Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к алкоголизму
С медицинской точки зрения алкоголизм — это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. С социально-педагогической- алкоголизм - это форма девиантного (аддиктивного) поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности.
Начальная стадия развития алкоголизма, отличающаяся особым болезненным состоянием человека, которое развивается в результате неумеренного и систематического употребления спиртных напитков, называется пьянством.
У детей алкоголизм имеет ряд характерных особенностей:
• быстрое привыкание к спиртным напиткам. Это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма. Мозговая ткань ребенка в отличие от взрослого богаче водой и беднее белком. В воде алкоголь хорошо растворяется и усваивается организмом, только 7% его выводятся легкими и почками. Остальные 93% действуют как яд, оказывая разрушительное действие на все органы, вызывая быстрое привыкание организма к этому яду;
• злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;
• принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу за один раз;
• быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению;
• низкая эффективность лечения. У широкого круга подростков употребление алкоголя включается в структуру потребностей. Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением.
Причины детского алкоголизма:
• отсутствие знаний о последствиях алкоголизма;
• уход от жизненных проблем. Подростки употребляют спиртные напитки, для того чтобы отвлечься от неприятных переживаний;
• психологические особенности личности. К наиболее предрасположенным к вовлечению в алкоголизацию относятся дети, у которых завышена самооценка, чувство жестокости и агрессивности, а также дети, не приспособленные к жизни в силу повышенной опеки со стороны родителей, и дети, подверженные депрессии;
• неблагополучные семьи. Это конфликтные семьи и десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев - антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом;
• усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя вподростковом и юношеском возрасте считается символом мужественности, состоятельности;
• позитивная реклама употребления алкоголя в кино, телевизионных передачах, рекламных роликах и проспектах;
• избыток свободного времени. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, употребляют спиртные напитки.
Последствия алкоголя с точки зрения, наносимого им вреда
можно разделить на четыре группы:
- социально-экономические — преждевременное оставление учебы, резкое понижение производительности труда, увеличение производственного и бытового травматизма, затраты на различные противоалкогольные мероприятия и т. д.;
- социально-психологические — разрыв семейных, школьных, трудовых или иных социально-положительных связей; духовное и нравственное крушение личности; ухудшение нравственно-психологического климата микросреды и т. д.;
- криминальные — совершение преступлений; вовлечение в преступную деятельность других лиц; создание ситуаций, благоприятных для криминализации и виктимизации, и т. д.;
- физические — наносится вред не только здоровью конкретных людей, злоупотребляющих алкоголем, но и здоровью будущих поколений.
Целью социально-педагогической деятельности с подростками склонными к алкоголизму,является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.
Основные направления в деятельностисоциального педагога при работе с ребенком, склонным к употреблению спиртных напитков:
• деятельность по повышению уровня социальной адаптации
ребенка, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития;
• профилактика алкоголизма, включающая противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя;
• просвещение родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами;
• социальная реабилитация ребенка, имеющего алкогольную психическую или физическую зависимость;
• посредническая деятельность между ребенком и окружающим
его социумом по преодолению явлений дезадаптации.
Основными функциями социального педагога в работе с детьми, склонными к употреблению алкоголя, являются:
•диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска
приобщения детей к спиртному. Реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к употреблению спиртных напитков;
• прогностическая, сущность которой заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции или реабилитации;
• образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления;
• правозащитная, предусматривающая, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, включающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка;
• организаторская, обусловленная тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий различных специалистов в зависимости от глубины проблемы;
коммуникативная, сущность которой заключается в том, что в процессе социально-педагогической деятельности устанавливаются многочисленные контакты между ее участниками с целью обмена информацией;
• предупредительно-профилактическая, обеспечивающая закрепление полученных положительных результатов и предотвращающая рецидивы пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальных ситуациях.
18. Социально-педагогическая деятельность с семьей «группы риска»
Не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья» или семья группы риска. К данной категории семей обычно относят:
семьи с низким материальным достатком;
семьи, ведущие асоциальный образ жизни;
семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие и т.п.).
многодетные семьи, неполные семьи
Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. Поэтому одной из обязательных составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями.
Конкретное содержание социально-педагогической работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации.
Работа СП с семьей группы риска включают три уровня: профилактический; диагностический; реабилитационный.
Профилактический уровень. На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации (разработка специальных программ педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей, создание групп поддержки и организацию взаимодействия родителей).
Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей.
Диагностический уровень.Здесь возможны два варианта деятельности социального педагога:
- при добровольном обращении клиентов — оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога;
- при недобровольном обращении — сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.
Обязательными этапами диагностики являются:
• сбор информации;
• анализ информации;
• постановка социального диагноза.
Диагностика — длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.
В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком.
Реабилитационный уровень.Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей группы риска, так как проводится на всех этапах общения.
Цикл социально-педагогической помощи семьям включает в себя все компоненты помощи:
знакомство, оценка проблемы; планирование работы; выполнение намеченных действий; подведение результатов.
Фазы цикла помощи имеют перекрывающий, кольцевой характер, так как взаимодействие с клиентом будет продолжаться до тех пор, пока не будут достигнуты цели.
Важно планировать стратегию помощи для семьи в целом, поскольку, если помощь будет оказываться только ребенку, это может навлечь на него дополнительную опасность.
Технологии работы с неблагополучной семьей социальные педагоги могут использовать как в общеобразовательных учреждениях, так и в центрах помощи семье и детям, социальных службах реабилитации семьи и др.