ПЕРИОДА И АРХАИКИ

ЛЕКЦИЯ N 3: АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО ГРЕЦИИ ГОМЕРОВСКОГО

 

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

 

1. Особенности архитектуры и искусства Гомеровского периода.

2. Архитектура Архаики. Дорический ордер. Его формирование и развитие. Основные сооружения Архаического периода в дорическом ордере, их особенности.

3. Ионический ордер, его происхождение и развитие. Основные сооружения Архаического периода в ионическом ордере.

4. Скульптура и вазопись Архаики.

 

 

1. Гомеровский период назван по имени первого в мире поэта – Гомера, автора известных эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», которые появились, предположительно, в IХ –VIII вв. до н.э. Этот период характеризуется общим упадком культуры, материальной бедностью. После дорийского завоевания в конце XII в. до н.э. города и дворцы микенской культуры были разрушены и, вместе с ними, была разрушена экономическая основа материальной культуры, прервались торговые и культурные связи с другими странами Средиземноморья. Каменное строительство практически прекратилось, в гробницах отсутствуют драгоценности и изделия художественных ремесел, формы керамики упрощаются, росписи становятся примитивными. В XIII – XII вв. до н.э. дорийцы обосновываются на Пелопоннесе и далее переселяются на острова Эгейского моря, Крит и Родос и частично – в Малую Азию. Ионийское население обособилось и осело в Аттике, на о. Эвбея и в Ахайе, некоторых островах Эгейского моря и в Малой Азии: в районе гг. Милета, Эфеса, Колофона. Восстанавливается родовой строй, письменность утрачивается до VIII в. до н.э. Отрасли производства, которые обслуживали узкую общественную прослойку правящей элиты, исчезают. Мастера покидают разоренную страну. С Х в. до н.э. начинается распространение железа, из него делаются топоры, резцы, ножи, удила, столярные инструменты. Постепенно оживают ремесла: кузнечное, гончарное, кожевенное, плотничное, ткацкое. Активно развивается торговое и военное кораблестроение. Общество Гомеровского периода было военной демократией, земля принадлежала общине полиса. Постепенно в обществе выделяется родовая знать – аристы («лучшие»), которые имели рабов и экономически зависимых крестьян. Среди них появляются базилеи – правители, способные сформировать из своих приближенных гвардию. Они были предводителями в войнах, жрецами, судьями. В управлении делами полиса участвовали также Совет старейшин и Народное собрание. Более высокий уровень развития был достигнут в Малой Азии и колониях на о. Сицилия (Сиракузах, Пестуме, Агригенте). Среди полисов в Аттике и на Пелопоннесе выделяются крупные ремесленно-торговые центры: Коринф, Спарта, Афины. В VIII – VI вв. до н.э. в Греции начинается новый экономический подъём, связанный с колонизацией новых земель и восприятием влияний восточных культур, а также – с развитием науки.

Древнейшие постройки Гомеровского периода относятся к IX-VIII вв. до н.э. Жилые дома строились на каменном фундаменте из дерева или кирпича-сырца. Они имели прямоугольную, овальную или круглую в плане форму. Главным помещением богатого жилого дома был мегарон с портиком перед ним. Внутри мегарона был очаг, над которым делалось отверстие в кровле. К нему пристраивались кладовые для запасов продовольствия и оружия. Пол был земляной. Женская половина находилась на втором этаже. Появились первые храмы, стены которых были выложены из грубого камня-известняка или песчаника. Иногда стены были глинобитными, что обусловило необходимость их защиты от сырости широкими свесами кровли. Покрытие было деревянным, кровля – стропильной с крутыми скатами. По планировке храм напоминал мегарон, т.к. мыслился как ”жилище бога”. Внутри находился очаг-жертвенник и деревянная или бронзовая статуя божества – ксоан. О внешнем облике храмов Гомеровского периода можно судить по глиняным моделям, найденным в гробницах г. Аргоса и у мыса Перахора. Некоторые храмы имели удлиненную форму главного помещения и апсиду эллиптической формы, где было выделено дополнительное служебное помещение.

К этому же периоду относится храм Артемиды Орфии в Спарте, план которого существенно отличается от мегарона: длинное главное помещение храма (которое позже получило название “наос” или “целла”) разделено центральным рядом деревянных колонн на два нефа. Эти колонны поддерживали длинный коньковый брус крыши. Снаружи перекрытие опиралось на два ряда столбов, поставленных вдоль боковых глинобитных стен, таким образом, освобождая непрочные стены от нагрузки. Алтарь был вынесен наружу. Такое оформление храма позволяло привлечь к религиозному культу большее количество людей. К VII в. до н.э. храмы такого типа стали более распространенными. Примером может служить храм в Фермосе, построенный над остатками более ранних сооружений типа мегаронов. Храмы с центральным рядом опор внутри целлы встречаются и в более поздний Архаический период уже в каменной стоечно-балочной конструкции, но они, очевидно, признаются неудобными из-за того, что интерьер оказывается разделенным по оси главного входа колоннадой, которая мешает восприятию его пространства. Поэтому интерьер целлы либо вовсе освобождается от опор, либо опоры делаются в два ряда ближе к продольным стенам. Внутри храмов стояли деревянные статуи богов – ксоаны.

В IX – X вв. в керамике существовал «протогеометрический стиль» - грубые формы бытовых сосудов с простой орнаментикой, нанесенной темно-коричневым лаком по светлому фону. Далее этот стиль развивается в «геометрический»: формы сосудов становятся более разнообразными, пропорции – более совершенными. Получили распространение как маленькие сосуды для благовоний, так и очень большие (выше 1,5 м.) для установки над могилами для ритуальных возлияний. Поверхность сосуда разделялась на пояса, заполненные линейным орнаментом из геометрических фигур и их комбинаций. В VIII в. до н.э. между поясами орнамента появляются прямоугольные поля с изображениями стилизованных фигур людей и животных. Вазы с изображением сцен оплакивания умерших были найдены при раскопках Дипилонского кладбища в Афинах. По месту находки этот стиль был назван «дипилонским» («дипилонские сосуды»). Изображения людей силуэтные и носят условный, геометрический характер. Некоторые сосуды украшены объёмными фигурками животных на крышке или ручке. Сосуды «геометрического стиля» делались также из бронзы. Найдены были также небольшие бронзовые фигурки людей и животных, изображающие мифологических персонажей: Минотавра, Аполлона, Орфея, Кентавра. Некоторые фигурки имеют весьма примитивную форму, другие же удачно стилизованы.

 

2. С VIII в. до н.э. в Греции начинается экономический подъём. Активная колонизация, развитие международной торговли способствовало взаимовлиянию различных культур. На основе заимствованного у Финикийцев алфавита была создана греческая письменность, начинается чеканка монет, совершенствуются ремесла, развиваются науки: астрономия и геометрия. Ремесло керамики превращается в целую индустрию, гончары и вазописцы образуют влиятельную социальную группу, в экономически развитых полисах появляются специализированные ремесленные кварталы. Наиболее значительные школы керамики сформировались в Коринфе и Афинах.

В городах-полисах власть захватывают узурпаторы – тираны. Некоторые тираны, опираясь на поддержку ремесленно-торговых слоёв, создавали могущественные полисы и расширяли их (Сиракузы, Самос, Коринф, Афины), покровительствовали искусствам, активно занимались строительством: строили храмовые комплексы, общественные здания, инженерные сооружения (водопроводы, канализации, фонтаны). Постепенно власть концентрируется в руках небольшого круга должностных лиц – родственников тирана, что вызывает возмущение народа и стремление восстановить демократическое правление.

В VII – VI вв. до н.э. начинается активное каменное строительство, связанное с оживлением общественной жизни. Полисы соревнуются за первенство в общегреческом мире. Храмы строятся из дорогих сортов местного и привозного мрамора. Храм стал центром не только религиозной, но и общественно-политической жизни. Внутреннее пространство храма увеличивается, перед храмом организуется общественное пространство, где ставятся памятники в честь значительных событий в жизни полиса в целях воспитания патриотизма граждан. К концу Архаического периода в оформлении храмов активно применяется скульптура и цвет. Статуарные изображения божеств достигают 8-метровой высоты. Всё большее внимание уделяется внешним формам храмов. Входы обрамляются порталами. Скульптура и рельеф тематически раскрывают смысловое содержание храма, характер божества, которому он посвящен. Появились общественные и административные здания: дома для заседаний совета старейшин – булевтерии, пританеи - административные здания и дома симпосиев – для пиршеств. В это же время начинают формироваться комплексы общегреческих святилищ (теменосов) в Олимпии и в Дельфах, которые были религиозными, культурными и общественными центрами раздробленного на отдельные полисы греческого мира. В них проводились спортивные игры (олимпиады) и пифийские празднества. Комплексы святилищ складывались постепенно в течение нескольких веков. В их состав входило множество разнообразных зданий: храмы, сокровищницы, гостиницы, булевтерии, гимнасии, театры, стадионы и ипподромы, мемориальные сооружения и памятники героям и победителям в спортивных соревнованиях.

Главным достижением эпохи Архаики явилось формирование основных греческих ордеров: дорического и ионического. Зрелые формы их сложились постепенно в процессе достаточно длительного творческого поиска. Дорический ордер получил своё название от имени воинственного племени дорийцев, земли которых находились, в основном, в европейской части греческого мира, а также в италийских и сицилийских колониях. Архаический дорический ордер произошёл от деревянных стоечно-балочных конструкций храмов Гомеровского периода, его прототипами могли служить также формы критского ордера и каннелированные столбы древнеегипетских портиков периода Нового царства. Он имеет тяжеловесные пропорции и строгие формы. Его образ в художественной культуре греков ассоциировался с мужским началом. Греко-дорический ордер ещё не был ордером в полном смысле этого слова: он не имел строгих канонических пропорций и форм, таких, которые сложились в Риме, существовало множество вариантов форм этого ордера. Например, в архаическом храме Геры в Олимпии было 8 разновидностей форм дорических колонн. Но основные составные части и элементы его с тех пор существенно не менялись. Прежде всего, ордер характеризуется четким делением на несущие и несомые элементы, которые уже осмыслены тектонически: конструктивная логика поддерживается, выявляется пластическим языком форм. Те элементы и формы, которые были излишне изобразительными (например, оформление шейки колонны “листочками”, чрезмерно выпуклый энтазис ствола, слишком пологий и широкий эхин) к началу V в. до н.э. исчезают. Окончательно утверждается появившаяся ещё в Египте трёхчастность ордера, и она распространяется на все его составные элементы: стереобат, колонну, антаблемент, все элементы ордера получают своё название. Развитие форм греко-дорического ордера идёт в направлении увеличения пропорционального отношения высоты колонны к диаметру основания от 4,5 до 6,2. В римском каноне это отношение достигает 8. Кроме того, пропорции несущей и несомой частей ордера, которые в начале Архаического периода были равными, изменяются ближе к “золотым” отношениям (около 1:3). В итоге развития пропорции фасада греческого храма приближаются к пропорциям человеческого тела.

В архаических храмах практически отсутствует закономерность в отношении количества колонн на торцевых и боковых фасадах. Иногда количество колонн на торцевом фасаде могло быть нечётным (5 или 9). Это бывало в тех случаях, когда целла храма имела центральный ряд колонн (например, “базилика” в Пестуме). Количество колонн на боковом фасаде могло втрое превышать количество колонн на торцевом фасаде, что делало пропорции храма и целлы очень удлинёнными. К концу архаического периода устанавливается закономерность в расчёте количества колонн на боковом фасаде, которую можно описать математической формулой 2n + 1 (где n – количество колонн на главном фасаде, обычно: 4,6,8,10). Существовало также много вариантов форм целлы: она могла быть с антовыми стенками или без них, могла иметь или не иметь заднее помещение (опистодом).

Основные памятники Архаики в дорическом ордере уцелели, в основном, на территории бывших греческих колоний Италии и Сицилии. Это ансамбль храмов в Пестуме (Посейдонии), ансамбль в Селинунте, храм Зевса в Агригенте (Акраганте). Сохранились также руины архаического храма Геры в Олимпии, храма Аполлона в Коринфе, фундамент архаического храма Гекатомпедона на Афинском акрополе, сокровищница афинян в Дельфах. Архаические храмы на территории Аттики и Пелопоннеса были разрушены в ходе греко-персидских и Пелопоннесских войн.

 

3. Ионический ордер сложился на территории Малой Азии, населенной греками (Ионии). На его формы оказали влияние догреческие формы, сложившиеся в более ранних культурах этого региона: прототипические аналоги ионических форм встречаются в деревянной архитектуре островов Кипр и Делос, в Ахеменидском Иране, Мидии (так называемые “протоионические капители” в мидийских скальных гробницах, формы баз и каннелюр в персидских каменных колоннах). Отсутствие крупного строительного леса в этом регионе привело к измельчению форм антаблемента и деталей капители. Опасность землетрясений обусловила появление базы колонны, придающей ей большую устойчивость. Формы баз были очень разнообразны, иногда база превращалась в пластический декоративный элемент и оформлялась рельефом.

Основной отличительной особенностью ионического ордера является волюта - подушка с двумя спиралевидными завитками, помещенная между эхином и абаком. Эхин покрыт резным декором – иониками или овами (яйцевидными формами). Абак покрыт растительным резным орнаментом в виде листочков. Шейка иногда выделяется профилем (астрагалом), покрытым «бусами», иногда – полосой рельефного орнамента между двумя валиками. В период Архаики формы ионического ордера были очень разнообразны. Вначале фриз отсутствовал, вместо него проходил ряд зубчиков-дентикул, которые в деревянном варианте ордера являлись торцами мелких поперечных балочек перекрытия. Архитрав обычно делился на три горизонтальных части - фасции. Завитки волют имели значительные свесы над стволами колонн. Позже ордер приобрёл более стройные формы и стал ассоциироваться с женским началом: в этом ордере строились храмы, посвящённые женским божествам. Появился также и фриз, который был оформлен в виде сплошной ленты, часто покрытой рельефами, изображающими фигуры людей и животных. Этот фриз называется «зоофор» («несущий жизнь»). Архитрав, фриз и карниз заканчивались киматиями – профилями в виде каблучка или четвертного вала. Водосточный желоб сима имел профиль в виде гуська и был украшен резьбой. Храмы в ионичском ордере появились в Малой Азии в VI в. до н.э. и почти не сохранились. Самые известные из них: храмы Геры Самосской, Артемиды в Эфесе, Аполлона в Милете - огромные диптеры по аналогии с сооружениями восточных деспотий. Длина их бокового фасада достигает 100 м., а глубина портиков – 18 м. Высота колонн храма Артемиды в Эфесе – 23 м. Они поставлены на цилиндрические пьедесталы, оформленные рельефными изображениями фигур. Этот храм был построен на средства самого богатого в то время в мире царя Лидии Креза и считался одним из семи чудес света. Высота ионических колонн была равна 8 нижним диаметрам ствола. В римском каноне она достигла 10.

В других вариантах ионического ордера встречаются колонны с пальмовидными капителями (сокровищница мессалийцев в Дельфах), а также опоры в виде женских фигур - кариатид (сокровищница сифносцев в Дельфах).

 

4. В период Архаики активно развивается монументальная скульптура. Именно в скульптуре воплощаются представления греков о прекрасном. Для Архаики характерна некоторая нескладность пропорций, геометризм форм, которые постепенно исчезают уже к концу VI – началу V в. до н.э. Изучение анатомических принципов строения человеческого тела, его пропорций и биомеханики, отличают работу греческих скульпторов потому, что для греков человеческое тело являлось воплощением космических законов гармонии и красоты.

С VII в. до н.э. появился обычай ставить в общественных местах статуи куросов – юношей атлетов. Иногда это были надгробия мужественных воинов или изображения Аполлона, несущего на плечах жертвенного теленка («мосхофоры»). Статуи эти напоминали египетские канонические скульптуры: они были фронтальными, левая нога – выдвинута вперед, хотя фигура статична. Было найдено около 200 подобных фигур. Наиболее ранние из них найдены на мысе Суний в Аттике близ Афин. Их пропорции весьма несовершенны, формы упрощены, на лицах изображена отстранённая полуулыбка. Все говорит об идеализации образа, отстранённости от реальности. Большое внимание уделено выявлению мышц, рост, как правило, преувеличен (до 2 - 2,5 м.). Эти фигуры отражают идеал того времени – образ мужественного юноши-героя, защитника интересов своего полиса, в котором проявляются божественные черты. Недаром мифические герои были полубогами. К VI в. до н.э. скульптуры куросов становятся более реалистичными и пропорциональными, мастерство скульпторов заметно совершенствуется, хотя изобразить объёмную фигуру в движении для скульпторов представляется ещё сложным.

В VI в. до н.э. появляются и женские аналоги куросов – фигуры девушек-коры. Они ставились возле храмов, изображая жриц богини, или использовались в качестве опор ионического ордера. 14 таких фигур найдены при раскопках на Афинском Акрополе: архаические коры при постройке нового ансамбля были использованы в качестве фундаментных блоков для стен. Эти фигуры более совершенны, чем фигуры куросов. Предполагается, что они были сделаны мастерами из Ионии, где скульптурная школа была более древней, чем в Аттике. Фигуры кор были одеты в длинные, сложно драпирующиеся одежды. Многие из них сохранили следы окраски, иногда волосы окрашивались в зеленый цвет, что показывало неземное происхождение изображаемой девушки – спутницы богини Афины. Скульптуры кор украшались бронзовыми деталями: венками, пальмовыми ветками или фруктами, которые они держали в руке. На лицах кор изображалась загадочная улыбка.

Постепенно скульптура становится частью архитектуры: с VII в. до н.э. появляются рельефы в метопах и на фризах храмов. Сюжеты чаще всего военные. Встречаются одинаковые повторяющиеся в ряд изображения всадников, вооружённых копьями и щитами (храм в Принии). В этом тоже видно влияние восточных деспотий. Но очень скоро греки находят собственные композиционные приёмы сочетания скульптуры и архитектуры: композиции метоп становятся разнообразными, движения фигур – более сложными, чувствуется активное стремление к оригинальности сюжетов и поз. Каждый новый храм оформляется по-новому, каждый полис стремится «перещеголять» соседний. Греческая скульптура, в отличие от египетской пошла не по каноническому, а по творческому пути, и поэтому мастерство скульпторов в течение столетия достигло высокого уровня.

В начале V в. до н.э. скульптура Греции ещё остаётся по своему характеру архаичной, но уже преодолены статик и нескладность движений, появляются многофигурные композиции во фронтонах храмов. Разнообразные и динамичные позы фигур композиционно согласованы с тем пространством, в котором они находятся. В 480 г. до н.э. был построен храм Афины Афайи на о. Эгина, он был богато украшен цветными росписями и бронзовыми деталями. Во фронтоне этого храма располагалась скульптурная группа, изображающая сюжет Троянской войны. Главная фигура – фигура Афины – несколько крупнее других. Она фронтальная и стоит в центре композиции. У её ног лежит раненый воин, над которым склоняются спешащие ему на помощь друзья. Следующие за этими фигуры вписываются в треугольное поле фронтона: одни наклонены вперёд, занося копьё, другие упали на колено, последние, находящиеся в углу фронтона – лежат. На лицах сражающихся и умирающих воинов всё ещё изображается «архаическая улыбка».

В керамике Архаического периода появляются разнообразные мотивы росписей с изображением людей и животных. Формы ваз приобретают совершенство линий и пропорций, упорядочивается соотношение размеров орнаментальных поясов и полей с изображениями, мастера стремятся найти создать гармоничное единство формы вазы и изображения на ней. В период поздней Архаики искусство вазописи быстро совершенствуется, появляется так называемый «чернофигурный стиль»: роспись наносится черным или тёмно-коричневым лаком на терракотовый или жёлтый фон вазы. Фигуры силуэтны, детали процарапываются резцом, тело женских фигур окрашивается в белый цвет. Сюжеты росписей берутся из мифологии или произведений Гомера «Илиада» и «Одиссея». Гончары и художники-вазописцы часто подписывали свои произведения. В Археологическом музее во Флоренции находится знаменитый чернофигурный кратер – «ваза Франсуа», названная по имени нашедшего её археолога. На пяти поясах этой вазы изображено 9 мифологических сцен из 200 фигур. Размеры фигур постепенно увеличиваются от крайних поясов к среднему, где они расположены более плотно. Декоративные ручки увенчивают верхний пояс вазы мощными волютами. Имена авторов этой вазы – Клитий и Эрготим.

В конце VI в до н.э. появляются чернофигурные вазы, где изображение укрупнено и расположено в большом центральном поясе. Примером такого стиля может служить амфора аттического мастера Эксекия, на которой изображены герои Троянской войны Ахилл и Аякс, играющие в кости. Композиция росписи удачно согласуется с формой амфоры на основе выявления общего композиционного центра. В это же время появляется новый стиль вазописи – краснофигурный. Он представляет полный «негатив» чернофигурного: фигуры оставляются светлыми, а фон окрашивается в коричневый цвет. Это позволяет сделать фигуры объёмными, оторвать их от фона, лучше проработать кистью детали. Представителем этого стиля был мастер Евфроний, известна его краснофигурная пелика «Ласточка», сюжет росписи которой - радость людей, увидевших первую ласточку, символизирующую приход весны.

 


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:

 


1. Гомеровский период