Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей
Категории детей, нуждающихся в опеке и попечительстве.(ст.145 СК РФ) :
· смерть родителей (объявление родителей умершими, которое производится судом, по правовым последствиям приравнивается к смерти);
· лишение их родительских прав;
· ограничение их в родительских правах;
· признание родителей недееспособными;
· болезнь родителей;
· длительное отсутствие родителей;
· уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
· отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
· пребывание родителей (родителя) в местах лишения свободы.
· Рождение ребенка у лиц, не достигших 16 лет (ст. 62 Семейного Кодекса РФ)
Существуют различные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
Усыновление-юридический акт, в силу которого между ребенком и человеком (или супружеской парой) устанавливаются правоотношения, аналогичные существующим между кровными родителями и детьми
Опека-Форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (в том числе и детей до 14 лет, оставшихся без попечения родителей)
Попечительство-Одна из социально-правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 15 до 18 лет при отсутствии у них родителей, при лишении родительских прав, над дееспособными совершеннолетними гражданами, которые по состоянию здоровья не могут сами защищать свои интересы и права.
Приемная семья-Форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругам или отдельным гражданам) на срок, установленный договором.
Приступая к работе по усыновлению, социальный педагог должен получить полную информацию по следующим вопросам: готов ли ребенок психологически и социально к усыновлению; усыновляется ли он законным путем; дал ли ребенок согласие на усыновление сознательно и без нажима с чьей-либо стороны; отвечает ли усыновление психологическим, экономическим, социальным возможностям усыновителей; готовы ли они к трудностям адаптационного периода, длительность которого зависит от индивидуальных свойств ребенка и его усыновителей, от подготовленности ребенка к изменениям в жизни, а родителей к принятию особенностей ребенка. И, как правило, необходимо заранее продумать решение судьбы ребенка в случае возможного неудачного усыновления.
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996) регулирует деятельность специалистов и определяет права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Этапы социально-педагогической деятельности:
· поиск приемных родителей. Социальный педагог выполняет информационную функцию: разработка анкеты опроса, создание банка данных о возможных будущих приемных семьях для детей-сирот;
· предварительная диагностика потенциальной приемной семьи;
· посещение семьи, приюта, детского дома либо другого учреждения, где находится ребенок, который нуждается в семье. Социальный педагог выполняет посредническую роль между ребенком и будущей приемной семьей;
· углубленное изучение семьи и ее ближайшего окружения (углубленная диагностика);
· вводный курс обучения будущих родителей. Социальный педагог выполняет обучающую функцию;
· передана ребенка в приемную семью, которая непосредственно осуществляется органами опеки и попечительства и органами юстиции. С момента такой передачи социальный педагог выполняет патронирующую роль.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление /удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности — в соответствующие учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития. Социальный педагог в зависимости от специализации в той или иной степени принимает участие в процедуре оформления ребенка на дальнейшее воспитание.