Централизация и децентрализация.

Централизация – концентрация властных полномочий по принятию решений на верхних уровнях управления.

Децентрализация – смещение властных полномочий по принятию решений на более низкие уровни.

Децентрализация уменьшает нагрузку на высшее руководство, позволяет более эффективно использовать квалификацию и способности работников, благоприятствует принятию решений на местах, позволяет ускорить реакцию организации на внешние изменения.

4. Формализация – это разработка менеджером в официальных документах формальных правил, политики, инструкций, процедур, описаний работ, наставлений, в соответствии с которыми осуществляется управление и контроль над деятельностью сотрудников (например, разработка положений об организационной структуре, об отделах, должностные инструкции).

5. Департаментализация – разделение на отделы.

Выделяют 5 основных подходов к разработке структуры организации.

1) функциональный – объединение сотрудников в департаменты в соответствии с видами деятельности, которые они выполняют (бухгалтерия, отдела кадров).

2) дивизиональный – группировка отделов в подразделения, в соответствии с общностью выпускаемых товаров или по географическому принципу.

3) Матричный – сосуществование функциональных и дивизиональных, перекрывающих друг друга командных цепочек, когда сотрудники подотчетны двум непосредственным начальникам.

4) Командный – создание команд, пронизывающих все уровни от генерального директора до цехов для выполнения специфических задач и координации деятельности основных отделов.

5) Сетевой – поручение компанией, которая принимает форму большой головной организации, многих функций другим независимым компаниям путем использования телекоммуникационных технологий связи.

Каждый из этих подходов используется для достижения определенных целей и имеет свои преимущества и недостатки.

Функциональная структура отличается крепкой вертикалью власти, информационные потоки осуществляются сверху вниз, и снизу вверх по иерархи. Взаимодействие сотрудников осуществляется в рамках отдела. Деятельность сотрудников определяют строгие правила и процедуры. Карьера сотрудника зависит от его функциональных качеств: развивая свои навыки, работник может рассчитывать на повышение.

 

Рис. 8. Функциональная структура организации

 

Таблица 4

Преимущества и недостатки функциональной организационной структуры

Преимущества Недостатки
1) Эффективное использование ресурсов 2) Углубление специализации 3) Карьерный рост внутри функциональных отделов 4) Руководство и контроль со стороны высших менеджеров 5) Высокая степень координации взаимодействия внутри функций 6) Высокий уровень решения проблем 1) слабые взаимосвязи между функциональными отделами 2) замедленная реакция на внешние изменения 3) принятие решений на верхних уровнях, что обуславливает замедление процесса их принятия 4) проблемы с распределением ответственности 5) проблемы в управлении общим обучением работников

 

Дивизиональный подход – различные отделы группируются для производства единичного товара. Такая структура используется в основном для крупных предприятий, выпускающих продукцию для различных рынков. Каждое подразделение представляет собой независимый бизнес.

В дивизиональной структуре подразделения являются независимыми организационными единицами, в каждой из которых имеются необходимые функциональные отделы. Если в функциональной структуре все инженеры группируются в отделе исследований и разработок, то в дивизиональной структуре такие отделы формируются в каждом подразделении, они имеют меньшую численность сотрудников, внимание которых концентрируется на одной товарной линии.

Возникающие противоречия в дивизиональной структуре разрешаются не генеральным директором, а на уровне подразделений.

Подразделения предприятия могут формироваться не только по принципу товарной линии, но и по географическому принципу. В таких подразделениях руководитель контролирует все осуществляемые компанией функции в конкретной стране или регионе.

 

 

Рис.9. Дивизиональная структура организации

 

Таблица 5

Преимущества и недостатки дивизиональной организационной структуры

Преимущества Недостатки
1) высокая гибкость, быстрая реакция на изменения внешней среды 2) повышенное внимание к требованиям потребителей 3) высокий уровень координации взаимодействий функциональных подразделений 4) четкое распределение ответственности в рамках подразделения 5) акцент на товар в целом или на цели подразделения 6) развитие навыков общего руководства 1) дублирование ресурсов в подразделении 2) относительно низкий уровень технического развития и специализации в подразделениях 3) слабая координация взаимодействия в подразделениях 4) конкуренция за корпоративные ресурсы  

 

Матричная структура – предполагает одновременной использование функционального и дивизионального подходов. Особенностью такой структуры является двойная линия властных полномочий: дивизиональная иерархия властных полномочий направлена горизонтально, а функциональная – вертикально. Вертикальная структура обеспечивает традиционный контроль, а дивизиональная – координацию взаимодействий. Такая структура приводит к тому, что некоторые сотрудники подчиняются сразу двум непосредственным начальникам.

 

 

Рис. 10. Матричная структура организации

 

Таблица 6

Преимущества и недостатки матричной организационной структуры

Преимущества Недостатки
1) более эффективное, чем в традиционной иерархии использование ресурсов 2) гибкость, адаптивность к изменяющейся внешней среде 3) развитие как общей, так и специальной подготовки руководства 4) кооперация между функциями   1) путаница, вызванная двойной командной цепочкой 2) возможность острых противоречий между сторонами матрицы 3) высокая вероятность давления одной из сторон матрицы

 

Командная структура предполагает, что вся организация состоит из команд, координирующих свои действия и работающих непосредственно с покупателем. Существуют два принципа ее организации:

Многофункциональные команды включают сотрудников различных функциональных отделов, которые берут на себя ответственность за деятельность группы и совместно работающих над решением поставленных задач. Один из членов команды выполняет функции непосредственного руководителя.

Постоянные команды – рабочие группы, состоящие из представителей всех функциональных областей организации и осуществляющие выполнение определенной задачи или проекта.

 

 

 

Рис. 11. Командная структура организации

 

Таблица 7

Преимущества и недостатки командной организационной структуры

Преимущества Недостатки
1) устранение барьеров между отделами 2) быстрая реакция на изменения вкуса потребителей 3) улучшение морального климата, повышение степени вовлеченности сотрудников в процесс труда 4) сокращение числа административных уровней 1) Конфликты 2) увеличение времени заседаний и совещаний 3) снижение эффективности использования ресурсов 4) нежелательный уровень децентрализации

 

Сетевая структура. Ее можно изобразить в виде центра, окруженного сетью сторонних организаций. Бухгалтерский учет, проектирование, распространение продукции и другие функции передаются сторонним организациям. Между ними и центральным офисом устанавливаются электронные связи. Компания получает возможность делать то, что она «умеет лучше всего», а выполнение других функций поручает фирмам, обладающим необходимыми для этого отличительными знаниями.

Примером может служить приобретение у поставщиков не отдельных деталей, а готовых узлов какого-либо изделия, из которых работники собирают готовую продукцию. Лидерами по применению такого подхода являются автомобильные компании.

 

 

Рис. 12. Сетевая организационная структура

 

Таблица 8

 

Преимущества и недостатки сетевой организационной структуры

 

Преимущества Недостатки
1) конкурентоспособность на мировом уровне 2) гибкость, высокий уровень удовлетворенности от труда сотрудников 3) снижение административных расходов 1) отсутствие непосредственного контроля 2) возможность нежелательной утраты организационных частей 3) низкая лояльность сотрудников

 

Одна из форм сетевой организации – виртуальная организация, когда специалисты собираются вместе для осуществления конкретного проекта, после его реализации такая организация как правило распадается.