Реформаторская деятельность Александра I, М. М. Сперанского и декабристы.

Александр I Павлович Благословенный (12 (23) декабря 1777, Санкт-Петербург — 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог) — император Всероссийский (с 11 (23) марта 1801 года), старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны.
А. был воспитан под присмотром Екатерины II, поэтому вступив на престол, он сразу же провозгласил: «Все будет как при бабушке [Ек.II]».
А. объявил амнистию политическим заключенным, восстановил отмененные Павлом жалованные грамоты дворянству и городам, возродив, таким образом, сословное самоуправление.
В апреле 1801 г. был создан Непременный совет – законосовещательный орган при императоре. В его состав вошли наиболее видные сановники и доверенные лица царя.
А. хотел подойти к ликвидации крепостного права и предложил совету ряд реформ. Совет, однако, отнесся к проекту неодобрительно. А. отступил. Принят был лишь запрет печатать объявления о продаже крестьян в газетах.
Потерпев неудачу, А. решил опираться только на своих друзей: Кочубея, Новосильцева, Строганова, Чарторыйского. Из них был составлен в 1801 г. Негласный комитет.
Однако и эти ближайшие сподвижники А. оказались противниками какого бы то ни было ограничения самодержавия. Так, они отвергли проект реорганизации Сената, которому предполагалось дать широкие полномочия. Члены Негласного комитета и Лагарп (бывший воспитатель А.) опасались, что в российских условиях ограничение власти самодержца приведет лишь к усилению дворянской реакции и сделает невозможным насущные реформы.
В конце 1801 г был издан указ о разрешении недворянам покупать ненаселенные земли, т. е. земли без крестьян. Это означало, что владение землей перестало быть дворянской привилегией. Но данный указ никак не повлиял на положение крестьян.
Лишь в 1803 г. был сделан важный шаг: появился Указ о вольных хлебопашцах. Помещики получили право отпускать своих крестьян на волю, предоставляя им землю за выкуп. Однако больших практических последствий Указ о вольных хлебопашцах не имел: за все царствование А. на волю вышли лишь не многим более 47 тыс. душ крепостных (менее 0,5%).
В 1802 г. А. предпринял частичную реорганизацию системы управления. Вместо коллегий были созданы министерства и образован Комитет министров. Министерств было восемь: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции.
Михаил Михайлович Сперанский (1 (12) января 1772 — 11 (23) февраля 1839) — общественный и государственный деятель времён Александра I и Николая I, реформатор, законотворец, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения.Новый этап подготовки преобразований начался в 1809 г., когда к разработке реформ был привлечен М.М. Сперанский. В 1810 г. Александр сделал его государственным секретарем России.
Сперанский был сторонником конституционной монархии и разделения властей. Он разработал «Введение к Уложению государственных законов», в котором предложил выборный высший законодательный орган – Государственную думу. Без согласия Думы законы издаваться не могли. Сенат оставался высшим судебным органом. Создавался назначаемый императором Государственный совет, который утверждал принятые Государственной думой законы.
Все население России предполагалось разделить на три сословия: дворянство, среднее сословие и народ рабочий. Избирательные права должны были получить только первые два сословия, причем на основе имущественного ценза. Однако гражданские права предоставлялись всем подданным империи, включая крестьян.
Однако предложенные Сперанским план реорганизации Сената и создание Государственной думы были отвергнуты Государственным советом.
Крайнее недовольство аристократии вызвало намерение Сперанского отменить присвоение чинов лицам, имеющим придворные звания. Все лица, те, кто формально состояли при дворе, но не служил, должны были избрать себе службу или лишиться чинов. Высокое положение при дворе отныне не позволяло занимать важные государственные должности.
Еще больше возмутило чиновников намерение Сперанского ввести на государственной службе образовательный ценз. Все чиновники 8-ого и выше ранга должны были сдать экзамены или предоставить справку об окончании университетского курса.В марте 1812 г. Сперанский был уволен в отставку и сослан в Нижний Новгород.
Единственным воплотившимся в жизнь проектом А. стало создание военных поселений. Часть государственных крестьян переводилась на положение военных поселенцев, которые сочетали сельскохозяйственный труд с военной службой. Однако жизнь в военных поселениях, подчиненная детальной регламентации, превратилась в настоящую каторгу. Поселенцы неоднократно бунтовали.
В 20-х годах было создано единое министерство Духовных дел и народного просвещения. В задачу которого входило изменение системы образования на религиозных началах. Это привело к изгнанию из университетов профессоров, не желавших преподавать свои предметы в точном соответствии с Библией. Значительно усилилась цензура.

 

 

21. Формирование европейских наций. Воссоединение Италии и Германии.

На́ция (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи[1]. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием

В формировании нации большую роль играют поэты, художники, журналисты, историки и лингвисты (иногда говорят, что почти все европейские нации — проекты представителей романтизма). На формирование шотландской нации оказали большое влияние Роберт Бёрнс и Вальтер Скотт, датской — Ганс Христиан Андерсен и Бертель Торвальдсен, польской — Фредерик Шопен, Адам Мицкевич и Генрик Сенкевич, итальянской — Джузеппе Мадзини, финской — Элиас Лёнрот, еврейской — Бен-Йехуда, немецкой — Фридрих Шиллер, Иоганн Гёте и Иоганн Гердер, а татарской — Габдулла Тукай.

Первыми современными нациями, по утверждению классика исследования национализма Бенедикта Андерсона, были латиноамериканские, сформировавшиеся в ходе борьбы против испанской короны, за которыми с небольшим отрывом последовали США и затем Франция. Впервые понятие нация в его политическом значении появилось именно в ходе Великой Французской революции, когда возникла необходимость сформировать некую общность взамен утраченного «подданства французской короны».

Ранее 1750 года обнаружить зачатки национализма уже очень сложно, национализм — феномен Нового времени.

В 1800-е годы возник немецкий национализм, затем последовали национализмы Греции и скандинавских стран (1810—20 годы), итальянский национализм (1830-е годы), в 1850—1900 годах национализм распространился на страны Восточной Европы и в Индию, а в начале XX века — в страны Азии и Африки. Самыми исторически молодыми нациями стали нации вьетнамцев и камбоджийцев — их рождение пришлось на 1930—50 годы.

Таким образом, идеология национализма в одном из своих аспектов заключается в обособлении и вычленении отдельной нации из общего числа народностей, проживавших до возникновения нации на определённой территории. После обособления нации парадигма национализма начинает работать на становление, защиту и укрепление своей нации (ср. становление большинства славянских наций во время распада Австро-Венгерской империи).

Тройственный союз — военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии, сложившийся в 1879—1882 годы, который положил начало разделу Европы на враждебные лагеря и сыграл важную роль в подготовке и развязывании Первой мировой войны (1914—1918 годы).

Главным организатором Тройственного союза являлась Германия, заключившая в 1879 году военный союз с Австро-Венгрией (см.: Австро-германский договор). После этого, в 1882 году, к ним присоединилась Италия.

20 мая 1882 года Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали секретный договор о Тройственном союзе. Они взяли обязательства (сроком на 5 лет) не принимать участия ни в каких союзах или соглашениях, направленных против одной из этих стран, консультироваться по вопросам политического и экономического характера и оказывать взаимную поддержку. Германия и Австро-Венгрия обязались оказать Италии помощь в случае, если она «без прямого вызова с её стороны подверглась бы нападению Франции». Италия должна была сделать то же самое в случае неспровоцированного нападения Франции на Германию. Австро-Венгрии отводилась роль резерва на случай вступления в войну России. Союзники приняли к сведению заявление Италии о том, что если одной из держав, напавших на её партнёров, будет Великобритания, то Италия военную помощь им не окажет (Италия опасалась вступать в конфликт с Великобританией, так как не могла противостоять её сильному военному флоту). Стороны обязались в случае общего участия в войне не заключать сепаратного мира и держать договор о Тройственном союзе в тайне.

Договор возобновлялся в 1887 и 1891 годах (при этом вносились дополнения и уточнения) и автоматически продлевался в 1902 и 1912 годах.

Политика стран-участниц Тройственного союза характеризовалась возрастающей агрессивностью (см.: Марокканские кризисы, Итало-турецкая война). В ответ на создание Тройственного союза в 1891—1894 годах оформился франко-русский союз, в 1904 году было заключено англо-французское, в 1907 году — англо-русское соглашение, образовалась Антанта.

С конца XIX века Италия, терпевшая убытки от таможенной войны, которую вела против неё Франция, начала менять политический курс. В 1902 году она заключила с Францией соглашение, обязавшись соблюдать нейтралитет в случае нападения Германии на Францию.

После заключения Лондонского пакта Италия вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты, и Тройственный союз распался (1915). После выхода Италии из союза, Болгария и Османская империя присоединились к Германии и Австро-Венгрии, образовав четверной сою