Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к алкоголизму

 

С медицин­ской точки зрения алкоголизм — это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напит­кам. С социально-педагогической- алкоголизм - это форма девиантного (аддиктивного) поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности.

Начальная стадия развития алкоголизма, отличающаяся особым болезненным состоянием человека, которое развивается в результате неумеренного и систематического употребления спиртных напитков, называется пьянством.

У детей алкоголизм имеет ряд характерных особенностей:

быстрое привыкание к спиртным напиткам. Это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма. Мозговая ткань ребенка в отличие от взрослого богаче водой и бед­нее белком. В воде алкоголь хорошо растворяется и усваивает­ся организмом, только 7% его выводятся легкими и почками. Остальные 93% действуют как яд, оказывая разрушительное действие на все органы, вызывая быстрое привыкание орга­низма к этому яду;

злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего проис­ходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;

принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу за один раз;

быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков ста­новится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для них странным состояни­ем. Поэтому характерно стремление к полному опьянению;

низкая эффективность лечения. У широкого круга подростков употребление алкоголя включается в структуру потребностей. Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением.

Причины детского алкоголизма:

отсутствие знаний о последствиях алкоголизма;

уход от жизненных проблем. Подростки употребляют спиртные напитки, для того чтобы отвлечься от неприятных переживаний;

психологические особенности личности. К наиболее предраспо­ложенным к вовлечению в алкоголизацию относятся дети, у которых завышена самооценка, чувство жестокости и агрессив­ности, а также дети, не приспособленные к жизни в силу по­вышенной опеки со стороны родителей, и дети, подверженные депрессии;

неблагополучные семьи. Это конфликтные семьи и десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случа­ев - антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом;

усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя вподростковом и юношеском возрасте считается символом му­жественности, состоятельности;

позитивная реклама употребления алкоголя в кино, телевизион­ных передачах, рекламных роликах и проспектах;

избыток свободного времени. Объединенные в компании, не за­нятые полезной деятельностью подростки, как правило, упот­ребляют спиртные напитки.

Последствия алкоголя с точки зрения, наносимого им вреда
можно разделить на четыре группы:

- социально-экономические — преждевременное оставление учебы, резкое понижение производительности труда, увеличение про­изводственного и бытового травматизма, затраты на различные противоалкогольные мероприятия и т. д.;

- социально-психологические — разрыв семейных, школьных, тру­довых или иных социально-положительных связей; духовное и нравственное крушение личности; ухудшение нравственно-психологического климата микросреды и т. д.;

- криминальные — совершение преступлений; вовлечение в пре­ступную деятельность других лиц; создание ситуаций, благо­приятных для криминализации и виктимизации, и т. д.;

- физические — наносится вред не только здоровью конкретных людей, злоупотребляющих алкоголем, но и здоровью будущих поколений.

Целью социально-педагогической деятельности с подростками склонными к алкоголизму,является устранение негативных фак­торов, способствующих алкоголизации детей.

Основные направления в деятельностисоциального педагога при работе с ребенком, склонным к употреблению спиртных напитков:

• деятельность по повышению уровня социальной адаптации
ребенка, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития;

• профилактика алкоголизма, включающая противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них от­рицательного отношения к употреблению алкоголя;

• просвещение родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами;

• социальная реабилитация ребенка, имеющего алкогольную психическую или физическую зависимость;

• посредническая деятельность между ребенком и окружающим
его социумом по преодолению явлений дезадаптации.

Основными функциями социального педагога в работе с детьми, склонными к употреблению алкоголя, являются:

диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска
приобщения детей к спиртному. Реализуется путем сбора ин­формации о ребенке, склонном к употреблению спиртных на­питков;

прогностическая, сущность которой заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребен­ком, склонным к алкоголизму, которая предусматривает этап­ные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции или реабилитации;

образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор со­держания социально-педагогической деятельности, а также ме­тодов ее осуществления;

правозащитная, предусматривающая, что социально-педагоги­ческая деятельность строится на правовой основе, включаю­щей как соблюдение, так и защиту прав ребенка;

организаторская, обусловленная тем, что социально-педагоги­ческая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий различных специалистов в зависимости от глубины проблемы;

коммуникативная, сущность которой заключается в том, что в процессе социально-педагогической деятельности устанавли­ваются многочисленные контакты между ее участниками с це­лью обмена информацией;

предупредительно-профилактическая, обеспечивающая закреп­ление полученных положительных результатов и предотвра­щающая рецидивы пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагиро­ванием в экстремальных ситуациях.

 

18. Социально-педагогическая деятельность с семьей «группы риска»

Не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья» или семья группы риска. К дан­ной категории семей обычно относят:

семьи с низким материальным достатком;

семьи, ведущие асоциальный образ жизни;

семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие и т.п.).

многодетные семьи, неполные семьи

Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблаго­получии семьи. Поэтому одной из обязательных составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями.

Конкретное содержание социально-педагогической работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено типом ее небла­гополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации.

Работа СП с семьей группы риска включают три уровня: профилакти­ческий; диагностический; реабилитационный.

Профилактический уровень. На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации (разработка специальных программ педагогического образования и просвеще­ния родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотно­шениях детей и родителей, создание групп поддержки и организацию взаимо­действия родителей).

Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа обще­ния с семьей.

Диагностический уровень.Здесь возможны два варианта деятель­ности социального педагога:

- при добровольном обращении клиентов — оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога;

- при недобровольном обращении — сбор достоверной инфор­мации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обрат­ной связи.

Обязательными этапами диагностики являются:

• сбор информации;

• анализ информации;

• постановка социального диагноза.

Диагностика — длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.

В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком.

Реабилитационный уровень.Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей группы риска, так как проводится на всех этапах об­щения.

Цикл социально-педагогической помощи семьям включает в себя все компо­ненты помощи:

знакомство, оценка проблемы; планирование работы; выполнение намеченных действий; подведение результатов.

Фазы цикла помощи имеют перекрывающий, кольцевой ха­рактер, так как взаимодействие с клиентом будет продолжаться до тех пор, пока не будут достигнуты цели.

Важно планировать стратегию помощи для семьи в целом, по­скольку, если помощь будет оказываться только ребенку, это мо­жет навлечь на него дополнительную опасность.

Технологии работы с неблагополучной семьей социальные пе­дагоги могут использовать как в общеобразовательных учрежде­ниях, так и в центрах помощи семье и детям, социальных службах реабилитации семьи и др.