Защита жилищных прав детей сиротской категории.

В работе социального педагога важное место занимает защита жилищных прав учащихся сиротской категории.

Отсутствие жилья – одна из самых острых проблем при выпуске учащихся-сирот. Если нет жилья – нет постоянной прописки, если же нет прописки – невозможно трудоустройство выпускника.

На этой основе дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, определенные в опекунскую (приемную) семью, детский дом, в том числе семейного типа, школу-интернат, либо иное учебно-воспита­тельное учреждение на государственное обеспечение, имеют право:

ü на жилую площадь, на которой они проживали ранее;

ü на получение жилья во внеочередном порядке в соответствии с жилищным законодательством Республики Беларусь (ЖК РБ), а также в соответствии со ст. 275 ГК РБ (см. приложение А к лекции), ст. 192 «Право на жилье» (глава 17. «Материальные права ребенка») КоБС.

Новый ЖК РБ, вступивший в силу с 01.06.1999 г., детально регулирует права сирот на жилье.

В Кодексе дается полный перечень тех, кто нуждается в улучше­нии жилищных условий (ст. 43). Пояснены порядок и правила приня­тия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Учет производится по месту постоянного проживания граждан по решению районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского исполнительного и распорядительного органа при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, а также по месту работы – по совместному решению администрации предприятия, учреждения, организации и профсоюзного комитета. На учет могут быть приняты граждане, проживающие в об­щежитиях, за исключением тех, кто поселился в общежитии в связи с обучением. На время обучения прописка в общежитии является временной, в том числе и для сирот.

Перечень лиц, имеющих право на получение жилья социального пользования вне очереди, приводится в ст. 84 ЖК РБ (см. приложение Б к лекции). Жилье вне оче­реди предоставляется:

ü детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находившимся в детских учреждениях, у родственников, под опекой (попечительством), по окончании пребывания в детских учреждениях;

ü детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, проживавшим у родственников, опекунов (попечителей), после обу­чения в учреждении, обеспечивающем получение высшего, среднего специального, профессионально-технического образования;

ü детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании срока службы в Вооруженных Силах Республики Бела­русь, если за ними не сохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из ко­торого выбыли.

Права на жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих с опекунами, попечителями, окончательно закреплены в ст. 90 ЖК РБ «Выселение гражданина, проживающего в жилом помещении в качестве опекуна, попечителя». Опекун (попечитель) самостоятельного права на жилое помещение, закрепленное за подопечным, не имеет. По прекращении опеки (попечительства) опекун (попечитель) подлежит выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения, если оно не закреплено за ним в порядке, установленном законодательством Республики Бе­ларусь.

Указ Президента Республики Беларусь от 29.11.2005 г. № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» в пунк­тах 3.3; 7; 11; 12.5 и 13 уточняет права детей-сирот на получение жилья вне очереди. Отказ местного исполнительного и распорядительного органа, иного государственного органа в постановке на учет и предос­тавлении жилья для детей-сирот может быть обжалован в судебном порядке. Дети-сироты также имеют право на получение жилья соци­ального пользования или на беспроцентный кредит и безвозмездную ссуду на строительство собственного жилья (Указы Президента Рес­публики Беларусь от 31.03.1998 г. № 169, от 14.04.2000 г. № 185 и по­становление Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.1998 г. № 648).

Социальный педагог учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, оказывает помощь учащимся-сиротам в получении жилья. Начинать эту работу нужно, когда учащийся занимается на первом курсе. Необходимо заранее проинформировать администрацию рай­она, откуда прибыл учащийся, о дате его выпуска и профессии, которую он получает. Данные о выпуске сирот, обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и сред­него специального образования, об их обеспеченности жильем пода­ются и в управление образования города. Важно, чтобы к моменту вы­пуска эти учащиеся были обеспечены первым рабочим местом и жильем. Если жилье вне очереди администрация района к этому времени пре­доставить не может, то обязательно необходимо подыскать первое ра­бочее место с общежитием.

Почти не возникает трудностей, если жилье по месту закрепления сохранено. На имя главы администрации направляется письмо с прось­бой рассмотреть вопрос о вселении выпускника в квартиру по месту закрепления жилья. К письму прилагаются:

ü ксерокопии документов, подтверждающих факт сиротства;

ü ксерокопия решения исполкома о закреплении жилья;

ü справки из детских учреждений, в которых до поступления в училище находился подросток.

После утвердительного ответа администрации района выпускник сам занимается пропиской и вселением в свою квартиру, предвари­тельно получив консультацию о порядке действий у социального пе­дагога. Часто бывает так, что возвращаться ему приходится туда, где живут родители-алкоголики. Если же родители умерли, то заселение в квартиру происходит в присутствии представителей исполкома, ор­ганов охраны детства и представителей училища. Имущество прини­мается по описи, которая должна быть в личном деле учащегося. Если же имущества у несовершеннолетнего не было, то об этом должна быть соответствующая запись в решении исполкома. Ситуация ока­зывается гораздо сложнее, если квартира к тому времени продана. В этом случае социальный педагог и администрация учреждения, которое заканчивает сирота, готовят запрос в прокуратуру о проверке законности продажи квартиры (с указанием того, что родители были лишены родительских прав и жилье решением исполкома было закреплено за детьми). При ответе прокуратуры о незаконности продажи, но в тоже время отсутствия претензий к новым владельцам данного жилого помещения (следовательно, невозможности их выселения) социальный педагог и администрация учреждения подают письмо на имя главы администрации города (района) с изложением всех известных обстоятельств и с просьбой рассмотреть вопрос о выделении сироте жилья вне очереди, так как были ущемлены жилищные права учащегося в соответствии с законодательством Республики Беларусь и допущена оплошность при разрешении продажи квартиры.

Значительно труднее решается вопрос с получением жилья для тех детей, от которых родители отказались. По существующему законодательству отказ от ребенка заверяется нотариально, суд лишает мать (и отца, если он есть) родительских прав и за этим ребенком по решению исполкома закрепляется жилье по месту жительства роди­телей. Ранее мать или отца в случае отказа от ребенка не всегда лишали родительских прав, а жилье за ним не закреплялось (особенно, если мать была несовершеннолетней). Даже если мать лишена родительских прав, а жилье закреплено за ребенком, возникают морально-этические проблемы. Известны случаи, когда за 18–20 лет с момента отказа от ребенка мать выходит замуж, создает семью, рожает детей, и вдруг появляется ее отказной ребенок, о котором она даже не вспоминала. Ни новый муж, ни появившиеся в результате за­мужества дети о существовании сестры или брата не знали. Это психологическая травма не только для семьи матери, но и для ее уже выросшего ребенка.

В этом случае по существующему порядку следует направить письмо в администрацию района с просьбой о выделении жилья по адресу, указанному в доку­ментах (чтобы была постоянная прописка). При подготовке письма нужно собрать документы:

ü отказную расписку родителей;

ü решение суда о лишении отца, матери родительских прав;

ü решение исполкома о закреплении жилья;

ü справку из ЖЭС о составе семьи;

ü справки из всех детских учреждений с подтверждением того, что ребенок там воспитывался;

ü справку из учреждения образования.

В письме аргументируется необходимость предоставления жилья такому учащемуся вне очереди со ссылкой на ст. 84 ЖК и п. 13 Указа Президента РБ от 29.11.2005 г. № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отноше­ний» о правах детей-сирот на получение жилья вне очереди. Следует пояснить, что в квартире матери совместное проживание невозмож­но, так как у нее есть новая семья, ребенка же она не видела с тех пор, как оставила в роддоме. Возможно, метраж также не позволяет проживать в данной квартире. Если ответ будет отрицательным, отказ обжалуется в судебном порядке либо делается обращение в исполком с просьбой предоставить выпускнику первое рабочее место с общежитием. Прописка в общежитии предприятия будет постоянной, что даст возмож­ность стать на льготную очередь на получение жилья.

Трудные ситуации возникают тогда, когда ребенок подкинут. Его родители не установлены, жилье не закреплено, постоянной пропис­ки нет. В таком случае направляется письмо в горсовет с просьбой предоставить этому учащемуся первое рабочее место с общежитием, а также ходатайство с просьбой не брать с предприятия плату за постоянную прописку молодого специалиста (эта плата Может быть очень высокой – для г. Минска 500 минимальных зара­ботных плат). После трудоустройства выпускник сам сможет стать на льготную очередь на получение жилья. По окончании учебного заве­дения необходимо напомнить выпускнику, что все документы следу­ет сохранить, а в исполком представить ксерокопии.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-3, с изм. и доп. по состоянию на 8 июля 2008 г. № 366-3

(Ведомости Национального собрания Республики Беларусъ. 1999. № 7-9. Ст. 101; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2008. № 170.2/1463)

(Извлечение)

РАЗДЕЛ II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Глава 18

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

<…>