Резюме: .
Эксперименты Роланда и Фриберга.
Данные о различиях между зрительными и вербальными репрезентациями получены также в исследовании Роланда и Фриберга (Roland & Friberg, 1985). Эти исследователи предлагали испытуемым мысленно повторять похожие по звучанию слова или мысленно прослеживать путь от своего дома по соседним улицам. Роланд и Фриберг измеряли изменения кровообращения в различных частях коры. Области левой коры, которые были активизированы одним умственным процессом в сравнении с другим, разные. В обработке вербальной и пространственной информации участвуют разные области коры. Кроме того, эти же нервные области, по-видимому, участвуют в фактической обработке вербального и видимого материала: затылочные области, участвующие в выполнении задачи на поиск маршрута, — это те же области, которые участвуют в зрении. Среди областей, участвующих в решении задачи на похожие по звучанию слова, — зона Брока, которая играет главную роль в обработке речи. Таким образом, когда мы воображаем информацию в одной из двух модальностей, мы используем те же самые нервные области, которые используются при восприятии этих материалов, как и утверждает гипотеза двойного кодирования Пайвио.
Теория двойного кодирования подтвердилась, по крайней мере, частично, в неврологических исследованиях (например, Gazzaniga and Sperry, 1967; Kimura, 1963; Milner, 1968). Так, Д.Кимурой (Kimura D. Cerebral dominance and perception of Verbal Stimuli // Canadian Journal of Psychology. 1961, N 15) описан эффект правого уха - феномен латерализации функций головного мозга, в соответствии с которым при восприятии вербальной информации при дихотическом прослушивании в большинстве случаев лучше воспринимается информация, поступающая через правое ухо. И наоборот, при восприятии музыки, она узнается лучше, если поступает через левое ухо. Данный эффект обусловлен функциональной латерализацией полушарий головного мозга, поэтому он наблюдается лишь тогда, когда доминантным по речи является левое полушарие.
Клинические наблюдения Лурии (1976) за пациентами с неврологическими нарушениями также показывают, что повреждение левого полушария мозга связано с нарушениями вербальной памяти, а повреждения правого полушария — с нарушениями памяти на зрительный материал. Эти результаты говорят в пользу теории двойного кодирования в памяти, когда одна система служит для кодирования и обработки зрительной, а другая — для кодирования и обработки вербальной информации.
Основная литература к главе 22
Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2002, с. 112-141