На основе идей Жане Выготским была создана теория основ развития психики.
Память
Теория ВПФ (высших психических функций)
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ л.с. вЫГОТСКОГО
Выготский продолжил идеи Французской психологической школы.
Прямым вдохновителем Выготского был Пьер Жане. В работах Жане содержались потрясшие Выготского мысли. Например, теория реминисценции.
Под реминисценцией Пьер Жане понимает автоматическое повторение действий, которые часто не зависят от внешних обстоятельств. Реминисценция - это жесткая программа, которая не изменяется внешними стимулами.
Особенности реминисценции (при патологии):
Особенностью реминисценции является исключительная точность действий. При этом они выполняются автоматически без участия сознания.
Неуправляемый характер действий. Они начинаются бессознательно и не могут быть сознательно прекращены.
По окончании приступа человек не помнит своего поведения.
Жане сделал выводы, что реминисценция - не просто патология, а возвращение на более примитивную форму организации памяти.
Свойства памяти являются в ходе социального развития.
«Воспоминания ребенка или примитивного человека находятся в нем, но не принадлежат ему». (Пьер Жанэ)
Жане понял, что существуют две формы памяти и предположил, что это связано с генезом (развитием).
1. Досоциальная форма памяти (присутствует и у людей и у животных)
2. Социальная, культурная память. Возникает только в социализации, в особых условиях.
В рамках французской социологической школы активно изучалось первобытное мышление и сознание. Важным инструментом этого изучения были этнографические экспедиции.
Среди прочих находок в качестве этнографической редкости были привезены и описаны особые приспособления, применяющиеся для запоминания – так называемое узелковое письмо, жезлы вестников. Каждый смысловой момент послания фиксировался на внешнем носителе (узелки, камушки и т.д.)
Письменность появилась, чтобы память стала безразмерность.
Первые формы письменности появились в виде индивидуального кодирования информации с помощью внешних предметов (камушки, узелки)
Жане и Выготский рассматривали эти предметы как квипу.
Квипу или квипус — способ отметки данных помощью узлов, бывший в употреблении у древних перуанцев, или, точнее, — самый объект, шнур с узлами, обозначавший вид и число предметов.
Проблема в том, что никто другой не мог прочесть это послание. Узелок на память – наследник квипу. Квипу – индивидуальная система запоминания, предназначенная для самого автора.
Механизмом их эффективности являются ассоциации, которые имеют индивидуальный характер и не понятны другому человеку.
Однако ассоциации разных людей довольно часто повторяются.
Наиболее частые ассоциации закрепились и стали основой психознаков.
Усвоение мнемознаков становится общим принципом социализации человека.
Жане, изучая узлы квипу, определил различия между первой формой памяти и второй.
I-я форма памяти имеет натуральный характер. Она досоциально присутствует в психике. Является индивидуальной и используется для сохранения индивидуального опыта.
II-я форма памяти возникает только в социальных условиях в обучающих условиях. Эти условия называются социализация. Память-рассказ.
1. Психика человека по природе своей натуральна и подобна психике животного. Для развития всех функций необходим благоприятный сенситивный период . Без специальных условий психика человека НЕ СОЗРЕВАЕТ, НЕ ФОРМИРУЕТСЯ. У человеческой психики иной сценарий развития.
2.Этот сценарий называется социализацией и в качестве ядра имеет СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМ.При отсутствии такого взаимодействия ребенок остается животным (дети-маугли). После определенного возраста его социализация невозможна.
Недоверие порождает ненадежность.
Зона ближайшего развития – совместная работа, связанная с обменом результатами действий.