ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

Авторы-составители:

Поспелова Наталья Станиславовна

директор Учреждения «Национальный

центр усыновления Министерства

образования Республики Беларусь»;

Свибович Ирина Александровна

заведующий сектором по охране детства

управления образования

администрации Ленинского района г.Минска

Шех Наталья Евгеньевна – педагог-психолог Учреждения «Национальный

центр усыновления Министерства

образования Республики Беларусь»

 

 

Минск

 

Пояснительная записка

Развитие системы подготовки лиц, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из важнейших задачподпрограммы «Дети-сироты» президентской программы «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 г. № 318 [7].

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, достоин необходимого и достаточного уровня жизни, ухода и воспитания в новой замещающей семье. Подготовка лиц, желающих принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи, приобрела в Республике Беларусь значимость государственного социального заказа.

Подготовка приемных родителей [10], родителей-воспитателей детских домов семейного типа [9] должна организовываться под руководством специалистов по охране детства управлений (отделов) образования исполкомов на базе местного (территориального) социально-педагогического учреждения (далее – СПУ), а в случае отсутствия СПУ – на базе детского интернатного учреждения, уполномоченного для осуществления этой деятельности. Именно таким образом будет реализован принцип территориального партнерства уполномоченного учреждения в работе с приемными семьями, детскими домами семейного типа (учреждение, подготовившее к гражданина к профессиональной деятельности, впоследствии сопровождает приемную семью, детский дом семейного типа, осуществляет мониторинг положения детей-воспитанников в данных семьях).

Современный этап развития профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, требует применения общей программы подготовки приемных родителей, родителей-воспитателей, которая может быть использована всеми органами управления образования, СПУ и иными уполномоченными учреждениями в работе со всеми кандидатами на должности приемных родителей, родителей-воспитателей.

Основу программы профессиональной подготовки составляет материал, позволяющий кандидатам на должности приемных родителей, родителей-воспитателей выполнить должностные обязанности, предусмотренные Единым квалификационным справочником должностей служащих (далее – ЕКСДС) [14].

ЕКСДС предусматривает конкретный перечень должностных обязанностей приемных родителей и родителей-воспитателей детских домов семейного типа. В связи с чем структура программы профессиональной подготовки предусматривает четыре основных блока:

§ социально-педагогический;

§ нормативно-правовой;

§ психолого-педагогический;

§ практический.

Профессиональная подготовка приемных родителей, родителей-воспитателей – не одноразовый процесс. Она должна предусматривать как минимум три уровня, а на практике иметь непрерывный характер:

базовый уровень профессиональной подготовкидля «начинающих» или уровень подготовки к выполнению должностных обязанностей, предусматривающий работу с кандидатами на должности приемных родителей, родителей-воспитателей. Уровень направлен на формирование компетенций, позволяющих выполнить должностные обязанности приемных родителей, родителей-воспитателей, предусмотренных ЕКСДС [14]. Основу упомянутых компетенций кандидатов на должности приемных родителей и родителей-воспитателей составляет материал, обеспечивающий возможность выполнения участниками подготовки должностных обязанностей приемных родителей и родителей-воспитателей детских домов семейного типа. Данный уровень направлен на оптимизацию процесса интеграции и адаптации воспитанников в приемной семье, детском доме семейного типа;

адресный уровень профессиональной подготовки, обеспечивающий повышение уровня профессиональной подготовки без отрыва от производства уже работающих приемных родителей и родителей-воспитателей. Этот уровень может быть реализован посредством работы методических объединений приемных родителей, родителей-воспитателей в межкурсовой период базе уполномоченных учреждений. Данный уровень реализуется, начиная с первых дней функционирования приемной семьи, детского дома семейного типа и основан на самооценке (рефлексивном выявлении потребностей в новых знаниях и навыках) приемных родителей, родителей-воспитателей, их реальных запросах, оценке функционирования семьи со стороны специалистов, осуществляющих сопровождение семьи, но в первую очередь, этот уровень основан на выявляемых в ходе ежегодного мониторинга потребностях детей, помещенных в приемные семьи, детские дома семейного типа. По сути, адресный уровень подготовки является потребностным уровнем, так как учитывает:

а) потребности детей-воспитанников приемных семей, детских домов семейного типа;

б) собственно потребности приемных родителей и родителей-воспитателей;

в) потребности специалистов органов охраны детства, сопровождающих приемные семьи, детские дома семейного типа.

Поскольку в настоящее время в Республике Беларусь отсутствуют научные исследования, указывающие на содержание компетенций уже работающих приемных родителей, родителей-воспитателей, тематика занятий адресного уровня профессиональной подготовки, как и их содержание, в настоящей программе являются примерными;

уровень повышения профессиональной подготовкис отрывом от производства на базе областных (городского в г.Минске) учреждений образования, обеспечивающих повышение квалификации специалистов системы образования (институтов развития образования) и осуществляется 1 раз в пять лет.

Содержание программы профессиональной подготовки приемных родителей, родителей-воспитателей строится на следующих принципах:

1. Научность. Материал курсов подготовки основан на проверенных научных данных.

2. Доступность материала реализуется не только его адаптированным изложением, ведь подготовка ориентирована на лиц, зачастую не имеющих высшего психолого-педагогического образования, но и доступностью вспомогательной литературы, которую кандидаты на должности приемных родителей, родителей-воспитателей могут получить во временное индивидуальное пользование в уполномоченном учреждении.

3. Практикоориентированность материала достигается не только за счет обсуждения и анализа реальных случаев из практики приемных семей, детских домов семейного типа, но и путем использования в программе практического блока, нацеленного на формирование практических умений взаимодействия будущих приемных родителей и родителей-воспитателей с детьми, оставшимися без попечения родителей, ведения сопроводительной и отчетной документации, навыков обращения в органы и учреждения с ходатайствами в защиту прав воспитанников, поддержания связи с родственниками воспитанников и т.д..

4. Сочетание самостоятельных и групповых форм подготовки. Кандидаты на должности и собственно приемные родители и родители-воспитатели в подавляющем большинстве люди, имеющие богатейший житейский опыт и опыт воспитания детей. Важно, чтобы в процессе подготовки у них была сформирована потребность самостоятельного поиска ответов на вопросы, которые может предоставить жизнь их приемной семьи, детского дома семейного типа. Сформировать такую потребность можно, применяя в программе подготовки самостоятельные формы подготовки. Групповые формы работы обеспечат участникам подготовки осознание общности проблем, дадут возможность коллегиального обсуждения вопросов и поиска их решения, помогут участникам осознать себя частью команды профессионалов.

Целью программы профессиональной подготовки приемных родителей, родителей-воспитателей являетсяоптимизация в районе/городе процесса деинституционализации посредством семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на основе качественного создания и последующего сопровождения приемных семей, детских домов семейного типа.

Задачи,которые предстоит решить программе профессиональной подготовки приемных родителей, родителей-воспитателейследующие:

- подготовка необходимого району числа кандидатов на должности приемных родителей, родителей-воспитателей, которые смогут предоставить качественные услуги по воспитанию и защите прав детей, нуждающихся в новых семьях (базовый уровень); поддержание необходимого и достаточного профессионального уровня работающих приемных родителей, родителей-воспитателей в целях оказания воспитанникам приемных семей и детских домов семейного типа профессиональных педагогических, социальных, правовых услуг (адресный уровень);

- формирование у кандидатов на должности и уже работающих приемных родителей, родителей-воспитателей знаний и практических умений для выполнения должностных обязанностей приемных родителей и родителей-воспитателей, подготовка к решению социально-педагогических, психолого-педагогических, правовых и практических задач различной сложности в сфере воспитания приемных детей с использованием собственного профессионального потенциала и помощи извне;

- формирование отношения к воспитанию ребенка/детей в приемных семьях и детских домах семейного типа как к специфической профессиональной деятельности, требующей разносторонней профессиональной подготовки;

- укрепление местного сообщества приемных родителей и родителей-воспитателей.

С учетом специфики деятельности приемных родителей и родителей-воспитателей их профессиональная подготовка основана на использовании следующих самостоятельных и групповых форм работы:

- самостоятельное изучение нормативных документов, характеризующих основные направления функционирования системы органов охраны детства, опеки и попечительства и деятельности приемных семей и детских домов семейного типа;

- выполнение домашних заданий;

- самостоятельное направленное изучение специальной литературы;

- самостоятельное решение педагогических задач с учетом имеющегося родительского опыта участников подготовки;

- самостоятельная подготовка к зачету.

- лекционно-практический групповой курс занятий на базе уполномоченного учреждения;

- управляемая социально-педагогическая стажировка на базе детского социального приюта/интернатного учреждения; эффективно работающей приемной семьи, детского дома семейного типа. В процессе реализации адресного уровня профессиональной подготовки уполномоченное учреждение может организовывать занятия на базе ряда конкретных приемных семей и детских домов семейного типа с направленной проработкой конкретных тем занятий.

Оптимизация профессиональной подготовки приемных родителей и родителей-воспитателей возможна с учетом правил успешного обучения взрослых:

- учет родительского и жизненного опыта участников подготовки;

- учет возрастного, образовательного, культурного, социального уровней участников программы подготовки (опора на наглядность; на практику; усвоение материала на базе активного слушания);

- использование в ходе подготовки примеров жизненной практики;

- учет «общности проблем»: данным правилом следует пользоваться в ходе реализации адресного уровня подготовки, составляя группы подготовки из участников, воспитывающих приемных детей одного возраста, имеющих одинаковые проблемы в функционировании приемных семей, детских домов семейного типа.

Контроль за усвоением программы подготовки участниками направлен на обеспечение функций:

- обеспечение «обратной связи» участников и ведущих в процессе подготовки (рефлексивная оценка выполнения домашних заданий участниками, оценка выполнения домашних заданий ведущими);

- возможность использования сведений о прохождении подготовки в принятии решения о возможности/невозможности приема на работу конкретного кандидата на должность приемного родителя, родителя-воспитателя или продолжения работы в должности;

- формирование ответственного и профессионального отношения к будущей или выполняемой профессиональной деятельности;

- формирование навыков самостоятельного поиска решения проблем, возникающих в ходе функционирования приемной семьи, детского дома семейного типа.

Формы контроля за усвоением программы подготовки следующие:

- анализ выполнения домашних заданий;

- зачет по результатам прохождения базового уровня профессиональной подготовки как форма первичной аттестации кандидатов на должности приемных родителей, родителей-воспитателей;

- анализ активности участников подготовки. Следует помнить, что эффективность дальнейшего сопровождения приемных семей и детских домов семейного типа напрямую зависит от активности и открытости, продемонстрированной в ходе подготовки кандидатами на должности приемных родителей, родителей-воспитателей.

Общее количество часов, необходимых для осуществления базового уровня подготовки – 48 ч. Общее количество часов, рекомендованных для проведения адресного уровня подготовки – 32 ч.