ПОСТАНОВКА КОМАНДНЫХ ЦЕЛЕЙ

Различия командного и коллективного труда

фактор сравнения Командный труд Коллективный труд
Цели Четко определены и разделяются всеми членами команды Определены руководством, но могут не разделяться отдельными исполнителями
Стиль руководства Демократический, основанный на принципах партнерства с лидером-тренером Авторитарный, либеральный, бюрократический
Продукт Сложный, созданный для конкретного клиента Простой или сложный стандартизированный
Эффективный тип поведения Человек-партнер Человек-функция, человек-манипулятор
Персонал Типа"Y" Типов "X" и " У"
Распределение обязанностей Полноценное ролевое наполнение (профессиональное и психологическое) Возможны дублирование функций или функциональная неполноценность
Уровень межличностной конфликтности Низкий Высокий
Форма оплаты труда Групповое вознаграждение Индивидуальное вознаграждение

Выделим ситуации, в которых организация работы в команде была бы наиболее эффективной формой труда:

• решение задач творческого характера (создание нового товара, услуги, модификация продукта и т. д.);

• в случае когда организация готова строить свою работу на основе создания бизнес-процессов (особенно в сфере услуг, где связь с клиентом, необходимость соответствия его запросам наиболее ярко выражены);

• создание команды руководителей или при руководителе для принятия сложных комплексных решений (разработка стратегии развития миссии, решение вопросов в кризисной ситуации и т. д.).

Безусловно, работа в команде имеет и некоторые отрицательные стороны:

• много времени расходуется на обсуждение вопросов и принятие решения. Закон Паркинсона гласит: "Время, затраченное на любой пункт повестки дня, обратно пропорционально сумме, которая за ним стоит";

• ни одна группа не в состоянии действовать так же быстро и решительно, как компетентная личность;

• компромиссное решение, устраивающее всех, зачастую бывает не самым эффективным.

Командные цели должны:

• существовать;

• быть конкретными;

• быть измеримыми;

• создавать условия для совместной работы;

• объединять людей, а не вызывать конкуренцию между ними;

• координировать действия членов команды;

• служить мерилом и точкой отсчета;

• помогать формированию доверия и гармонии;

• быть обозримыми и достаточно значимыми для того, чтобы мотивировать членов команды;

• быть связующим элементом между членами команды;

• подчинять себе все другие цели членов команды;

• содержать возможность получения удовлетворения в любой форме;

• быть ограниченными во времени и пространстве;

• быть измеримыми не только количественно, но и качественно;

• отличаться от ординарных целей организации.