есть эмоция обладает приоритетом перед потребностью.

4. компенсаторная ф-ция. В случае дефицита наличных средств помогает найти выход. Отрицательная эмоция навязывает эволюционно зафиксированную форму поведения. Когда реализация какой-то потребность идет трудно, для того чтобы усилить потребность, возникает эмоция воодушевления, радости (сильная эмоция на маленький успех). Т.е. положительная восполняет недостаток побудительности.

Эмоции – важный эволюционный механизм саморазвития. Живое существо ищет положительных эмоций. Происходит расширение поведения чтобы снова и снова испытывать положительные эмоции.

 

Психологические теории : Леонтьева и Рубинштейна.

Леонтьев:

Эмоции – отражают тот смысл, который имеют для субъекта различные предметы, ситуации. Отражают значение «для меня». Отражают отношение «объект – потребность».

Эмоция с т.з. Леонтьева оценивает, регулирует процесс деятельности под определенный мотив. Ф-ции побуждения выполняет мотив.

Переживания – форма данности эмоции субъекту.

Классификация эмоций:

  1. Ситуативные. Сущ.в рамках конкретной ситуации, отражают на сколько приблизился к успеху. Могут носить идеаторный характер и проч.
  2. Аффекты. Регулирующая ф-ция в образовании аффективных следов (или комплексов). Определяет избирательность в последующих ситуациях. Эти следы имеют 2 тенденции: к навязчивости и к торможению.

к навязчивости: диффузия, распространение аффекта на все сходные объекты.

к торможению: предполагает торможение произвольных реакций, нр речевых. В состоянии аффекта чел не может сложно выражаться, издает междометия. Сложная деятельность оттормаживает.

  1. Чувства.

 

 

Рубинштейн.

Эмоции – субъективная форма существования мотивации. Эмоции – это то, в чем нам дана потребность. Живое существо узнает о существовании у себя потребности по возникновению эмоции. С одной стороны в эмоции присутствует «зависимость от» и «стремление к». Эмоция побуждает. (в отличие от леонтьева).двойственная природа – отражают не объект а наше отношение к объекту. Эмоции полярны, различие знаков не предполагает наличие единой оси. Эмоции как установление связи между происходящим и потребностями. Выражают и активную и пассивную стороны человека. Возможна амбивалентность эмоций.

Панэмоционализм: признание эмоции обязательным компонентом любого психологического акта.

Разделяет понятие – эмоция и эмоциональность (или аффективность). Любой психический процесс включает в себя три компонента: когнитивный, волевой и эмоциональность (аффективность). Любая эмоция – отношение к чему-то. Любая эмоция имеет предмет. Образ предмета зафиксирован в интеллектуальном компоненте. Параллельно происходит эмоциональное оценивание и в зависимости от этого оценивания формируется стремление, побуждение сделать что-то – это волевой компонент. Воля и интеллект присутствуют в эмоции. Сама по себе эмоциональность в эмоции – динамическая составляющая. Приспосабливает, адаптирует, меняет, отвечает за динамику., определяет темп, тонус, силу с которой будет совершаться действие. Обусловливает динамическую сторону деятельности.

 

Классификация эмоциональной сферы человека по уровню предметности:

  1. уровень органической эмоциональной чувствительности. Когда эмоц состояние вызвано процессами в организме и для самого человека предмет эмоции не дан. «непредметный» уровень.
  2. предметные чувства (нр ситуативные эмоции), человеку явлен предмет, он очевиден, осознаваем. Высшей ступенью данного уровня является когда эмоции начинают делиться от предметов вообще: моральные чувства, интеллектуальные, эстетические чувства.
  3. мировоззренческие чувства – предмет предельно абстрактен. Нр чувство комического, трагического и т.п.

 

чем выше место в иерархии, чем более высокий уровень занимает эмоция, тем выше уровень ее осознания.

Классификация:

  1. ситуативные
  2. аффекты
  3. настроения
  4. страсти – глубокое стойкое длительное чувство, с ярко выраженным волевым моментом стремления но при этом в сочетании с пассивностью : страсть захватывает человека, он от нее зависим.

 

Функции эмоций.

  1. оценки (признается всеми авторами всех теорий)
  2. побуждения (леонтьев не признает). Сложные формы поведения разрушаются - дезорганизующая ф-ция эмоции и организующая ф-ция.
  3. регуляция психической деятельности, прежде всего познавательной. С одной стороны эмоции накапливают определенный опыт, аффективный след, кот учитывается при построении поведения в дальнейшем. Другая ф-ция – предвосхищение, идеаторный характер, оценка «впрок».