Переходная экономика в России

Чикагская школа

Чикагская школа в буржуазной политической экономии, направление, выступающее с позиций либерализма. Идейно-теоретические взгляды стали складываться в 30-е гг. 20 в., своё законченное выражение доктрина Чикагской школы получила в 60—70-е гг.

Главные представители — американские учёные-экономисты -Ф. Найт, Г. Саймонс, Л. Минтс, М. Фридмен, Дж. Вайнер, Ф. Кейген, Д. Мейзелман, Р. Селден, А. Шварц и др.

Ø Теоретики выступают против ограничения экономической экспансии монополий. Их практические рекомендации направлены против прогрессивных ставок подоходного обложения, налогов на корпорации и сбережения, государственного контроля над ценами и т.п.

Ø Чикагская школа является выразителем идеологии и интересов наиболее консервативных кругов монополистической и средней буржуазии, одним из самых ревностных теоретических защитников частнособственнических устоев капитализма.

РОССИЯ (с 1991 года по наше время)

§ В соответствии с критериями экспертов Европейского Союза Россия с середины 1994 г. отнесена к странам с переходным типом экономики.

§ Переходный период - это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

§ Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой.

Факторы:

1) такая экономика она представляет собой межсистемное образование.

2) если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности.

3) переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов.

4) в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей.

Ø Характерный признак переходной экономики - институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом.

Задачи:

§ борьба с чертами централизованно управляемой экономики,

§ Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику,

§ Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры,

§ Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.

2000-й год (реформы правительства)

С января 2000 года российское правительство порвало с некоторыми проявлениями половинчатой политики прошлого и заметно ускорило темпы системных реформ.

Реформы:

1) Реформа образования.

§ Доктриной предусматривалось поэтапное увеличение расходов на систему образования с тем, чтобы через 25 лет вывести финансирование образования на уровень развитых стран.

§ В 2000 г. была значительно уменьшена задолженность по заработной плате учителям.[

§ В октябре 2000 г. правительство утвердило Национальную доктрину образования в Российской Федерации. Теперь все реформы среднего образования и высшей школы в обязательном порядке должны были соответствовать этому документу.

§ В декабре 2000 г. правительство приступило к разработке Программы информатизации в 2001—2005 гг. всей сферы российского образования. По затратности (около 40 млрд. р. из всех источников) — это самая масштабная программа в области образования и одна из самых крупных среди всех отраслей народного хозяйства страны за последние десятилетия.

2) Военная реформа:

§ Вступление в должность нового президента РФ — Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами В. В. Путина сказалось на замысле и дальнейшем осуществлении военной реформы.

§ 4 февраля 2000 года Совет безопасности России утвердил российскую военную доктрину. Её появление объяснялось новыми угрозами, с которыми столкнулась Россия и на которые было необходимо адекватно реагировать, в частности, события на Северном Кавказе, расширение НАТО на восток и новая военная концепция Североатлантического альянса.

Пенсионная реформа:

Представленный в середине 2000 г. проект пенсионной реформы предусматривал существенное изменение параметров реформы распределительной части пенсий. В нем предлагалось отказаться от внедрения системы условно-накопительных счетов. Впоследствии предлагалось перейти к равномерному повышению всех пенсий и смешанной индексации пенсионных выплат по инфляции и заработной плате таким образом, чтобы ставка замещения составляла 30-34 % средней заработной платы.

Финансовые реформы:

1. Налоговая реформа

Стала проводится в 2000 году. В президентском послании Путина Федеральному Собранию была поставлена задача переноса тяжести налогообложения на рентные доходы, получаемые недропользователями от использования принадлежащих России природных ресурсов.

2. Бюджетная реформа

§ 1 января 2000 г. вступил в силу Бюджетный кодекс;

§ 14 декабря 2000 года Государственная Дума приняла первый в истории современной России бездефицитный бюджет на 2001 г.

3. Реформа межбюджетных отношений:

В 2000 году была принята новая экономическая программа российского правительства «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу». Эта программа предусматривала крупномасштабную реформу межбюджетных отношений.