ПОСТАНОВКА КОМАНДНЫХ ЦЕЛЕЙ
Различия командного и коллективного труда
фактор сравнения | Командный труд | Коллективный труд |
Цели | Четко определены и разделяются всеми членами команды | Определены руководством, но могут не разделяться отдельными исполнителями |
Стиль руководства | Демократический, основанный на принципах партнерства с лидером-тренером | Авторитарный, либеральный, бюрократический |
Продукт | Сложный, созданный для конкретного клиента | Простой или сложный стандартизированный |
Эффективный тип поведения | Человек-партнер | Человек-функция, человек-манипулятор |
Персонал | Типа"Y" | Типов "X" и " У" |
Распределение обязанностей | Полноценное ролевое наполнение (профессиональное и психологическое) | Возможны дублирование функций или функциональная неполноценность |
Уровень межличностной конфликтности | Низкий | Высокий |
Форма оплаты труда | Групповое вознаграждение | Индивидуальное вознаграждение |
Выделим ситуации, в которых организация работы в команде была бы наиболее эффективной формой труда:
• решение задач творческого характера (создание нового товара, услуги, модификация продукта и т. д.);
• в случае когда организация готова строить свою работу на основе создания бизнес-процессов (особенно в сфере услуг, где связь с клиентом, необходимость соответствия его запросам наиболее ярко выражены);
• создание команды руководителей или при руководителе для принятия сложных комплексных решений (разработка стратегии развития миссии, решение вопросов в кризисной ситуации и т. д.).
Безусловно, работа в команде имеет и некоторые отрицательные стороны:
• много времени расходуется на обсуждение вопросов и принятие решения. Закон Паркинсона гласит: "Время, затраченное на любой пункт повестки дня, обратно пропорционально сумме, которая за ним стоит";
• ни одна группа не в состоянии действовать так же быстро и решительно, как компетентная личность;
• компромиссное решение, устраивающее всех, зачастую бывает не самым эффективным.
Командные цели должны:
• существовать;
• быть конкретными;
• быть измеримыми;
• создавать условия для совместной работы;
• объединять людей, а не вызывать конкуренцию между ними;
• координировать действия членов команды;
• служить мерилом и точкой отсчета;
• помогать формированию доверия и гармонии;
• быть обозримыми и достаточно значимыми для того, чтобы мотивировать членов команды;
• быть связующим элементом между членами команды;
• подчинять себе все другие цели членов команды;
• содержать возможность получения удовлетворения в любой форме;
• быть ограниченными во времени и пространстве;
• быть измеримыми не только количественно, но и качественно;
• отличаться от ординарных целей организации.