Теория личности К. Юнга

Теория личности 3. Фрейда

Основные теории личности

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев:

· сознательного,

· предсознательного и

· бессознательного, в которых и располагаются основные структуры личности.

При этом содержание бессознательного, по мнению Фрейда, не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.

Им было выделено также три части в структуре личности:

· Ид,

· Эго,

· Супер-Эго.

В бессознательном слое располагается первая структура личности Ид, которая фактически является энергетической основой психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминируют деятельность субъекта.

Фрейд считал, что существуют два основных врожденных бессознательных влечения —инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта.

Вторая структура личности —Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое Я, хотя это может быть для нас и нелегким делом.

Третья структура личности —Супер-Эго —не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго.

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу.

 

 

Создатель аналитической психологии К. Юнг был одним из ближайших учеников и сподвижников Фрейда. Однако его несогласие с некоторыми положениями теории Фрейда привело к отходу от ортодоксального психоанализа, а затем и к разрыву с учителем.

Он исследовал не только европейскую, но и индийскую, китайскую, тибетскую культуры, обращая внимание на их символику. Это во многом и привело Юнга к одному из важнейших его открытий —открытию коллективного бессознательного. Теория Юнга, которая получила название ≪аналитической психологии≫.

Юнг считал, что структуру личности составляют три компонента:

· коллективное бессознательное,

· индивидуальное бессознательное и

· сознание.

Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретениями, то коллективное бессознательное —это своего рода ≪память поколений≫, то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал, что ≪содержание коллективного бессознательного лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное —как воздух, которым дышат все и который не принадлежит никому≫.