Военные суды в РФ

Вопросы создания, деятельности военных судов в России регулируются ФКЗ «О военных судах РФ» от 23.06.99 № 1-ФКЗ.

Военные суды РФ - федеральные суды общей юрисдикции, осуществ­ляющие судебную власть в войсках, органах и формированиях, где фе­деральным законом предусмотрена военная служба. Характеристика военных судов:

a) военные суды входят в подсистему судов общей юрисдикции и выпол­няют те же задачи, что и невоенные суды общей юрисдикции;

b) военные суды обязаны строго следовать принципу законности и соблю­дать в своей деятельности требования закона; защищать права и свободы граждан; охранять права и законные интересы общества и государства;

c) военные суды не рассматривают дела об административных правонару­шениях и не дают разъяснений по вопросам судебной практики;

d) военные суды рассматривают уголовные и гражданские дела с участием строго определенных категорий граждан;

e) в исключительной подведомственности военных судов находятся дела о преступлениях против военной службы;

f) расположение военных судов связано не с административно-террито­риальным делением страны, а с дислокацией соответствующих воинс­ких формирований (флотов, видов войск и пр.), которые могут находиться и за пределами РФ;

g) высший судебный контроль за деятельностью военных судов осуществ­ляет ВС РФ;

h) при осуществлении судебных полномочий военные суды независимы и не подчиняются никаким органам военного управления, в том числе и командованию соответствующего воинского формирования.

Структура военных судов в России:

¾ гарнизонные суды;

¾ окружные (флотские) суды (окружные военные суды создаются по месту дислокации воинских ча­стей; как правило, один окружной военный суд охватывает территорию нескольких субъектов РФ. Флотские суды по своему статусу приравнены к окружным);

¾ Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Институт мировых судей в РФ

 

Институт мировых судей - нововведение российской судебной системы, хотя правильнее говорить о возрождении отечественных традиций пра­восудия. Мировые судьи осуществляли свою деятельность в России в последней четверти XIX - начале XX вв. Формированию этого института способствовали реформы Александра II (1861 - 1874). Цель создания института мировых судей в РФ - приблизить правосудие к народу путем передачи несложных дел от профессиональных судей на рассмотрение уважаемыми гражданами того или иного населенного пункта, а также упростить судебную процедуру по несложным делам.

Нормативная база деятельности мировых судей в РФ:

¾ Федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ" от 31.12.96 (в ред. от 15.12.2001 № 5-ФКЗ);

¾ Федеральный закон "О мировых судьях в РФ" от 17.12.98 № 188-ФЗ;

¾ Федеральный закон "Об общем числе мировых судей и количестве су

Современные российские мировые судьи по своему статусу - судьи субъектов федерации и входят в единую судебную систему РФ. Миро­вые судьи единолично рассматривают в первой инстанции:

a) уголовные дела небольшой тяжести, за которые может быть назначено наказание, не превышающее 2-х лет лишения свободы; дела о выдаче судебного приказа;

b) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

c) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исклю­чением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, лишении родительских прав, усыновлении (удочерении) ребенка;

d) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 МРОТ, установленных законом на момент подачи заявления;

e) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о вос­становлении на работе;

f) дела об определении порядка пользования земельными участками, стро­ениями и другим недвижимым имуществом;

g) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетен­ции мирового судьи КоАП РФ.

Мировые судьи рассматривают дела в соответствии с законодательством РФ. Решения, законные распоряжения мировых судей носят обязатель­ный характер и подлежат исполнению.

Мировым судьей может быть гражданин РФ:

¾ достигший 25 лет;

¾ имеющий высшее юридическое образование;

¾ опыт работы по юридической специальности не менее 5 лет;

¾ сдавший квалификационный экзамен и рекомендованный квалифика­ционной коллегией на должность мирового судьи (судьи со стажем бо­лее 5 лет освобождаются от сдачи экзамена).

Лица, прошедшие отбор:

¾ назначаются на должность мирового судьи законодательным (предста­вительным) органом госвласти субъекта федерации;

¾ избираются населением соответствующего судебного участка. Мировой судья назначается (избирается) на срок не менее 5 лет с пра­вом повторного избрания (назначения).

Мировым судьям запрещается совмещать работу мирового судьи с иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной и творческой; они пользуются правами судьи РФ. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков (создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс.).

Согласно концепции судебно-правовой реформы в России мировые су­дьи позволят значительно разгрузить федеральные суды и смогут рассматривать около 30% уголовных и 50% гражданских дел.