Музыка для органа.

IV.3. Инструментальная музыка XVII-начала XVIII вв.

В XVII в, инструментальная музыка Западной Европы становится самостоятельной областью творчества сопоставимой с музыкально - тральными и вокально - инструментальными жанрами эпохи. В это время I формировались собственно инструментальные жанры полифонического, граммофонного и смешанного типа: фуга, сюита, старинная соната и концерт.

Па развитие инструментальной музыки существенно влияли условия ее концертного существования, среды её исполнения от начала к концу XVII века. Исполнительское назначение произведения было конкретным, и этим во многом определялись творческие поиске композиторов.

В каждой из западноевропейских стран развивались собственные инструментальные школы. Так, во Франции композиторы преимущественно тчиняли для клавесййа, в Англии для вёрджинела, в Германии для органа, а в Италии сложились условия для развития музыки для смычковых инструментов.

Круг образов, воплощённых в инструментальной музыке XVII столетия, гораздо более широк, чем в предыдущие периоды. Музыкальный образ становится более рельефным, растёт стремление к воплощению контраста.

Образное содержание новой инструментальной музыки побуждает к поискам нового тематизма, к единству его развертывания в пределах части никла и к созданию цикла из контрастных частей. В поисках образной характерности инструментальная музыка опирается на танец, оперную монодию, изобразительное начало и программные замыслы.

В эту эпоху развиваются определенные инструменты со своими особенностями звучания - и соответственно со своим репертуаром: клавесин, скрипка, новый: камерный ансамбль (две скрипки и basso continuo), концертный оркестр. Расширяется сфера воздействия органа, и обогащается его репертуар.

 

В музыкальной жизни XVII в. орган занимал важное место на протяжении всего столетия с органной музыкой связаны имена крупных мастеров и развитие многих жанров. К XVII в. орган обладал широкими художественными и возможностями. Его регистрово-динамические контрасты и большой диапазон соответствовали эстетическим канонам эпохи барокко: Наиболее совершенные инструменты находились в соборах. Однако орган использовался и вне литургической практики. Так концерты выдающихся органистов в крупных соборах собирали большую аудиторию. Небольшие органы участвовали, в ансамблях, в сопровождении вокальной музыки, в ранних оперных спектаклях, а также имелись и в частных домах музыкантов.

В начале XVII в. нидерландский композитор Ян Свелинк (1562-1621) открыл новые пути в органной музыке, которые предопределили её развитие в барочную эпоху.

Он унаследовал богатые полифонические традиции нидерландской школы, был знаком с образцами искусства итальянской, французской и английской школ. Свелинк оказал большое творческое воздействие на целое поколение северонемецких органистов. Его учениками были: Самюэль Шайдт, Я. Преториус, X. Шнейдерман, П. Зайферт.

Его произведения были тесно связаны с исполнительской деятельностью. Для исполнения в церкви он сочинял органные фантазии, ричеркары, каприччио.

В фантазиях, каприччо и ричеркарах для органа Свелинка крупная (иногда до 200 тт.) форма строится на единстве имитационного, фугированного изложения и слитно-вариационного развития. Свелинк - родоначальник традиции больших полифонических форм и хоральных вариаций.

Глава итальянской органной школы Джироламо Фрескобальди (1583-1643) разрабатывал различные виды ричеркара. Его творческие поиски способствовали формированию фуги. Также в сфере его интересов были композиции импровизационного происхождения (токкаты).

Фрескобальди - современник К. Монтеверди. Претворенный в операх Монтеверди «stile concitato» с его экспрессией повлиял на инструментальные сочинения Фрескобальди. Итальянский мастер смело экспериментировал в стилистике и композиции, нарушал давно сложившиеся нормы. Круг жанров инструментального творчества Фрескобальди включает в себя: танцы и вариации на вокальные мелодии, партиты для клавира, чаконы, пассакалии, канцон, ричеркаров, токкат для органа (некоторые произведения допускают исполнение и на органе, и на клавире).

Темы в произведениях Фрескобальди разнообразны. Некоторые из них плавные ритмически уравновешенные в узком диапазоне и ассоциируются с мелодикой полифонии строгого стиля, другие - ритмически напряженные, включают в себя ходы на широкие интервалы, хроматику. В особых случаях Фрескобальди применяет необычные гармонические сочетания. Одну из в юкка г он обозначил как «con durezze e ligature» («с жесткостями и лигатурами»). В ней вся композиция основана на идее подготовленных диссонансов (гармоний с задержаниями). Эффект усиливается благодаря мощной органной звучности.

Гакже для Фрескобальди типичны смены фактуры в рамках одного сочинения. Так импровизационные пассажи чередуются со строгим хоральным с пледом.

В своих ричеркарах Фрескобальди большое внимание уделяет полифонической разработке тем. Он варьирует тему, вводит новый тематический материал, соединяет в одной пьесе две или четыре темы в сложных сочетаниях.

Немецкая органная школа

«Золотой век» органного искусства связан творчеством немецких органистов - предшественников И.Баха. Наиболее значительными представителями этой школы были: Самюэль Шайдт (1587-1654), Иоганн Якоб Фробергер (1616-1667), Иоганн Пахельбель (1653-1706), Дитрих Иукстехуде (1637-1707).

Необходимо отметить, что органная музыка занимала была значительным явлением в художественной культуре немецких центров XVII в. Это было » низано с наследием Реформации и Тридцатилетней войны. Духовная песня, хорал, игра органиста в церкви, исполнение пассионов составляли основные музыкальные впечатления немецкого горожанина. Итальянская опера, итальянская кантата или ария были известны в основном в аристократических кругах, тогда как церковный органист был, как правило, признанным музыкальным авторитетом, главой и руководителем местных музыкантов.

Самюэль Шайдт — первый из значительных представителей немецкой органной школы был автором многих произведений для органа, духовных хоровых сочинений, «Симфоний в концертном стиле», обработок псалмов, песен и танцев. В сборнике его сочинений под названием «Tabulatura nova» изданном в трех томах в 1624 г., объединены вариации на хоралы, песни и ганцы, фантазии, фуги, токкаты, псалмы и другие духовные сочинения

В полифонических произведениях Шайдта, которые он именует то фугами или фантазиями объединено фугированное изложение и вариационность. В тематизме фантазий и фуг есть различие: первые чаще написаны в старых полифонических традициях на заимствованные первоисточники (из духовных песен или других источников), вторые на темы собственного сочинения. Шайдт, придавал большое значение звуковому, колористическому фактору в музыке для органа. Об этом свидетельствуют его указания о регистровке сочинений: он стремился разнообразить красочные и динамические средства, липу иные органу, свободнее чем его современники, применял педаль. Шайдт открывает традицию обработок протестантского хорала. В хоральных вариациях он применяет полифонические приёмы (cantus firmus, каноны, | той ной контрапункт).

Иоганн Якоб Фробергер - ученик Фрескобальди. Также он испытал влияние французской клавесинной музыки. Фробергер сближает стилистику органных произведений с музыкой для клавира. Его органные (и клавирные) ричеркары более строги и традиционны по общему интонационному складу и характеру многоголосия, а канцоны более подвижны и «инструментальны» по фактуре. Вместе с тем и ричеркары и канцоны у Фробергера по форме приближаются к фуге, благодаря ясности структуры и намеченным интермедиям между проведениями тем. Его токкаты отличаются виртуозностью и импровизационным характером изложения материала. Его музыка очень экспрессивна. В клавирных сюитах Фробергера отчетливо проявляется тенденция к отбору группы танцев для цикла; преобладает последовательность: аплеманда, куранта, сарабанда, жига. В состав сюит он нередко включает программные части, например «Жалоба, сочиненная в Лондоне, чтобы прогнать меланхолию». Это авторское признание вносит сугубо личный оттенок в понимание пьесы.

Для непосредственных предшественников Баха Иоганна Пахельбеля и Дитриха Букстехуде характерно дальнейшее образное обновление органной музыки. В их произведениях можно отметить две тенденции: развитие фуги (независимо от того, что композиция может быть названа ричеркаром или фантазией) и развитие токкаты (прелюдии, каприччио) как более свободного по форме произведения. Крупные и оригинальные художники, они представляют как бы разные стороны предбаховского органного искусства: Пахельбель -более «классичную» его линию, Букстехуде - «барочную».

Среди органистов XVII в. Пахельбеля выделяет «проясненность» музыкальной мысли. Для его музыки характерны цельность, завершенность формы, ясность ладогармонического склада. Основная часть его творческого наследия — сочинения для органа и клавира. Он сочинял ричеркары и фуги, токкаты, прелюдии, делал обработки протестантского хорала. Его ричеркары уже не отличались от фуг. Фуги же Пахельбеля во многих отношениях могут быть названы «предбаховскими». Их темы чаще всего характерны и разнообразны. Импровизационные форм у Пахельбеля близки прелюдиям и отличаются небольшими масштабами.

Пахельбель много внимания уделял обработкам протестантского хорала. От техники последовательных рядов вариаций на хорал Пахельбель переходил к более сложным и свободным приемам обработки хоральных мелодий. Так, прославленный хорал «Ein'feste Burg» он обработал в малом цикле из двух частей: фугированной и прелюдийной. Первая часть имитирует одну за другой строфы хорала, словно в экспозициях фуг, во второй же — хорал положен в основу прелюдии как ее гармонический бас.

В творчестве Букстехуде на первый план выступают иные стороны органного искусства: масштабность замыслов, богатство и свобода фантазии, склонность к патетикеи драматизму. В отличие от Пахельбеля его орагнные композиции широко развернуты и внутренне контрастны.

Букстехуде создавал циклы прелюдии и фуг. При этом внутри фуги, между экспозициями ее тем, или в конце фуги часто возникает тематический материал прелюдии. Все части его композиций свободно и плавно переходят одна в другую: происходит естественная смена образов или образных штрихов почти театральной яркости.

Широко применял Букстехуде вариационные принципы как в сочетаниях с другими принципами формообразования, так и в остинатных формах (пассакалия, чакона). С удивительной свободой он создавал обработки хорала, и пиемия характер хоральной мелодии.

Значимую часть органной музыки Букстехуде составляют вариации на bosso ostinato (пассакалия, чакона). Он стал одним из первых композиторов, тратовавших эти жанры как крупномасштабную композицию драматического содержания.