Тема 10. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ

Под информационным дизайном (WEB-дизайном) можно понимать разработку структуры представления информации, а также художественного и делового оформления узлов этой информационной структуры, связанных физически дисковым пространством одного сервера. При этом данная структура может быть связана с внешним миром, образуя Интернет-сервер или сайт (site - место локализации), или существовать локально, исключительно для внутренних целей, образуя Интранет-сервер (сайт).

Появление новой информационной технологии привело к формированию особых специалистов, Веб-дизайнеров и Веб-мастеров (WEB - World Wide Web - всемирная "паутина"). Эти профессии настолько различны, насколько созвучны их названия. Веб-дизайнер сайт делает, а Веб-мастер - поддерживает. Естественно полагать, что специалист, поддерживающий и сопровождающий сайт, должен понимать ключевые аспекты дизайна Веб-мастера. Это необходимо для того, чтобы при актуализации информации не разрушить стиль и логическую структуру гипертекстовых связей между страницами.

Выделим основные этапы разработки и поддержания сайта: 1. Определение основной идеи сайта. Это наиболее ответственный этап, поскольку от него зависит посещаемость сайта и привлечение именно той аудитории, на которую он рассчитан. 2. Определение ресурсов информационных, инструментальных и человеческих, которые понадобятся при разработке и поддержании сайта. Можно сэкономить на ресурсах, создавая сайт "на коленке", силами одного человека, но такой сайт будут посещать лишь сотня-другая человек в месяц. Разработку сайта поручают или специализированной фирме, которая может представить свои разработки, находящиеся в списках рейтингов на одном из первых мест, или квалифицированным специалистам из собственной фирмы. Последнее представляет более предпочтительный вариант, поскольку эти же специалисты будут и сопровождать сайт. Иначе логичным будет обращаться за информационно-технической поддержкой к фирме-разработчику. 3. Разработка разделов сайта, логотипов, фирменного стиля, концепции поисковой системы для навигации по сайту. На этом этапе производится выбор технологий, которые будут использоваться при дизайне (использование скриптов, аплетов, Macromedia Flash). Осуществляется выбор фирменного стиля для первой и остальных страниц сайта. 4. Разработка механизмов обновления информации на сайте, ее индексации, упорядочения и представления. Информация, какой бы популярной она ни была, будет потеряна, если на нее не будет установлена корректная ссылка, т.е. произойдет потеря целостности гипертекстовой структуры. Существуют алгоритмы и программы для проверки целостности сайтов. Тем не менее, выполнение актуализации страниц вручную приведет к потере актуальности информации. Такое возможно лишь для относительно статической информационной структуры. 5. Подбор графического материала и выбор основных разделов сайта для первой страницы. Размещение на ней информации непосредственно или ссылок на контактную информацию, авторские права. Обычно на первой странице в явном или скрытом виде размещают счетчик посещений, для информирования владельцев сайта, а также различных рейтингов. 6. Разработка последующих страниц, на которые имеется ссылка с первой страницы. И так далее, по всей иерархии. Желательно размещать на страницах ссылку или кнопку для возврата на основную страницу сайта. 7. После разработки дизайна, структуры и информационного наполнения сайта осуществляется его "раскручивание", т.е. привлечение заинтересованных посетителей. Это осуществляется регистрацией сайта в поисковых системах, в списках рейтингов, информационных списках рассылок. При этом очень важно выбрать ключевые слова и тематику, которые можно отнести к данному сайту. Некорректный выбор повлечет за собой то, что посетители, обманувшиеся в своих ожиданиях, уйдут с сайта, а те, на кого он был рассчитан, никогда на него не попадут. На этом этапе логичным представляется подумать о возможности размещения на сайте коммерческой рекламы. На ее размещение влияет тематика и принадлежность сайта той или иной организации. Избыток рекламы может понизить популярность сайта, однако некоторые баннерообменные серверы, которые предназначены для обмена рекламными ссылками (баннерами) между сайтами, связанными одной тематикой, помогают повысить рейтинг сайта за счет перекрестных ссылок. 8. В заключение следует этап поддержки и сопровождения сайта. На специалистов, осуществляющих эти функции, ложится обязанность не только актуализации информации, поддержки работоспособности сайта, но также и обязательной проверки и реагирования на письма посетителей сайта, просмотр и анализ рейтингов, оценка необходимости корректировок тактического и стратегического характера. Это типичная обратная связь, без которой любая система управления может потерять свою работоспособность, сайт – своих посетителей, а фирма - понести существенные моральные и материальные убытки.