ГЕНЕТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ

Имеют ли люди с одинаковыми генами сравнимые умственные способности? Ответ на этот вопрос, безусловно, положительный.

Исследователи и спрашивают, имеют ли приемные и родные дети одних родителей, благодаря одинаковой среде, одни и те же способности. В детстве показатели тестов на умственные способности приемных братьев и сестер имеют несущественную кор­реляцию. Но с возрастом их умственная схожесть исчезает, поскольку эффект об­щего воспитания уменьшается. В зрелом возрасте данная корреляция приблизи­тельно равна нулю (McGue & others, 1993). Подобные открытия противоречат расхожему мнению, что по мере накоп­ления жизненного опыта влияние внеш­ней среды на такие свойства, как ум, уве­личивается. Фактически более правдопо­добным оказывается противоположное [мнение: с возрастом генетическое разли­чие становится более очевидным (Bou­chard, 1995, 1996; Plomin, 1986).

Исследователи также сравнивают пока­затели тестов на умственные способности приемных детей с соответствующими по­казателями их биологических родителей, от которых они и получили свои гены, а также их приемных родителей, которые создали для них домашнюю обстановку. Особенности ин­теллекта приемных детей ближе к их био­логическим, а не приемным родителям. Важно также, попадают ли приемные дети в интеллектуально богатую или бедную среду (Turkheimer 1991). Как заметила Сандра Скарр (Scarr, 1989), „воспитание в одном и том же доме не приблизит вас по особенностям интеллекта к вашим прием­ным братьям и сестрам так, как это сдела­ет генетическое родство".

Вспомните значение термина ..наслед­ственность" (см. гл. 2, с. 111). Когда мы говорим, что наследуемость интеллекту­альных особенностей, объясняемых гене­тическими факторами, равна приблизи­тельно 50 и более процентам, то это не значит, что гены отвечают за 50 и более процентов вашего интеллекта, а внешние факторы — за остальное. На самом деле это означает свыше 50% различий интел­лекта внутри группы людей. Ошибку в этом вопросе делают так часто, что сле­дует еще раз повторить: нельзя утверж­дать, что та или иная процентная доля интеллекта индивида унаследована. На­следуемость говорит о том, насколько раз­личия между людьми можно отнести на счет генетических факторов.

Но и это заключение требует уточнения, так как разные исследования определяют различный уровень наследуемости. Если мы, следуя совету Марка Твена, будем рас­тить детей до 12-летнего возраста заперты­ми в бочках и кормить их через отверстие, то в результате мы получим уровень ин­теллекта значительно ниже нормального. В условиях равенства факторов внешней сре­ды коэффициент интеллекта этих детей в возрасте 12 лет различался бы только за счет наследственности, то есть наследуемость различий между детьми приближалась бы к 100% . Чем более одинаковые условия вос­питания и жизни детей, тем большее зна­чение имеет фактор наследственности. С другой стороны, если сравнивать людей со сходной наследственностью, воспитан­ных в совершенно разных условиях (один — в бочке, другой — в обеспеченной интелли­гентной семье), то наследуемость особенно­стей интеллекта (различия, обусловленные генетически) будет низкой.

Следует помнить, что гены и окруже­ние взаимосвязаны. Школьники с матема­тическими способностями с большей веро­ятностью продолжат учебу в гимназии с математическим уклоном, а затем в тес­тах на определение математических спо­собностей покажут более высокие резуль­таты благодаря и генетическим, и вне­шним факторам (способности+обучение). Таким образом, наши гены формируют наше окружение, а оно, в свою очередь, формирует нас.