Развитие предметной деятельности

На психическое развитие ребенка в значительной мере влияет развитие предметных действий. Развитие предметной деятельности связано с овладением теми способами обращения с предметами, которые выработаны обществом. Для человека предметы имеют фиксированное, постоянное значение. Люди в отличие от животных живут в мире постоянных вещей, а для животных они имеют ситуативное значение: так обезьяна может пить из кружки, ведра или лужи. Ребенок научается от взрослых ориентироваться на постоянное значение предметов, которое закреплено в человеческом обществе. Предметный мир, окружающий ребенка, – мебель, одежда, посуда – это предметы, которые имеют определенное значение в жизни людей, их значение и постигает ребенок в раннем детстве.

Функциональные свойства предметов открываются малышу через воспитывающее и обучающее влияние взрослых. Ребенок узнает, что действия с разными предметами имеют разную степень свободы. Некоторые предметы по самим своим свойствам требуют строго определенного способа действия (закрывание коробок крышками, нанизывание колец пирамидки, складывание матрешек и т.д.). Это соотносящие действия. В других предметах способ действия жестко фиксирован их общественным назначением – это предметы-орудия (ложка, карандаш, молоток). Важно отметить, что именно овладение соотносящими и орудийными действиями наиболее существенно влияет на психическое развитие ребенка. Совсем неважно, что количество предметов-орудий, которыми овладевает ребенок раннего возраста, сравнительно невелико. Дело не в количестве, а в том, что именно эти предметы формируют у ребенка установку на поиск в каждом новом предмете-орудии его специфического назначения.

К концу раннего детского возраста (на третьем году жизни) начинают складываться новые виды деятельности. Они достигают развернутых форм за пределами этого возраста и постепенно начинают определять психическое развитие. Это – игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Необходимо учитывать значимость, которую приобретут эти виды деятельности в будущем, и создавать условия для их формирования еще в раннем детстве.

Накопление впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, служит основой для развития речи ребенка. Ранний возраст является сензитивным периодом для развития речи: в это время усвоение речи происходит с наибольшей эффективностью. Если ребенок по каким-либо причинам лишен в эти годы необходимых условий для развития речи, то наверстать упущенное впоследствии оказывается очень трудным. Поэтому на втором – третьем годах жизни необходимо особенно интенсивно заниматься речевым развитием ребенка.