Тип животного

Обработка результатов

Инструкция для испытуемого

Придумайте несуществующее животное, изобразите его и дайте ему название, также несуществующее. При этом постарайтесь не рисовать животных, существующих в мифах, сказках, легендах.

Рисунок анализируется на основании его пространственного изображения, символов, а также линий прорисовки. В случае необходимости экспериментатор задает клиенту уточняющие вопросы (о частях тела, их функциональном назначении).

Когда рисунок располагается в середине, это свидетельствует о том, что человек не стремится к изменению себя в том жизненном пространстве, в котором он находится, оно его устраивает.

Рисунок размещен вверху листа – это значит, что он хочет стоять выше на социальной лестнице, что его не устраивает положение, которое он занимает в настоящий момент.

Если линии как бы падают вниз, то это признак присутствия у человека депрессии. Если ноги или хвост рисуются линиями, направленными вверх, то это символ высокой энергии.

Для того чтобы увидеть, как рисуются линии, необходимо наблюдать за процессом рисования.

Чем резче нажим, тем больше в период рисования тревожность. Слабый нажим, местами линия едва видна – это говорит о пассивности, иногда даже о депрессивном состоянии у рисующего. Линии, направленные вниз и прорисованные с сильным нажимом, говорят о депрессии, напряжении.

Сильный нажим, карандаш глубоко продавливает бумагу – человек чересчур импульсивен и в данный момент он напряжен. Если в процессе рисования животного видно сверхсильное давление на карандаш, то это говорит о конфликтности и даже агрессивности данного испытуемого.

Иногда нажим бывает только в нескольких частях рисунка, в таком случае необходимо обратить внимание, где именно он был сделан – на несущей смысловой части рисунка или нет. Если на несущей части – значит, именно здесь и кроется источник тревожности: защитная агрессия.

Тест характеризуется шестью типами и видами животных. В зависимости от того, животное какой категории нарисовано, можно понять душевное состояние человека. Если рассматривать нарисованных животных по внешнему виду, то можно выделить три категории:

1) крупное, сильное животное (огромное хищное животное с когтями) говорит об угрозе;

2) среднее по размеру животное говорит о нейтральности;

3) маленькое животное, например, бабочка или другое насекомое, говорит о том, что человек чувствует себя в опасности.

Если нарисованное животное реально существует в жизни, то это говорит о нарушениях как в эмоциональном, так и интеллектуальном плане.

Существовавшее раньше (например, мамонт) или существующее в культуре животное говорит о бедности воображения.

Нарисованное животное собрано из частей тела, принадлежавших другим животным, говорит о нетворческом подходе человека при выполнении любого рода заданий.

Построенное по оригинальной схеме, не напоминающее обычных животных, говорит о творческом подходе к задаче.

Если же животное получилось чересчур оригинальным, то это говорит о демонстративности, шизоидности испытуемого.

Если нарисованное животное уж слишком похоже на человека, то можно судить о высокой неудовлетворенности человека в общении с другими людьми.

Животное, нарисованное с конечностями, направленными вовне, говорит об экстраверсии.

Замкнутое, без конечностей или с конечностями, направленными к телу, – об интроверсии.