Социально-педагогическая деятельность с многодетными семьями

Технологии консультирования в работе социального педагога.

Социально-педагогическое консультирование — это квалифици­рованная помощь людям, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятель­ности и общения.

Основной целью консультирования является оказание помо­щи личности в решении ее социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими.

Основная задача консультационной работы заключается в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жиз­ненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые, будучи ис­точниками трудностей, обычно не осознаются и не контролиру­ется. Основой такой формы воздействия служит, прежде всего, из­менение установок личности как на взаимодействие с другими людьми, так и на ситуации и стереотипы поведения. В ходе кон­сультативной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответ­ствии с этим новым видением изменить свое отношение к проис­ходящему, свое поведение.

При проведении консультирования важно придерживаться та­ких принципов, как доброжелательное и безоценочное отноше­ние к клиенту; ориентация на нормы и ценности клиента; запрет давать советы клиенту; анонимность консультирования; включенность клиента в процесс консультирования, разграничение личных и профессиональных отношений.

Существует много классификаций форм консультативной по­мощи.

По объекту консультирования различают индивидуальное, груп­повое, семейное.

По критерию возраста рассматривают консультирование де­тей и взрослых.

По критерию контакта с клиентом выделяют очное (контак­тное) и заочное (дистантное: телефонное, письменное, через пе­чатные научно-популярные издания, руководство по самопомо­щи).

По содержанию запроса клиента различают: семейное, интим­но-личностное, психологическое, юридическое, медицинское, де­ловое, социально-педагогическое.

Условно консультативную беседу можно разделить на 4 этапа:

1. Знакомство, начало беседы.

2. Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез.

3. Воздействие.

4. Завершение беседы.

Под многодетной принято понимать семью, име­ющую трех и более детей.

Условно можно выделить следующие виды многодетных семей:

- гармоничные семьи, в которых родители сознательно хотели иметь много детей, делают все от них зависящее для полноценного развития каж­дого ребенка;

- семьи, в которых родители сознательно не стремились иметь много детей (могут сформироваться, например, в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказ от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений);

- семьи, образовавшиеся в результате брака супругов, каждый из которых уже имел детей;

- семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия (как правило, в таких семьях рождение детей является следствием беспорядочных половых отношений в состоянии алко­гольного или наркотического опьянения; типичная психологическая установка родителей — дальнейшая судьба ребенка должна стать заботой государства).

К основным проблемам многодетных семей относятся:

- материальные;

- обеспечение полноценным питанием, одеждой, жильем;

- проблемы со здоровьем (следствие вышеперечисленных проблем);

- рост числа разводов;

- снижение уровня возможностей и условий для получения пол­ноценного образования у детей;

- проблемы с воспитанием (ослабленный или отсутствующий присмотр, незнание родителями правил организации нормаль­ных взаимоотношений, самообслуживания, распределения по­ручений в семейном быту);

- индивидуальные проблемы ребенка (загруженность, нехватка родительского внимания, отсутствие возможности отдохнуть от из­быточных контактов, трудности в проведении каникул, оздо­ровления и др.);

- социальные проблемы (отношение в обществе к многодетным семьям) и т. п.

Основные направления работы с многодетными семьями:

- выявление и учет многодетных семей, составление комплексной характеристики семьи;

- определение материального положения семьи, ее проблем и по­требностей;

- помощь в получении различных пособий, льгот, действующих для
многодетных семей;

- консультирование, оказание психолого-педагогической, юридической помощи, посреднических услуг;

- социально-педагогический патронаж детей, контроль за их успеваемостью, диагностика (при необходимости коррекция) межличностных отношений;

- наблюдение за состоянием здоровья членов многодетной семьи;

- организация благотворительных акций в пользу многодетных семей;

- взаимодействие с территориальными ассоциациями многодетных
семей.

ФЗ «О государственной поддержке многодетных семей» (1992г) содержит информацию о льготах и иных формах поддержки многодетных семей.