Когнитивно-поведенческая ПТ

Адлер

ПА

Методы ПТ

1) Стратегия и тактика вз-ия клиента и ПТ-та:

-директивные методы – предписывают, направляют клиента. Пт-т всегда выше клиента (гипноз, суггестия, ПА, поведенч. терапия).

-недир. – непредписывающие, ПТ-вт = клиент, клиентцентр-й подход, гештальт-тер, логотер, гр тер.

2) По сп-бу орг-ции ПТ:

-инд-ая

-гр. Исп мех-м гр динамики в ПТ-их целях.

И. Ялом

-коллективная ПТ. Исп эффект коллективного заражения.

-ко-тер-я. 2 и более спецов разных напр-й. Особенно хорошо, когда ведет м и ж ПТ-ты.

3) М-мы ПТ-ого воздей-я

-игровые методы (м-мы игры)

-поведенч. методы (мех-м Ур-ов) Деструктивное пов-ие – УР.

-арт-методы. Самовыр-ие, почув. власть над пробл, диссоциация с ней, ПА: искусство как ср-во катарсиса (отреагирование переживания).

-суггест. методы. М исп вместе с гипнозом. Потом накладывается речь суггестора. М.б. в сост. бодрствования. Внушение в состоянии сна.Косвенные внушения ( эф-т плацебо).

-системный метод. Воздействие на целостную систему. Сист расстановки.Системная семейная ПТ Семья – целостная с-ма, где кажд член выполняет свою функцию. У семьи есть свои границы. Открытая система.

 

1. Теоретические основы

Классич ПА сост из 3 частей: пс-ая теория, т. происхождения неврозов, практич ПА.

1)3 части психики бессозн, предсознание, сознание.

Иерархическая модель Л Ид, Эго, Супер-Эго

Ч нах-ся во внутреннем конфликте.С-Э вытесняет инстинкты в Ид. Защитн м-мы вытесн тревогу в бессозн. Они нужны и важны. Самый позитивный – сублимация.

Психосексуальное развитие — теория, сформулированная З. Фрейдом, объяснявшая развитие личности на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума. Социальный опыт на каждой стадии предположительно оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретенных на данной стадии.

Само развитие разбито на пять четко ограниченных фаз:

1. 0 — 1.5 года — Оральная фаза, в личности проявляется только Ид — желание;

2. 1.5 — 3.5 года — Анальная фаза, формируется сверх-Я — социально обусловленные запреты;

3. 3.5 — 6 лет — Фаллическая фаза, интерес к половой сфере.

4. 6 — 12 лет — Латентная фаза, сексуальное затишье;

5. с 12 лет — Генитальная фаза, или взрослая стадия.

2) Теория происхождения неврозов

Невроз, с точки зрения моделей психики– это конфликт м/у содержанием сознательного и бессознательного, конфликт м/у различными уровнями (Ид и супер-Эго при слабости Эго). Цель – перемещение инфы из бессозн в обл. созания.

3) Практический ПА

Сопротивление – неприятие интерпретации пс-га. Отказ от А, опоздание, забывание. Это проявление защитных мех-мов, с кот. клиент не хочет расставаться. К сопротивлению относятся уважительно.

Перенос – перенесение к-л черт значимой Л на др Ч. Эротический, агрессивный. Уделяется время на взращивание переноса.

Инсайт – резкий переход на новый уровень знания о себе и мире. Проведение клиента по цепочке инсайтов (вытягивание цепи из мутной воды). Менять ПА-ка каждые 3 года.

2. Техники ПА

1)А. описки, оговорки, ошибки, забывания. Ч забывает и оговаривается при усталости, деменции, занятие глобальной проблемы и вытеснением инфы.

2)А. сновидений. Ослабл функция супер-эго. Сон – королевский путь в бессознательное.

3)Метод свободных ассоциаций. Записать слова на диктофон и подсчитать.

4)А. переноса. Анализ чувств клиента к ПА-ку, предполагая, что они адресованы кому-то в семье.ровни: формальный, конфликтный, неформ-й (истинно дружеские, терапевтические отн-ия).

5)А. сопротивлений. Какие потребности и чувства скрывает клиент.

3. Эффективность

-долгосрочный. Не менее 3 лет

- 1-2 р в нед по часу

-выс ур интеллекта у ПА-ка и клиента

-больше мужской метод

-ПА-ик – эм. холодный Ч и эм толерантный, личностно анонимный.

-для лечения неврозов

-некоторые эл-ты исп-ся в тренингах личностного роста

-не исп при шизе и депрессиях

-принятие концепции ПА клиентом

 

1. Теор. основы

Классический метод. Ответ на ПА. Рассм психику как стимул-реакция. Первое упоминание 1920-30-е. Окончат сформир. в 1950-х гг. Позже добавилась когнитивная составляющая стимул – К –R1 или -R2 или –R3

1) Поведенческая психология

а) Т. классического обусловливания. Павлов.

б) Т. оперантноо обусловливания. Реакция –стимул. Спонтанная акт-ть, вследствие кот. случайно получается рез-т. Она постепенно закрепляется.

2) Когнитивная психология. Рассм. Пр-сы мышления. Пиаже, Брунер «Пс. Восприятия» Бэк сформулировал положения когн.-ой ПТ:

-восприятие объекта или события опосредовано мышлением, осознание этого звена дает понимание реакции индивида на внешний стимул

-личностные и поведенческие нарушения св. с аберрацией (искажение, деформация) мышления

-когнитивные аберрации (искаженные когниции) – причина неадекватных эмоциональных реакций и поведения

-если мы хотим изменить чувства и поведение, нужно изменить идеи их вызвавшие

2. Техники ког-пов тер

1) Поведенческие техники

а) Техника релаксации – поведенческая техника расслабления на физиологич и эм ур.

Р. по Джекобсону

Осн на смене напряжения и расслабления в теле. Чтобы расслабить мышцы нужно сначала их напрячь. Особое внимание на мышцы лица и шеи.

На втором этапе мышечные блоки укрупняются. На третьем клиент м. расслаблять мышцы без напряжения. Нет – дети, - старческая деменция.

Релаксация по Шульцу

Опирается на мех-мы речи.Слово м. вызывать вегетативные реакции.Расслабление в рез-те произнесения вербальных формул. Ваша рука теплая и расслабленная. Не акцент. на дыхании, т.к. м.б. астматич. приступ. Начинать с правой руки. Верб. формула, пока не будет ощущения. Две позы: как я делал и поза кучера (колени и локти вместе).

Две ступени расслабления: 1) с пом. верб. формул, 2) медитативные упражнения.

Рейнуотер «Как стать собственным терапевтом»

Направлена на личностное Р. Встреча с детским Я, с образом родителей.

б) Техника систематической десенсибилизации. Снижение порогов чувствительности. Исп. при фобиях и стрессах. Сначала – расслабляющие методики, затем анализируют беспокоящий стимул и выделяют ступени влияния. Либо временные параметры, либо влияние по силе. Потом – проработка кажд. ступени. Вызываются ощущения, арактерные для кажд. ступени. Одновременно происходит релаксация.

в) Десенсибилизация и переработка негативной инфы движением глаз. Ф. Шапиро. Следить за рукой и рассказывать о каких-либо фактах жизни, даже проблемах.

г) Техника шейпинг. Для обучения людей с тяжелыми нарушениями, с умственной отсталостью. М. обучать детей с аутизмом. Целостный навык разбивается на составляющие. Кажд. этап подкрепляется и прорабатывается отдельно и последовательно. Рекация-стимул.

д) Техника наводнения. Столкновение с пугющим стимулом в безопасных условиях. УР – это и есть фобия. Холдинг-терпапия – при работе с аутистами. Мама смотрит в глаза. Сеанс – 2-3 ч. Либо перестает сопротивляться, либо засыпает. Установление зрит. контакта и т.д.

е) Метод парадоксальной интенции. Парад-е поведение. Суть: клиента побуждают совершать действие, кот. он сопротивляется и пытается тормозить. Напр, навязчивое действие. Ты мало крутишь пуговицу, надо больше.

ж) Жетонный метод.

2) Когнитивные техники

а) Техника информирования

-информир-ие клиента о наличии ошибок восприятия реальности и индивидуальный опыт отличается от объективной реальности. М. исп. метафору, понятие тезауруса (личный опыт Ч, отличен отт опыта др);

-инф-ие о проблеме, если работа идет тематическая. Стресс: первый признак – смена настроения (состояния) на противоположное;

-исследование реальности (иссл-ие иррац. установок и автоматизированных мыслей);

-посм. на свою проблему глазами др людей, м. попросить, чтобы родные рассказали о ней челу;

-отсроченное восприятие проблемы (посм. на нее через 20 лет); рефрейминг – переформирование.

б) Работа с иррацион. установками и убеждениями

-шкалирование. Оцените свою проблему по шкале (техник адекатастрофизации). Клиент понимает, что его проблема не катастрофа. Работает с людьми, кот. м. рефлексировать. Логичность;

-анализ проблемы. Работа со сложностью выбора. Табличка да, нет, +,-;

-техника замещения переменных. Проблема как мат-ая задача. Выявляется первоначальная переменная. Д.С. + еда = лишний вес. Опора на ресурсы Л.

3. Эффективность когн-пов тер

Кратко-, среднесрочная тер.

Необходим:

-сохранный интеллект;

-сп-ть к рефлексии и логическим умозаключениям.

Исп. при неврозах, депрессивных состояниях. Поведенческие техники исп. при работе с тяжелыми нарушениями. Исп. для обучения при работе с детьми.

Средний срок – полгода.