Развитие речи учащихся на уроках письма

Очень важно, чтобы с первых шагов обучения письму первоклассники осознали творческое письмо как письменную передачу своих мыслей. Поэтому нужно, чтобы первые слова, написанные детьми, были взяты из их же живой речи, из их рассказов, составленных ими предложений; могут быть для этого использованы отгадки к загадкам, подписи к картинкам и т.п.

Списывание и диктант как формы учебного письма включаются в круг работы школьников на втором этапе – после письма творческого. тогда и сами эти виды письменных упражнений будут проходить на более высоком уровне осознанности, при более высокой познавательной активности учащихся. Составив на уроке чтения рассказ по картинке азбуки, на уроке письма дети записывают слова и предложения из этого рассказа.

Элементы творческого письмав период обучения грамоте присутствуют на каждом уроке.

Творческое письмо нужно проводить не эпизодически, а регулярно, постепенно усложняя. Во втором полугодии 1 класса оно перерастает в элементарное сочинение и изложение. Систематическое проведение творческих письменных упражнений предупреждает возникновение «психологического барьера» на пути к самостоятельному письму, который нередко возникает у тех учащихся, которые начинали учиться только путем списывания. Опыт показывает, что дети, начавшие обучаться письму посредством творческих упражнений, уже во II классе могут писать сочинения объемом 30 – 35 слов; у них формируется языковое чутье, а следовательно, и навык правописания.

Чем скорее дети будут в состоянии осознать и осуществить передачу на письме собственных мыслей,тем правильнее будет у них формироваться навык письменной речи.

Для письма и чтения велико значение общего речевого развития школьника: богатство словаря, умение строить предложения, использовать разнообразные синтаксические конструкции. Позднее, когда дети уже овладеют более или менее устойчивым навыком письменного выражения собственных мыслей, письменный навык будет оказывать существенное воздействие на речь, на мышление, на процесс выражения мыслей в речевых формах.

 

6. Работа над произношением и восприятием звуков речи

Формирование навыков чтения и письма во многом зависит от чистоты и отчетливости звучания речи школьника. Поэтому составной частью работы по развитию речи является работа над дикцией. Это чрезвычайно важно и для обучения грамоте, и для выразительного чтения, и для орфоэпии, и для формирования орфографического навыка. Хорошая дикция зависит от гибкости артикуляционного аппарата, поэтому необходимы упражнения, направленные именно на это.

Наиболее часто у первоклассников отмечаются такие недочеты произношения, как:

– вялость артикуляции;

– картавость (неправильное произношение звуков [р]и [л]);

– шепелявость, сюсюканье, межзубное произношение звуков ([с], [ш], [з],[ж], [щ], [ц], [ч]).

Исправление недостатков речи иногда требует логопедической помощи и постоянной индивидуальной работы с каждым ребенком. Задача же учителя состоит в том, чтобы научить детей говорить умеренно громко, не торопясь, отчетливо произнося слова, т.е. добиться от каждого ясного произношения слов.

Приведем виды упражнений,помогающих развивать гибкость артикуляционного аппарата:

1) упражнения в громкости произношения: например, произносить слова сало – шило – сало – шилои т.д., то усиливая голос почти до крика, то ослабляя его до шепота;

2) упражнения в темпе произношения: те же слова сало – шило произносить сначала медленно, а затем убыстряя темп;

3) отработка произношения отдельных согласных звуков, особенно тех, в звучании которых у детей есть дефекты;

4) артикуляционная гимнастика;

5) упражнения на произношение трудных звукосочетаний; с этой целью используются скороговорки и чистоговорки, которые нужно проговаривать быстро, как можно быстрее, обычно по несколько раз подряд.

Нужно научить детей правильному дыханию во время речи. Некоторые дети обнаруживают застенчивость, особенно когда они не выговаривают чисто какие-либо звуки. В таком случае полезно хоровое произношение звуков, слов, хоровое чтение, проговаривание скороговорок хором.

В некоторых случаях дефекты речи может исправить только врач-логопед, но элементарными логопедическими умениями должен владеть также учитель, чтобы осуществлять элементы логопедической работы повседневно на уроках.

Искаженное и неясное произношение звуков речи нередко связано с нечетким их восприятием на слух, причем в этом случае могут быть еле заметные недочеты: глуховатое произнесение звонких согласных, невнятное произнесение близких по звучанию согласных [с] – [ш],[ж] – [з], [ч] –[ш] и т.п. Недочеты в различении звуков выявляются в процессе звукового анализа слов. Например, при выделении звука [ш]из слов шуба, шапка,кошкапредлагаются также слова с близкими звуками жук, жало,чай или при выделении звука [с] кроме слов ус, сом, суп, салодаются слова зуб,замок, зонт.Если дети в дополнительных словах услышат те же звуки: [ш]и [с], то это показывает, что они слабо различают [ш][ж], [с] –[з], [ш][ч] и т.п.

Различение звуков речи этими учащимися достигается в процессе упражнений (звуковой анализ, составление слов из разрезной азбуки), но для них нужно подбирать и такие слова, в которых они смогут сопоставлять смешиваемые ими звуки.

 

 

Литература:

 

1. Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. М.,1992.

2. Капинос В.И. Культура речи // Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской. 2-е изд. М., 1997.

3. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1987. С. 63-68.

4. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1975.

5. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М.,1985.

6. Политова Н.И. Развитие речи учащихся 1-4 классов на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.

7. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1979. С.60 -65.

8. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя / Под ред. Т.М. Ладыженской. М.: Педагогика, 1990.