Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей

Категории детей, нуждающихся в опеке и попечительстве.(ст.145 СК РФ) :

· смерть родителей (объявление родителей умершими, которое производится судом, по правовым последствиям приравнивается к смерти);

· лишение их родительских прав;

· ограничение их в родительских правах;

· признание родителей недееспособными;

· болезнь родителей;

· длительное отсутствие родителей;

· уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

· отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

· пребывание родителей (родителя) в местах лишения свободы.

· Рождение ребенка у лиц, не достигших 16 лет (ст. 62 Семейного Кодекса РФ)

Существуют различные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Усыновле­ние-юридический акт, в силу которого между ребенком и человеком (или супружеской парой) устанавливаются правоотношения, аналогичные существующим между кровными родителями и детьми

Опека-Форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (в том числе и детей до 14 лет, оставшихся без попечения родителей)

Попечи­тельство-Одна из социально-правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 15 до 18 лет при отсутствии у них родителей, при лишении родительских прав, над дееспособными совершеннолетними граждана­ми, которые по состоянию здоровья не могут сами защи­щать свои интересы и права.

Приемная семья-Форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругам или отдельным гражданам) на срок, установленный договором.

Приступая к работе по усыновлению, социальный педагог должен получить полную информацию по следующим вопросам: готов ли ребенок психологически и социально к усыновлению; усыновляется ли он законным путем; дал ли ребенок согласие на усыновление сознательно и без нажима с чьей-либо стороны; от­вечает ли усыновление психологическим, экономическим, соци­альным возможностям усыновителей; готовы ли они к трудно­стям адаптационного периода, длительность которого зависит от индивидуальных свойств ребенка и его усыновителей, от подго­товленности ребенка к изменениям в жизни, а родителей к приня­тию особенностей ребенка. И, как правило, необходимо заранее продумать решение судьбы ребенка в случае возможного неудач­ного усыновления.

ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996) регулирует деятельность специалистов и определяет права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Этапы социально-педагогической деятельности:

· поиск приемных родителей. Социальный педагог выполняет информационную функцию: разработка анкеты опроса, создание банка данных о возможных будущих приемных семьях для де­тей-сирот;

· предварительная диагностика потенциальной приемной семьи;

· посещение семьи, приюта, детского дома либо другого учрежде­ния, где находится ребенок, который нуждается в семье. Соци­альный педагог выполняет посредническую роль между ребен­ком и будущей приемной семьей;

· углубленное изучение семьи и ее ближайшего окружения (углуб­ленная диагностика);

· вводный курс обучения будущих родителей. Социальный педагог выполняет обучающую функцию;

· передана ребенка в приемную семью, которая непосредственно осуществляется органами опеки и попечительства и органами юстиции. С момента такой передачи социальный педагог вы­полняет патронирующую роль.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат переда­че на воспитание в семью (на усыновление /удочерение, под опе­ку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии та­кой возможности — в соответствующие учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законода­тельство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребнос­тям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспита­ния и развития. Социальный педагог в зависимости от специали­зации в той или иной степени принимает участие в процедуре оформления ребенка на дальнейшее воспитание.