Социально-педагогическая деятельность с неполными семьями

Когда в семье есть только один родитель, она называется неполной. Можно выделить три типа таких семей:

первый тип – когда один родитель ушел (умер), а оставшийся не вступил в повторный брак;

второй тип – одинокий человек официально усыновил ребенка;

третий тип – незамужняя женщина воспитывает ребенка одна.

Чаще всего семьи с одним родителем состоят из женщины-матери и ее детей.

Существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально-экономические (неполные семьи имеют серьезные материальные проблемы, фактически все они зависят от социальной поддержки государства и попадают в малообеспеченную группу населения, так как обеспечивает материально семью как правило один родитель ), педагогические (отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей, дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности.), медицинские (основными факторами риска здоровья в неполной семье являются: наличие вредных привычек, социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, необращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т. п. Нередкими являются случаи употребления алкоголя и наркотиков детьми из неполных семей.) и психологические (проблемы одиночества, развода и связанные с этим проблемы ребенка (низкая самооценка, неуверенность в себе, сложности во взаимоотношениях с родителями и сверстниками)).

Работа СП с неполной семьей осуществляется по нескольким направлениям:

- с ребенком (консультации, тренинги общения, беседы)

- с родителями (консультации, беседы)

- педагогическим коллективом (семинары по проблемам детей из неполных семей, консультации)

- с группой сверстников (классом) (тренинги, игровые занятия, консультации)

Работа СП с неполной семьей заключается:

- осуществлять деятельность по изучению личности ребенка и окружающих его людей, проанализировать влияние социальной среды на формирование личности ребенка;

- прогнозировать развитие проблемы и ее решение в процессе развития и воспитания ребенка;

- организовывать взаимодействие всех членов неполной семьи на основе диалога;

- помочь исправить ошибки воспитания, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка;

- помочь матери и ребенку из неполной семьи найти и реализовать себя;

- информировать о возможных правовых мерах защиты неполной семьи;

- оказать помощь в сфере эмоционально-психологического здоровья;

- формировать нравственно-правовую устойчивость членов неполной семьи.

-содействовать в получении льгот

ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» содержит информацию о правах на дополнительные меры государственной поддержки семей и регистр лиц, которые могут воспользоваться этой поддержкой.