Социально-педагогическая деятельность с многодетными семьями
Технологии консультирования в работе социального педагога.
Социально-педагогическое консультирование — это квалифицированная помощь людям, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения.
Основной целью консультирования является оказание помощи личности в решении ее социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими.
Основная задача консультационной работы заключается в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируется. Основой такой формы воздействия служит, прежде всего, изменение установок личности как на взаимодействие с другими людьми, так и на ситуации и стереотипы поведения. В ходе консультативной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему, свое поведение.
При проведении консультирования важно придерживаться таких принципов, как доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту; ориентация на нормы и ценности клиента; запрет давать советы клиенту; анонимность консультирования; включенность клиента в процесс консультирования, разграничение личных и профессиональных отношений.
Существует много классификаций форм консультативной помощи.
По объекту консультирования различают индивидуальное, групповое, семейное.
По критерию возраста рассматривают консультирование детей и взрослых.
По критерию контакта с клиентом выделяют очное (контактное) и заочное (дистантное: телефонное, письменное, через печатные научно-популярные издания, руководство по самопомощи).
По содержанию запроса клиента различают: семейное, интимно-личностное, психологическое, юридическое, медицинское, деловое, социально-педагогическое.
Условно консультативную беседу можно разделить на 4 этапа:
1. Знакомство, начало беседы.
2. Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез.
3. Воздействие.
4. Завершение беседы.
Под многодетной принято понимать семью, имеющую трех и более детей.
Условно можно выделить следующие виды многодетных семей:
- гармоничные семьи, в которых родители сознательно хотели иметь много детей, делают все от них зависящее для полноценного развития каждого ребенка;
- семьи, в которых родители сознательно не стремились иметь много детей (могут сформироваться, например, в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказ от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений);
- семьи, образовавшиеся в результате брака супругов, каждый из которых уже имел детей;
- семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия (как правило, в таких семьях рождение детей является следствием беспорядочных половых отношений в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; типичная психологическая установка родителей — дальнейшая судьба ребенка должна стать заботой государства).
К основным проблемам многодетных семей относятся:
- материальные;
- обеспечение полноценным питанием, одеждой, жильем;
- проблемы со здоровьем (следствие вышеперечисленных проблем);
- рост числа разводов;
- снижение уровня возможностей и условий для получения полноценного образования у детей;
- проблемы с воспитанием (ослабленный или отсутствующий присмотр, незнание родителями правил организации нормальных взаимоотношений, самообслуживания, распределения поручений в семейном быту);
- индивидуальные проблемы ребенка (загруженность, нехватка родительского внимания, отсутствие возможности отдохнуть от избыточных контактов, трудности в проведении каникул, оздоровления и др.);
- социальные проблемы (отношение в обществе к многодетным семьям) и т. п.
Основные направления работы с многодетными семьями:
- выявление и учет многодетных семей, составление комплексной характеристики семьи;
- определение материального положения семьи, ее проблем и потребностей;
- помощь в получении различных пособий, льгот, действующих для
многодетных семей;
- консультирование, оказание психолого-педагогической, юридической помощи, посреднических услуг;
- социально-педагогический патронаж детей, контроль за их успеваемостью, диагностика (при необходимости коррекция) межличностных отношений;
- наблюдение за состоянием здоровья членов многодетной семьи;
- организация благотворительных акций в пользу многодетных семей;
- взаимодействие с территориальными ассоциациями многодетных
семей.
ФЗ «О государственной поддержке многодетных семей» (1992г) содержит информацию о льготах и иных формах поддержки многодетных семей.