ОКОНЧАНИЕ ЛЕКЦИИ ПО ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVI – XVII ВВ.

Литература русского централизованного государства

… Итак, создание «Стоглава», «Великих Миней Четий» и «Домостроя» в значительной степени имело своей целью взять под контроль развитие культуры и литературы. Этот контроль принял особенно жесткий характер во время опричнины Ивана Грозного, который, по выражению его противника Андрея Курбского, «затворил свое царствие аки в адовой твердыне», не допуская проникновения не только литературы, но и любых веяний с Запада, где в это время развивались Возрождение и Реформация.

При не вполне ясных обстоятельствах прекратилось книгопечатание, начавшееся в 50-60-х гг. XVI в. Русский первопечатник Иван Федоров вынужден был переехать в Западную Русь (сначала в Острог, потом во Львов).

XVI в. был неблагоприятным временем для развития художественной литературы – произведений, которые тогда называли «неполезными», «богомерзкими» повестями. При этом широкое распространение получил новый, особенно характерный для этого периода вид литературы – светская публицистика, обсуждавшая наиболее важные вопросы государственного управления.

Центральное место в светской публицистике XVI столетия занимает творчество Ивана Пересветова, который в своих челобитных, адресованных царю, разработал концепцию дворянского государства во главе с самодержавным царем, опирающимся на преданных слуг. Вопросы о характере царской власти и ее взаимоотношениях с подданными были основными в полемике между Иваном Грозным и князем Андреем Михайловичем Курбским, развернувшейся в 60-70-х гг. Политическая концепция Курбского (а его идеал – сословно-представительная монархия) изложена им в «Истории о великом князе Московском» и посланиях Ивану Грозному. Назначение власти он видит в справедливом управлении страной на основе законов.

Иван Грозный решал вопрос о природе самодержавной власти исходя из тезиса о божественном ее происхождении и делал вывод о неограниченном ее характере: высший суд принадлежит только самодержцу, вид и меру наказания определяет сам царь. Иван Грозный даже обосновал свое право судить и наказывать не только за дела, но и за мысли.

Если Пересветов отстаивал идею сильной власти, управляющей на основе определенных законов («правды»), то Грозный отстаивал свое право на любой произвол. Пересветов говорил о том, что опорой самодержавия должны быть служилые люди. Грозный и не пытался сформулировать понятие о какой-либо опоре своей власти. Для него все подданные – холопы, т.е. все равны в своем бесправии перед лицом самовластного монарха. Его концепция неограниченной власти есть оправдание опричного произвола, откровенно деспотических методов правления.

XVI век — один из наиболее сложных и противоречивых периодов в истории русской культуры и литературы. Сложность эта предопределила целый ряд загадок и «белых пятен», обнаруживающихся при изучении этого периода. Совершенно неясна, например, судьба библиотеки Ивана Грозного, слухи о которой распространялись за рубежом. В ливонской хронике начала XVI в. рассказывалось о находившейся в кремлевских подвалах библиотеке, с множеством редких книг, которую замуровали и не открывали более ста лет; библиотеку эту во время Ливонской войны в 1570 г. смог увидеть (но именно только увидеть, не читая книг) протестантский пастор Веттерман. Происхождение и состав этой библиотеки неизвестны, но самый факт такого сугубо секретного хранения весьма знаменателен для XVI в.

Расцвет публицистики и почти полное исчезновение беллетристики, «затворенность» государства от культурных влияний западного Ренессанса XVI в. и развитие светской общественной мысли, во многом порвавшей с традициями средневековья, наконец, появление во второй половине века книгопечатания и вынужденный переезд первопечатника за рубеж — таковы характерные противоречия русской литературы XVI в.