Ширина колеи

В мире всего действует 66 стандартов. От 305 мм жд Ruislip Lido Railway в Великобритании, до 8,2 м австрийского фуникулера Larchwand-Schragaufzug.

Номинальная ширина колеи измеряется на уровне 13 мм от поверхности катания рельсов (Таблица 11.1).

Таблица 11.1 - Номинальные размеры ширины колеи

План пути Ширина колеи на шпалах
деревянные железобетонные
Колея 1520 мм
Прямые и кривые R ≥ 350 м
350 > R ≥ 300 м
R < 300 м
Колея 1524 мм
Прямые и кривые R > 650 м -
650 ≥ R ≥ 450 м -
449 ≥ R > 350 м -
R ≤ 349 м -

Величины степеней отступлений от ширины колеи приведены в таблице 11.2

Таблица 11.2 - Величины степеней отступлений от ширины колеи

Установленная скорость поездов Пасс/груз, км/ч Степень отступлений Уширение колеи при номинале, мм Сужение колеи при номинале, мм
  101 - 140 81 - 90 I -
II - -
III - -
IV более
- -
  61 - 100 61 - 80 I
II
III -
IV более
-
  26 - 60   I 8(10)* 8(10) 8(10) 8(10)
II
III -
IV более
-
  25 и менее I
II
III -
Закрывается движение IV более
-

При ширине колеи от 1512 мм до 1546 мм по критериям безопасно­сти движения поездов допускаются скорости до 140 км/ч.

При ширине колеи более 1546 мм до 1548 мм скорость движения поездов ограничивается до 60 км/ч.

При ширине колеи от 1510 мм до 1512 мм и более 1548 мм до 1550 мм скорость движения поездов ограничивается до 15 км/ч.

При ширине колеи менее 1510 мм и более 1550 мм движение поездов за­крывается.

Рельсовые нити должны быть расположены в одном уровне. Разрешается содержать одну нить выше другой до 6 мм на длине не менее 200 м. На прямых двухпутных участках - наружная нить, на однопутных - любая. Возвышение перед кривой должно заканчиваться на расстоянии не менее 25 м, если эта нить совпадает с нижней нитью кривой.

Просадки –волнообразные отклонения по уровню одной рельсовой нити на небольшой протяженности.

Перекосы –последовательные отклонения по уровню обеих рельсовых нитей в разные стороны на расстоянии между вершинами менее 20 м. (немедленно устраняются, если суммарное отклонение 8 мм)

Таблица11.3-Величины степеней отступлений по уровню, перекосам и просадкам

Установленная скорость поездов пасс/груз, км/ч Степень отступлений Величина отступлений, мм
Уровень Перекос Просадка
121 - 140 81 -90 I
II
III
IV более
61 - 120 51 - 80 I
II
III
IV более
    41 - 60   I
II
III
IV более
    16 - 40 I
II
III
IV более
  15 и менее I
II
III
Закрывается движение поездов IV более

Величины степеней отступлений в плане приведены в таблице 11.4.

Таблица 11.4 - Величины степеней отступлений в плане

Установленная скорость поездов Пасс/груз, км/ч Степень отступлений Разность смежных стрел, измеренных от середины хорды длиной 20м при длине неровности пути
≤ 20 м > 20 до 40 м
121 - 140 81 -90 I
II
III
IV более
81 - 120 71 - 80 I
II
III
IV более
61 - 80 61 - 70 I
II
III
IV более
41 - 60 I
II
III
IV более
16 - 40 I
II
III
IV более
15 и менее I
II
III
Закрывается движение поездов IV более

 

Требуется немедленно ограничивать скорость движения поездов при выявлении следующих отступлений:

1. Сочетания отступлений в плане 3 степени с перекосом или просадкой 3 степени;

2. Три и более смежных отступления в плане 3 степени на длине 75 м и менее;

3. Более 6 отступлений 3 степени на 1 км.(без ширины колеи);

4. Отступления 3 степени на мостах и тоннелях (от 25-100 м. и подходы по 200м, более 100 м. и подходы по 500 м.);

5. Снизить скорость грузовых поездов с порожними вагонами до 60 км/ч на кривых участках с радиусом 850 м и менее на деревянных шпалах и радиусом 650 м и менее на железобетонных шпалах при:

· Трех и более просадок 2 степени, повторяющихся на длине 30 м и менее;

· Восемь и более подряд просадок 2 степени на длине 100 м;

· Трех и более отступлений по рихтовке 2 степени до 20 м включительно на длине 100 м;

· Двух и более перекосов 2 степени при расстоянии между вершинами пик 10 м и менее на длине 100 м;

При превышении одной рельсовой нити относительно другой в кривых участках пути в любом сечении более чем на 150 мм движение поездов закрывается.

Размеры отступлений от норм и правил содержания пути и обна­руженные дефекты сопоставляются с допускаемыми размерами и ус­тановленными требованиями, предъявляемыми к обеспечению без­опасности движения поездов в зависимости от установленных скорос­тей (см. предыдущую лекцию).

Начальник дистанции пути в оперативном приказе об устранении выявленных отступлений, требующих ограничения скорости, определяет срок устранения каждого отступления и ответственного за устранение.

До приведения пути в технически исправное состояние вводится ог­раничение скорости движения поездов в соответствии с Инструкцией по теку­щему содержанию железнодорожного пути ЦП-774 по фактическому состоянию элементов верхнего строения пути и балластной призмы начальником дистанции пути на срок до 5 суток, начальником отделения железной дороги до 10 суток, на более длительные сроки предупреждения устанавливаются приказом началь­ника железной дороги в суточный срок с момента поступления заявки.