Когнитивно-поведенческая ПТ
Адлер
ПА
Методы ПТ
1) Стратегия и тактика вз-ия клиента и ПТ-та:
-директивные методы – предписывают, направляют клиента. Пт-т всегда выше клиента (гипноз, суггестия, ПА, поведенч. терапия).
-недир. – непредписывающие, ПТ-вт = клиент, клиентцентр-й подход, гештальт-тер, логотер, гр тер.
2) По сп-бу орг-ции ПТ:
-инд-ая
-гр. Исп мех-м гр динамики в ПТ-их целях.
И. Ялом
-коллективная ПТ. Исп эффект коллективного заражения.
-ко-тер-я. 2 и более спецов разных напр-й. Особенно хорошо, когда ведет м и ж ПТ-ты.
3) М-мы ПТ-ого воздей-я
-игровые методы (м-мы игры)
-поведенч. методы (мех-м Ур-ов) Деструктивное пов-ие – УР.
-арт-методы. Самовыр-ие, почув. власть над пробл, диссоциация с ней, ПА: искусство как ср-во катарсиса (отреагирование переживания).
-суггест. методы. М исп вместе с гипнозом. Потом накладывается речь суггестора. М.б. в сост. бодрствования. Внушение в состоянии сна.Косвенные внушения ( эф-т плацебо).
-системный метод. Воздействие на целостную систему. Сист расстановки.Системная семейная ПТ Семья – целостная с-ма, где кажд член выполняет свою функцию. У семьи есть свои границы. Открытая система.
1. Теоретические основы
Классич ПА сост из 3 частей: пс-ая теория, т. происхождения неврозов, практич ПА.
1)3 части психики бессозн, предсознание, сознание.
Иерархическая модель Л Ид, Эго, Супер-Эго
Ч нах-ся во внутреннем конфликте.С-Э вытесняет инстинкты в Ид. Защитн м-мы вытесн тревогу в бессозн. Они нужны и важны. Самый позитивный – сублимация.
Психосексуальное развитие — теория, сформулированная З. Фрейдом, объяснявшая развитие личности на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума. Социальный опыт на каждой стадии предположительно оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретенных на данной стадии.
Само развитие разбито на пять четко ограниченных фаз:
1. 0 — 1.5 года — Оральная фаза, в личности проявляется только Ид — желание;
2. 1.5 — 3.5 года — Анальная фаза, формируется сверх-Я — социально обусловленные запреты;
3. 3.5 — 6 лет — Фаллическая фаза, интерес к половой сфере.
4. 6 — 12 лет — Латентная фаза, сексуальное затишье;
5. с 12 лет — Генитальная фаза, или взрослая стадия.
2) Теория происхождения неврозов
Невроз, с точки зрения моделей психики– это конфликт м/у содержанием сознательного и бессознательного, конфликт м/у различными уровнями (Ид и супер-Эго при слабости Эго). Цель – перемещение инфы из бессозн в обл. созания.
3) Практический ПА
Сопротивление – неприятие интерпретации пс-га. Отказ от А, опоздание, забывание. Это проявление защитных мех-мов, с кот. клиент не хочет расставаться. К сопротивлению относятся уважительно.
Перенос – перенесение к-л черт значимой Л на др Ч. Эротический, агрессивный. Уделяется время на взращивание переноса.
Инсайт – резкий переход на новый уровень знания о себе и мире. Проведение клиента по цепочке инсайтов (вытягивание цепи из мутной воды). Менять ПА-ка каждые 3 года.
2. Техники ПА
1)А. описки, оговорки, ошибки, забывания. Ч забывает и оговаривается при усталости, деменции, занятие глобальной проблемы и вытеснением инфы.
2)А. сновидений. Ослабл функция супер-эго. Сон – королевский путь в бессознательное.
3)Метод свободных ассоциаций. Записать слова на диктофон и подсчитать.
4)А. переноса. Анализ чувств клиента к ПА-ку, предполагая, что они адресованы кому-то в семье.ровни: формальный, конфликтный, неформ-й (истинно дружеские, терапевтические отн-ия).
5)А. сопротивлений. Какие потребности и чувства скрывает клиент.
3. Эффективность
-долгосрочный. Не менее 3 лет
- 1-2 р в нед по часу
-выс ур интеллекта у ПА-ка и клиента
-больше мужской метод
-ПА-ик – эм. холодный Ч и эм толерантный, личностно анонимный.
-для лечения неврозов
-некоторые эл-ты исп-ся в тренингах личностного роста
-не исп при шизе и депрессиях
-принятие концепции ПА клиентом
1. Теор. основы
Классический метод. Ответ на ПА. Рассм психику как стимул-реакция. Первое упоминание 1920-30-е. Окончат сформир. в 1950-х гг. Позже добавилась когнитивная составляющая стимул – К –R1 или -R2 или –R3
1) Поведенческая психология
а) Т. классического обусловливания. Павлов.
б) Т. оперантноо обусловливания. Реакция –стимул. Спонтанная акт-ть, вследствие кот. случайно получается рез-т. Она постепенно закрепляется.
2) Когнитивная психология. Рассм. Пр-сы мышления. Пиаже, Брунер «Пс. Восприятия» Бэк сформулировал положения когн.-ой ПТ:
-восприятие объекта или события опосредовано мышлением, осознание этого звена дает понимание реакции индивида на внешний стимул
-личностные и поведенческие нарушения св. с аберрацией (искажение, деформация) мышления
-когнитивные аберрации (искаженные когниции) – причина неадекватных эмоциональных реакций и поведения
-если мы хотим изменить чувства и поведение, нужно изменить идеи их вызвавшие
2. Техники ког-пов тер
1) Поведенческие техники
а) Техника релаксации – поведенческая техника расслабления на физиологич и эм ур.
Р. по Джекобсону
Осн на смене напряжения и расслабления в теле. Чтобы расслабить мышцы нужно сначала их напрячь. Особое внимание на мышцы лица и шеи.
На втором этапе мышечные блоки укрупняются. На третьем клиент м. расслаблять мышцы без напряжения. Нет – дети, - старческая деменция.
Релаксация по Шульцу
Опирается на мех-мы речи.Слово м. вызывать вегетативные реакции.Расслабление в рез-те произнесения вербальных формул. Ваша рука теплая и расслабленная. Не акцент. на дыхании, т.к. м.б. астматич. приступ. Начинать с правой руки. Верб. формула, пока не будет ощущения. Две позы: как я делал и поза кучера (колени и локти вместе).
Две ступени расслабления: 1) с пом. верб. формул, 2) медитативные упражнения.
Рейнуотер «Как стать собственным терапевтом»
Направлена на личностное Р. Встреча с детским Я, с образом родителей.
б) Техника систематической десенсибилизации. Снижение порогов чувствительности. Исп. при фобиях и стрессах. Сначала – расслабляющие методики, затем анализируют беспокоящий стимул и выделяют ступени влияния. Либо временные параметры, либо влияние по силе. Потом – проработка кажд. ступени. Вызываются ощущения, арактерные для кажд. ступени. Одновременно происходит релаксация.
в) Десенсибилизация и переработка негативной инфы движением глаз. Ф. Шапиро. Следить за рукой и рассказывать о каких-либо фактах жизни, даже проблемах.
г) Техника шейпинг. Для обучения людей с тяжелыми нарушениями, с умственной отсталостью. М. обучать детей с аутизмом. Целостный навык разбивается на составляющие. Кажд. этап подкрепляется и прорабатывается отдельно и последовательно. Рекация-стимул.
д) Техника наводнения. Столкновение с пугющим стимулом в безопасных условиях. УР – это и есть фобия. Холдинг-терпапия – при работе с аутистами. Мама смотрит в глаза. Сеанс – 2-3 ч. Либо перестает сопротивляться, либо засыпает. Установление зрит. контакта и т.д.
е) Метод парадоксальной интенции. Парад-е поведение. Суть: клиента побуждают совершать действие, кот. он сопротивляется и пытается тормозить. Напр, навязчивое действие. Ты мало крутишь пуговицу, надо больше.
ж) Жетонный метод.
2) Когнитивные техники
а) Техника информирования
-информир-ие клиента о наличии ошибок восприятия реальности и индивидуальный опыт отличается от объективной реальности. М. исп. метафору, понятие тезауруса (личный опыт Ч, отличен отт опыта др);
-инф-ие о проблеме, если работа идет тематическая. Стресс: первый признак – смена настроения (состояния) на противоположное;
-исследование реальности (иссл-ие иррац. установок и автоматизированных мыслей);
-посм. на свою проблему глазами др людей, м. попросить, чтобы родные рассказали о ней челу;
-отсроченное восприятие проблемы (посм. на нее через 20 лет); рефрейминг – переформирование.
б) Работа с иррацион. установками и убеждениями
-шкалирование. Оцените свою проблему по шкале (техник адекатастрофизации). Клиент понимает, что его проблема не катастрофа. Работает с людьми, кот. м. рефлексировать. Логичность;
-анализ проблемы. Работа со сложностью выбора. Табличка да, нет, +,-;
-техника замещения переменных. Проблема как мат-ая задача. Выявляется первоначальная переменная. Д.С. + еда = лишний вес. Опора на ресурсы Л.
3. Эффективность когн-пов тер
Кратко-, среднесрочная тер.
Необходим:
-сохранный интеллект;
-сп-ть к рефлексии и логическим умозаключениям.
Исп. при неврозах, депрессивных состояниях. Поведенческие техники исп. при работе с тяжелыми нарушениями. Исп. для обучения при работе с детьми.
Средний срок – полгода.