Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми
Деятельность социального педагога в учреждениях дополнительного образования.
Дополнительное образование детей - особое самостоятельное образование, изначально ориентированное на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей.
Оно охватывает: сферу свободного времени ребенка; сферу реализации познавательных интересов личности (это определяет особенности организации системы дополнительного образования).
Особенности:
-рационально организованный досуг;
-учет потребностей семьи, общества, ребенка; учет прав ребенка;
-учет социально-демографической ситуации региона.
Совместно с общеобразовательными учреждениями дополнительное образование составляет целостную образовательную систему, в которой ребенок развивается.
Система дополнительного образования включает в себя две основные части:
- дополнительное образование в специализированных учреждениях;
- дополнительное образование на базе общеобразовательных учреждений.
Учреждения дополнительного образования делятся:
- По направленности: многопрофильные и профильные.
- По времени существования: долговременные и временные.
- По типам:
- Центр творчества (деятельность в своем учреждении и округах).
- Дворец или дом творчества (специально построенное учреждение).
- Станция (профильное учреждение, специально оборудованное для обучения по профильным программам, для ведении наблюдения и исследования).
- Школа (спортивная, музыкальная, театральная) — профильное учреждение.
- Студия (сочетает в работе учебную, экспериментальную, практическую деятельность).
- Клуб (совместная деятельность, отдых, общение, развлечение).
- Детский лагерь — временное учреждение, специально оборудованное.
- Детский парк (природная среда или парковая зона).
Работа социального педагога по организации досуга детей школьного возраста имеет важнейшее воспитательное значение для развития их личности, успешной социализации в общественной жизни и дальнейшей профессиональной деятельности.
Социальный педагог организует досуг детей таким образом, чтобы это служило успешным условием развития социально значимых качеств личности. Для этого необходимо, прежде всего, представить работу социального педагога в трех аспектах: диагностическом, организационном и просветительском.
1. Диагностическое направление деятельности социального педагога. Диагностика мотивации, потребностей и интересов детей в досуговой сфере проводится с применением следующих методов и форм работы:
- проведение анкетирования, опросов, тестирования интересов и склонностей (возможно, совместно со школьным психологом и родителями);
- индивидуальное собеседование, заполнение «Карты интересов» (на каждого ребенка или только на проблемных подростков из категории «трудных»): какие кружки и секции посещают, соответствуют ли занятия психофизическим индивидуальным возможностям ребят, какая необходима им помощь и т.п.;
- наблюдение за детьми;
- беседы с родителями и руководителями кружков, спортивных секций клубов.
2. Организационное направление. Организация помощи в выборе занятия в сфере дополнительного образования:
- проведение различных форм досуговых мероприятий, раскрывающих таланты и способности школьников;
- рекомендация и направление ребят в объединения дополнительного образования, кружки, секции, студии не только в школе, но и учреждения района, округа, города.
3. Просветительское направление деятельности социального педагога. Просвещение учащихся по организации культурного досуга как рекреативной и реабилитационной сферы жизнедеятельности человека, так и сферы развития кругозора и интересов, выбора профессии. Благоприятное развитие личности школьников в сфере досуга происходит, если социальный педагог соблюдает следующие принципы:
- добровольность выбора детьми форм и содержания досуга;
- принцип самоуправления - ребята сами выступают организаторами своего досуга;
- чередование нагрузки и форм организации досуга (от шумной дискотеки - к спокойному общению школьников в кругу).
Эффективность результатов деятельности социального педагога зависит от сочетания форм индивидуальной и групповой работы.
Индивидуальная работа социального педагога с учащимися проводится в форме бесед, консультаций, собеседований, заполнения диагностического материала. Групповые формы работысоциального педагога осуществляются в работе с детским объединением (кружок, клуб, детское общественное объединение, ученическое самоуправление).
Одаренность — системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
При организации практической работы с детьми не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) его статуса. Так как иногда бывает что, ребенок, привыкший к тому, что он — «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей одаренности. Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «ребенок с признаками одаренности».
Признаки одаренности — те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности.
Талантливый ребенок — это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости.
Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие.
1. По критерию «вид деятельности и обеспечивающая ее сфера психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер. К основным видам деятельности относятся практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, говорят о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой.
2. По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать актуальную и потенциальную одаренность.
3. В соответствии с критерием «форма проявления» различают явную (проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо) и скрытую (проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме) одаренность.
4. По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить общую и специальную одаренность.
5. По критерию «особенности возрастного развития» можно выделить раннюю и позднюю одаренность.
Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с многоаспектным анализом развития конкретного ребенка. Могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:
- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;
- длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях),
- анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение в специально организованные предметно - игровые занятия, вовлечение в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
- использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды»;
- подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности.
- оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).
Хотя все одаренные дети являются разными — по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям, тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие большинство одаренных детей и подростков.
Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей, т. е - система личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности.
Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм - стремление добиться совершенства в выполнении деятельности).
Свои особенности у одаренных детей имеет самооценка, характеризующая представление ребенка о своих силах и возможностях. Вполне закономерен тот факт, что самооценка у этих детей и подростов весьма высокая, однако иногда, у особо эмоциональных детей, самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью.
Важная особенность личности ребенка, проявляющего признаки одаренности, так называемый внутренний локус контроля, то есть принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности (а в дальнейшем и за все происходящее с ним).
У многих одаренных детей наблюдается повышенная чувствительность и связанная с ней особая эмоциональная нестабильность.
К основным направлениям работы социального педагога с одаренными детьми могут быть отнесены следующие:
- совместно с другими сотрудниками учреждения выявляет и ведет учет детей с признаками одаренности; устанавливает контакт с семьей такого ребенка;
- совместно с родителями ведет поиск возможности определить ребенка в специализированное учреждение, секцию, кружок, клуб;
- совместно с администрацией образовательного учреждения изыскивает возможности для создания на базе учреждения различных творческих групп (преимущественно с бесплатным обучением или на льготных условиях для детей из малообеспеченных семей);
- совместно с практическим психологом проводит комплексные исследования личностных особенностей ребенка с признаками одаренности, определение его сложностей при взаимодействии с ровесниками, учителями; осуществляет разработку и реализацию индивидуальной программы по развитию социально значимых качеств личности.