Лекция 9.

4.

3.

2.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры — один из видов федеральной государственной службы. Прокуро­рами и следователями могут быть только граждане России, получившие высшее юридическое образование в учрежде­нии высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию. Кроме наличия высшего юридического образования кандидаты на должность проку­роров и следователей прокуратуры должны обладать необ­ходимыми профессиональными и моральными качествами и быть способными по состоянию здоровья исполнять воз­лагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним проку­ратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в учреждени­ях высшего профессионального образования и окончившие третий курс учебного заведения.

На должности прокурора района и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах про­куратуры не менее трех лет.

На должности прокуроров субъектов РФ, а также при­равненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следовате­лем в органах прокуратуры не менее пяти лет. Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров райо­нов и приравненных к ним прокуроров специализирован­ных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридиче­ской специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

Лицо не может быть принято на службу в органы и уч­реждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

— имеет гражданство иностранного государства;

— признано решением суда недееспособным или огра­ниченно дееспособным;

— лишено решением суда права занимать государствен­ные должности государственной службы в течение опреде­ленного срока;

— имело или имеет судимость;

— имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обя­занностей;

— состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, роди­тели или дети супругов) с работником органа или учрежде­ния прокуратуры, если их служба связана с непосредствен­ной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

- отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тай­ну, если исполнение служебных обязанностей по должнос­ти, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Кроме указанных ограничений для прохождения службы в органах прокуратуры Закон о прокуратуре РФ запрещает прокурорским работникам:

— заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кро­ме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

— быть депутатом законодательного (представительно­го) органа Российской Федерации, законодательных (пред­ставительных) органов власти субъектов РФ, органов мест­ного самоуправления;

— заниматься предпринимательской деятельностью лич­но или через доверенных лиц;

— состоять членом управления коммерческой организации;

— быть поверенным или представителем по делам тре­тьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

— использовать в неслужебных целях средства матери­ально-технического, финансового и информационного обес­печения, другое государственное имущество и служебную информацию;

— получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

— получать от физических и юридических лиц вознаг­раждения, связанные с исполнением должностных обязан­ностей.

Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учрежде­ниях прокуратуры не допускаются.

Лицам, впервые принимаемым на службу в органы про­куратуры, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев. Продолжительность испытания определяет­ся руководителем соответствующего органа прокуратуры по соглашению с лицом, принимаемым на службу.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры прекра­щается при увольнении прокурорского работника. Помимо оснований, предусмотренных законодательством РФ о тру­де, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры в случаях:

а) достижения прокурорским работником предельного возраста пребыва­ния на службе в органах и учреждениях прокуратуры;

б) прекращения гражданства Российской Федерации; в) на­рушения Присяги прокурора (следователя), а также совер­шения проступков, порочащих честь прокурорского работ­ника; г) несоблюдения ограничений, связанных со службой в органах прокуратуры; д) разглашения сведений, составля­ющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

Законность. Правовые основы деятельности прокуратуры РФ составляют Конституция, федеральные законы, междуна­родные договоры РФ. На прокуратуру РФ не может быть воз­ложено выполнение функций, не предусмотренных федераль­ными законами. Законность — это принцип и организации, и деятельности прокуратуры.

Централизм. Прокуратура РФ составляет единую феде­ральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуро­ров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Центра­лизм — это принцип организации. Остальные принципы — принципы деятельности.

Независимость. Органы прокуратуры осуществляют пол­номочия независимо от федеральных органов государствен­ной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на терри­тории Российской Федерации законами.

Принцип независимости проявляется и в законодатель­ном закреплении недопустимости вмешательства в осуще­ствление прокурорского надзора. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, орга­нов государственной власти субъектов РФ, органов местно­го самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должно­стных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в ка­кой-либо форме его деятельности влечет за собой установ­ленную законом ответственность.

Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, пре­дусмотренных федеральным законодательством.

Для обеспечения независимости работников органов про­куратуры закон предусматривает определенные гарантии: специальная защита их самих и их родственников; право на хранение и ношение оружия; обязательное государственное страхование; бесплатные проезды; санаторно-курортные выплаты и т.д.

Обязательность исполнения требований прокурора. Тре­бования прокурора обязательны для тех, кому они адресова­ны. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требова­нию прокурора и следователя безвозмездно. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову вле­кут за собой установленную законом ответственность.

Гласность. Прокуроры и следователи действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям зако­нодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; гласность включает в себя ин­формирование федеральных органов государственной влас­ти. органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности.

Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, прово­димых органами прокуратуры, до их завершения.

Принцип неприкосновенности прокурора проявляется в особом порядке привлечения к уголовной и административ­ной ответственности. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следовате­лем органов прокуратуры, возбуждение против них уголов­ного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), про­изводство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраня­ются от должности.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемо­ го ими транспорта, за исключением случаев, когда это пре­дусмотрено федеральным законом для обеспечения безо­пасности других лиц, а также задержание при совершении преступления. Исключения касаются лишь случаев, особо предусмотренных законом или когда прокурор или следова­тель застигнут при совершении преступления. Тогда возбу­дить дело, задержать и т.п. может и другой орган, но потом дело необходимо передать по подследственности.

 

Соблюдение всех названных выше принципов призвано обеспечить оптимальное выполнение задач, стоящих перед прокуратурой. Это обеспечение:

- верховенства закона;

- единства и укрепления законности;

- защиты прав и свобод человека и гражданина;

- охраны законных интересов общества и государства.

Достижение названных целей осуществляется путем вы­полнения специфических функций.

Основная функция прокуратуры — надзор за исполнени­ем действующих законов. Надзор осуществляется по пяти направлениям.

1. Надзор за исполнением законов федеральными мини­стерствами и ведомствами, представительными (законода­тельными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответ­ствием законам издаваемых ими правовых актов;

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительны­ми органами субъектов РФ, органами местного самоуправ­ления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (фактически это тоже надзор за соблюдением законов, регламентиру­ющих данные права).

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществ­ляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

4. Надзор за исполнением законов администрациями ор­ганов и учреждений, исполняющих наказание и применяю­щих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заклю­ченных под стражу (тюрем, исправительных колоний, воспи­тательных колоний, лечебно-исправительных колоний и т.п.)

5. Надзор за исполнением законов судебными приставами.

Кроме надзорных прокуратура выполняет следующие функции:

уголовного преследования в соответствии с полномочи­ями, установленными уголовно-процессуальным законода­тельством РФ;

расследования. Осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным за­конодательством к их компетенции. Прокурор вправе при­нять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого пре­ступления;

участия в отправлении правосудия. Хотя сами органы прокуратуры не осуществляют правосудия (это прерогатива суда), прокуроры в соответствии с процессуальным законо­дательством участвуют в рассмотрении дел судами, опро­тестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;

рассмотрения жалоб и заявлений. В органах прокура­туры в соответствии с их полномочиями разрешаются заяв­ления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только выше­стоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным зако­нодательством;

координации деятельности правоохранительных орга­нов по борьбе с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, феде­ральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения ко­ординации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую инфор­мацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о координации деятельности по борьбе с пре­ступностью, утверждаемым Президентом РФ;

участия в правотворческой деятельности. Прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, облада­ющие правом законодательной инициативы, соответству­ющего и нижестоящего уровней предложения об измене­нии, дополнении, отмене или принятии законов и иных нор­мативных правовых актов;

издательскую. Генеральная прокуратура РФ выпускает специальные издания.

­