На основе идей Жане Выготским была создана теория основ развития психики.

Память

Теория ВПФ (высших психических функций)

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ л.с. вЫГОТСКОГО

Выготский продолжил идеи Французской психологической школы.

Прямым вдохновителем Выготского был Пьер Жане. В работах Жане содержались потрясшие Выготского мысли. Например, теория реминисценции.

Под реминисценцией Пьер Жане понимает автоматическое повторение действий, которые часто не зависят от внешних обстоятельств. Реминисценция - это жесткая программа, которая не изменяется внешними стимулами.

Особенности реминисценции (при патологии):

Особенностью реминисценции является исключительная точность действий. При этом они выполняются автоматически без участия сознания.

Неуправляемый характер действий. Они начинаются бессознательно и не могут быть сознательно прекращены.

По окончании приступа человек не помнит своего поведения.

Жане сделал выводы, что реминисценция - не просто патология, а возвращение на более примитивную форму организации памяти.

Свойства памяти являются в ходе социального развития.

«Воспоминания ребенка или примитивного человека находятся в нем, но не принадлежат ему». (Пьер Жанэ)

Жане понял, что существуют две формы памяти и предположил, что это связано с генезом (развитием).

1. Досоциальная форма памяти (присутствует и у людей и у животных)

2. Социальная, культурная память. Возникает только в социализации, в особых условиях.

В рамках французской социологической школы активно изучалось первобытное мышление и сознание. Важным инструментом этого изучения были этнографические экспедиции.

Среди прочих находок в качестве этнографической редкости были привезены и описаны особые приспособления, применяющиеся для запоминания – так называемое узелковое письмо, жезлы вестников. Каждый смысловой момент послания фиксировался на внешнем носителе (узелки, камушки и т.д.)

Письменность появилась, чтобы память стала безразмерность.

Первые формы письменности появились в виде индивидуального кодирования информации с помощью внешних предметов (камушки, узелки)

Жане и Выготский рассматривали эти предметы как квипу.

Квипу или квипус — способ отметки данных помощью узлов, бывший в употреблении у древних перуанцев, или, точнее, — самый объект, шнур с узлами, обозначавший вид и число предметов.

Проблема в том, что никто другой не мог прочесть это послание. Узелок на память – наследник квипу. Квипу – индивидуальная система запоминания, предназначенная для самого автора.

Механизмом их эффективности являются ассоциации, которые имеют индивидуальный характер и не понятны другому человеку.

Однако ассоциации разных людей довольно часто повторяются.

Наиболее частые ассоциации закрепились и стали основой психознаков.

Усвоение мнемознаков становится общим принципом социализации человека.

Жане, изучая узлы квипу, определил различия между первой формой памяти и второй.

I-я форма памяти имеет натуральный характер. Она досоциально присутствует в психике. Является индивидуальной и используется для сохранения индивидуального опыта.

II-я форма памяти возникает только в социальных условиях в обучающих условиях. Эти условия называются социализация. Память-рассказ.

1. Психика человека по природе своей натуральна и подобна психике животного. Для развития всех функций необходим благоприятный сенситивный период . Без специальных условий психика человека НЕ СОЗРЕВАЕТ, НЕ ФОРМИРУЕТСЯ. У человеческой психики иной сценарий развития.

2.Этот сценарий называется социализацией и в качестве ядра имеет СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМ.При отсутствии такого взаимодействия ребенок остается животным (дети-маугли). После определенного возраста его социализация невозможна.


Недоверие порождает ненадежность.

Зона ближайшего развития – совместная работа, связанная с обменом результатами действий.