Искусство

Архитектура

В Новое время начинает быстро развиваться промышленная архитектура: вокзалы, мосты, фабрики и т. п. Быстрый рост городов привел к необходимости перепланировки старых кварталов и строительства новых проспектов и транспортных артерий. Так, в 1883 г. началась перепланировка Парижа, которая неузнаваемо изменила облик города.

В архитектуре в последней трети XIX в. возник новый тип инженерных конструкций, не пожелавших рядиться в маскарадные одеяния. Он нашел свое выражение в таких сооружениях, как знаменитая 300-метровая железная башня, построенная инженером А.Г. Эйфелем (1832 - 1923) для Всемирной выставки 1889 г. в Париже. Инженеры второй половины XIX века стали основными творцами новой функциональной архитектуры.

Изобразительное искусство западноевропейской культуры Нового времени вошло как время расцвета художественных школ Италии, Франции, Фландрии, Испании, Голландии. Каждая из них обнаруживает яркую национальную самобытность, обусловленную особенностями исторического и культурного развития страны, характером общественной жизни, спецификой художественных традиций. Интимность, лиризм образов, аналитическая наблюдательность стали характерными чертами искусства XVIII века.

Ведущим направлением в искусстве Франции XVIII века становится рококо, яркими выразителями которого были Жан Антуан Ватто (1684 - 1721), Франсуа Буше (1703 - 1770), Жан Батист Симон Шарден (1699 - 1779), Жан Батист Пигаль (1714 - 1785) и Жан Антуан Гудон (1741 - 1828). Классический стиль был представлен творчеством Жана Луи Давида (1748 - 1825), написавшего картины «Смерть Марата», «Клятва Горациев».

Романтизм в живописи французских художников проявился в творчестве Теодора Жерико (1791 - 1824) – «Плот Медузы», Эжена Делакруа (1798 - 1863) – «Свобода, ведущая народ». Реалистическое направление укрепило свои позиции с середины XIX века творчеством Ж. Ф. Милле (1814 - 1875) – «Сборщицы колосьев», Г. Курбе (1819 - 1877) – «Патроны в Органе», Эдуарда Мане (1832 - 1883) – «Завтрак в мастерской», «Чаепитие» и др.

Творчество французских импрессионистов Клода Моне (1840 - 1926), Огюста Ренуара (1841 - 1919), Эдгара Дега (1834 - 1917) и Камиля Писсаро (1830 - 1903) по стилю значительно различались. Однако свежесть красок и зыбкость очертаний в значительной мере объединяет художников этого направления. Соратником импрессионистов был великий французский скульптор Огюст Роден (1840 - 1917), искусство которого прославляло красоту и благородство человека – «Граждане Калле», «Поцелуй», «Мыслитель».

Основные черты импрессионизма получили свое развитие в постимпрессионизме. Поль Сезанн (1839 - 1906) строил свою живопись на чистых тонах и цветовых контрастах – «Берега Марны», «Персики и груша». Поль Гоген (1848 - 1906) стремился своим искусством раскрыть быт народов Океании. Своеобразным было изобразительное искусство Винсента Ван Гога (1853 - 1890) – «Крестьянка», «Едоки картофеля», «Ночное кафе», «Пейзаж в Овере после дождя».

Музыкальное искусство

В конце XVII - XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором заговорила вся Европа. Первые немецкие композиторы Иоганн Себастьян Бах (1685 - 1750) и Георг Фридрих Гендель (1685 - 1759) работали практически во всех музыкальных жанрах, используя библейские сюжеты для своих произведений. «Отцом симфонии» называют Йозефа Гайдна (1732 - 1809), учителя Моцарта и Бетховена. Вольфганг Амадей Моцарт (1756 - 1791) в операх «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» создает разнообразные и живые человеческие характеры. Эти же качества присущи симфониям Людвига Ван Бетховена (1770 - 1827), особенно Девятой и Торжественной мессе.

В музыкальной культуре Германии романтическое направление представлено творчеством Роберта Шумана (1810 - 1856) и Рихарда Вагнера (1813 - 1883). В своих операх они соединяли романтическую тоску по свободе и национальный пафос. Во Франции представителем романтического направления в музыкальном искусстве был автор «Фантастической симфонии», «Траурно-триумфальной симфонии», «Ромео и Джульетты», «Беатриче и Бенедикт» Гектор Берлиоз (1803 - 1869).

Идеи романтизма в музыкальном искусстве нашли отражение в творчестве венгерского композитора, пианиста, дирижера Ференца Листа (1811 - 1886), создавшего оратории «Фауст-симфония», 13 программных симфонических поэм, 19 рапсодий, этюдов, вальсов и около 70 других музыкальных произведений. Представителем романтического направления был польский композитор и пианист Фридерик Шопен (1810 - 1849), написавший два концерта, три сонаты, четыре баллады, ряд экспромтов, ноктюрнов, этюдов, песен и полонезов.

Реализм в музыкальном и оперном искусстве XIX в. достиг своих вершин в творчестве великого итальянского композитора Джузеппе Верди (1813 - 1901). Он написал блестящие историко-героические оперы «Сицилийская вечерня», «Бал-маскарад», «Сила судьбы», «Симон Бокканегра», «Трубадур», «Дон Карлос», «Аида» и «Отелло». Высшим достижением реализма музыкального и оперного искусства во Франции стало творчество Жоржа Бизе (1838 - 1875), создателя опер «Кармен», «Искатели жемчуга» и др.

Театральное искусствоXVIII столетие называют «золотым веком». Крупнейший английский драматург Ричард Бринсли Шеридан (1751 - 1816) в сатирических комедиях «Соперники», «Поездка в Оарборо», «Школа злословия» высмеивал безнравственность и лицемерие высшего света. Итальянский драматург Карло Гольдот (1707 - 1793) создал 267 драматических произведений, в том числе «Трактирщица» и «Слуга двух господ». Абсолютной зрелости достигла комедия нравов в творчестве великого драматурга Пьера Бомарше (1732 - 1799), создавшего пьесу «Женитьба Фигаро».

В Германии, где комедия и трагедия сделали наибольшие успехи, Готхольд Эфраим Лессинг (1729 - 1781) создает пьесу «Гамбурская драматургия», Иоганн Вольфганг Гёте (1775 - 1787) пишет пьесу «Эгмонт», а Фридрих Шиллер (1759 - 1805) – драму «Разбойники», «Коварство и любовь». Рационализм Просвещения главной формой своего самовыражения избрал драму. Своим названием оно обязано драме Ф. Клингера (1752 - 1831) «Буря и натиск», в которой автор воспел стремление человека к свободе. Натурализм отстаивал немецкий драматург Герхард Гауптман (1862 - 1946) в пьесе «Ткачи» – своеобразный отчет о восстании ткачей в Силезии в 1844 г.