Техника налогового учета

 

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

­ наименование регистра;

­ период (дату) составления;

­ измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

­ наименование хозяйственных операций;

­ подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.

При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Налоговым кодексом установлено, что налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налога на прибыль в бюджет.

Таким образом, первым этапом построения эффективной и надежной системы налогового учета должно стать формирование системы регистрации первичных документов в автоматизированном режиме или ее совершенствование (определение ответственности за оформление, хранение, контроль принятых документов и т.д.).

Система налогового учета организуется налогоплательщиками, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения.

Под учетной налоговой политикой организации понимается принятая совокупность способов ведения налогового учета - первичного наблюдения, признания и стоимостного измерения, группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности для исчисления налога на прибыль.

В учетной политике утверждаются:

- методы признания и оценки активов, обязательств, доходов и расходов;

- порядок сбора и контроля их полноты и достоверности исходных данных;

- план счетов налогового учета;

- порядок внесения изменений;

- другие решения, необходимые для организации налогового учета.

При формировании плана счетов налогового учета для системной регистрации и группировки категорий налогового учета и отчетности целесообразно, по нашему мнению, использовать принципы построения синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета.

Формы регистров должны соответствовать принятой в организации системе обработки данных (журналов, ведомостей, в том числе оборотов по счетам, карточек учета и др.) и различаться по видам объектов для целей записи хозяйственных операций на счетах с учетом детализации и группировки данных в налоговой декларации для целей ее автоматизированного заполнения.

Общий перечень регистров может включать следующие формы:

- учет основных средств;

- учет нематериальных активов;

- учет материальных запасов;

- учет расходов на оплату труда;

- учет прочих расходов (косвенных);

- учет товаров;

- учет финансовых вложений;

- учет резервов по сомнительным долгам;

- учет расходов, связанных с производством и реализацией;

- учет доходов от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав;

- учет доходов от реализации ценных бумаг;

- учет доходов от реализации финансовых инструментов (фьючерсов, опционов и др.);

- учет внереализационных расходов;

- учет внереализационных доходов;

- расчет налоговой базы и суммы налога;

- расчеты с бюджетом (на основе декларации).

При самостоятельной постановке налогового учета организация может выбрать одно из следующих технических решений, учитывающих особенности хозяйствующих субъектов. Главным критерием при этом становится наличие или отсутствие интегрированной информационной системы, достаточно мобильной для решения задач учета, налогообложения и управления в целом.

Вариант 1 предназначен для организаций корпоративного типа (в основном ОАО) с широкой сетью дочерних обществ.

Поскольку основное хозяйственное общество в силу преобладающего участия в уставных капиталах дочерних обществ, либо в соответствии с договором между ними, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые дочерними обществами (ст. 105 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)), при постановке налогового учета рекомендуется использовать:

- единую политику налогового учета;

- единый план счетов налогового учета;

- единые регистры;

- единое программное обеспечение;

- автоматизированную систему сбора и контроля данных.

Кроме того, необходимо организовать анализ доходности по видам деятельности, требующим согласно НК РФ раздельного учета, в разрезе финансово-хозяйственных сделок дочерних организаций.

Следует отметить, что дочерние организации не могут быть лишены права иметь локальную систему, транслируемую на корпоративную, однако это влечет лишние затраты и повышение риска ошибок при обмене данными.

Организациям, отличающимся разветвленной функциональной и организационной структурой, включая регионально удаленные подразделения (филиалы), при постановке налогового учета следует обратить внимание на вариант 2. В данном случае учитывается, что такие организации составляют консолидированный отчет и являются плательщиками налогов не только по месту своего нахождения, но и по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

Так же как и в варианте 1, налоговый учет ведется с использованием единого плана счетов налогового учета, единых регистров, единого программного обеспечения и т.д., но при этом в обязательном порядке должна быть создана специализированная служба налогового учета в составе централизованной бухгалтерии.

В отличие от варианта 1 в системе не должны функционировать локальные разработки отдельных подразделений.

И, наконец, для организаций с относительно простой структурой и узкой специализацией предпочтительнее остановиться на варианте 3. Использование данного варианта предполагает:

- "увязку" налоговых и бухгалтерских регистров;

- разработку методических рекомендаций:

- по заполнению налоговых и бухгалтерских регистров параллельно на основе первичных документов (желательно без создания новых рабочих мест);

- по расчету налогооблагаемой прибыли и составлению налоговой декларации.

За организацию и ведение налогового учета должен отвечать специалист.