Виды научения

Возникает вопрос, почему используются различные понятия?

Дело в том, что обучение и учение, учебная деятельность в целом могут не иметь видимого результата, выступающего в форме научения.

Это и послужило основанием и для использования этих понятий отдельно и вместе.

Характеризуя с разных сторон учебную деятельность как процесс учебно-познавательного взаимодействия учителя и учащихся мы будем пользоваться всеми четырьмя понятиями.

Начнем с вопроса о научении.

Научение(краткий псих. словарь Конюхов) – процесс приобретения знаний, навыков, умений. Иногда научение понимается как результат учения, однако отличается от учения как приобретения опыта в деятельности. Способствует приобретению любого опыта и включает протекающее неосознанно уяснение материала и его закрепление.

Но главное: не все, что связанно с развитием, может быть названо научением. В него не входят процессы и результаты, которые характеризуют биологическое созревание организма. Хотя процессы созревания также связаны с приобретением организмом нового. Они мало или почти не зависят от обучения и научения.

1. В то же время всякий процесс, называемый научением, не является совершенно не зависимым от созревания. Научение практически всегда опирается на определенный уровень биологической зрелости организма и без него не может осуществиться.

 

ПРИМЕР. Вряд ли можно научить ребенка говорить до того времени, когда у него созреют необходимые для этого органические структуры: голосовой аппарат, соответствующие отделы головного мозга, ответственные за речь.

 

2. Научение – зависит от созревания организма по характеру течения процесса:

он может быть ускорен или заторможен соответственно ускорению или замедлению созревания организма.

Созревание – естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста.

Однако между этими процессами может быть и обратная связь.

Обучение и учение в определенной степени влияют на созревание организма.

У человека есть несколько видов научения.

1. Первый и простейший (объединяет человека со всеми другими живыми существами).

Это научение по механизму импринтинга, т.е. быстрого, автоматического, почти моментального (по сравнению с длительным процессом обучения) приспособления организма к конкретным условиям его жизни.

 

ПРИМЕР. Как только новорожденный касается груди матери, у него сразу же срабатывает врожденный сосательный рефлекс.

 

ПРИМЕР. Достаточно дотронуться ладони новорожденного, как у него автоматически сжимаются пальцы рук.

2. Условнорефлекторное – начало его исследования было положено работами Павлова.

Данный вид научения предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал.

Благодаря условнорефлекторному научению обеспечивается реализация более сложной формы поведения, чем элементарные врожденные реакции.