Р.Аткинсон и Р.Шифрин

Метафора компьютера: оперативная и долговременная память. В течение 1960-х годов благодаря общему прогрессу знаний о кратковременной и долговременной памяти были выдвинуты новые теории и модели структуры памяти человека. Наиболее влиятельная теория была предложена Аткинсоном и Шиффрином (1968). Они разработали модель памяти на базе информационного подхода. Это предполагает, что такая модель состоит из фиксированных структур памяти и гибких управляющих процессов. В их теории уровневой обработки память выступает как побочный продукт различных видов анализа входных стимулов и что длительность следа в памяти определяется сложностью и глубиной этого анализа.

В основу их модели множественности отделов хранения памяти легла гипотеза о наличии трех разных типов памяти:

- сенсорные регистры (сенсорная память): для каждой сенсорной модальности (например, зрение, слух) имеется отдельный вид памяти, и каждая из них удерживает информацию на очень короткий срок, оставляя ее практически неинтерпретированной;

- кратковременная память: обладает очень ограниченным объемом и удерживает информацию на несколько секунд благодаря повторению (человек повторяет слова либо иные вербальные сигналы самому себе);

- долговременная память: объем ее очень велик, она удерживает информацию на длительные периоды времени, даже на всю жизнь.

При этом любой акт памяти осуществляется с помощью участия нескольких структур (сенсорный регистр, кратковременная память, долговременная память), работа каждой из которых предполагает прохождение трех стадий: кодирования, хранения и извлечения, забывания.

УКП обеспечивает нормальную работу восприятия, опознавания образов (предохраняя КП от нагромождения информации и позволяя соотнести сенсорные признаки с имеющимися эталонами в опыте для узнавания).

КП (15-30 сек. без повторения) - обслуживает кратковременный мыслительный процесс (посылки и удерживаемые гипотезы; решение арифметических задач в уме).

ДП - функция приобретения личной памяти, индивидуального опыта.

Извлечение информации из УКП происходит путем параллельного считывания (с внутренней иконы; Сперлинг).

Из КП исходя из законам Стернберга (методика хронометрии) осуществляется последовательный поиск информации.

Из ДП считывание осуществляется за счет последовательного перебора.

Взаимосвязь этих трех типов памяти имеет следующий вид. Информация из внешнего мира поступает прежде всего в сенсорную память (регистры). Здесь входной стимул непосредственно регистрируется в соответствующей сенсорной модальности и либо теряется, либо передается дальше в обработку. Зрительная система — это подотдел сенсорного регистра; ей соответствует иконическое хранение. Ее свойства: большие информационные возможности и быстрое затухание. Небольшая часть этой информации поступает в кратковременную память. Кратковременное хранилище рассматривалось ими как рабочая система, в которой входная информация затухает и быстро исчезает (но не так быстро, как из сенсорного регистра). Форма представления информации в КВХ может отличаться от первоначальной сенсорной формы (например, слово, предъявленное визуально, в кратковременном хранилище может быть представлено в слуховых кодах). После этого информация из кратковременной памяти, если она, к примеру, подвергалась повторению, передается в долговременную память. Иными словами, существует прямая связь между степенью закрепления информации в кратковременной памяти и силой ее запечатления в долговременной памяти. Способ забывания информации отличается для каждого типа памяти. Информация в сенсорной памяти весьма быстро распадается. Информация в кратковременной памяти вытесняется новой поступающей информацией, а информация в долговременной памяти забывается по причине интерференции с другой, связанной с ней информацией.

По мнению Аткинсона и Шиффрина (1968), одним из важнейших отличий кратковременной памяти от долговременной является механизм забывания. Забывание, происходящее в кратковременной памяти, наступает из-за отвлечения внимания от информации, хранимой в памяти, а также из-за интерференции другой поступающей информации (1974).

В первоначальной системе затухание информации в КВХ было трудно точно определить, но Аткинсон и Шифрин полагали, что оно происходит в течение от 15 до 30 секунд. Однако, если элемент помещен в "буфер повторения", он может поддерживаться дольше, и чем дольше он там удерживается, тем больше шансов, что он будет передан в долговременное хранилище, и, согласно теории вероятностей, тем больше возможность, что его вытеснит из этого буфера новая входная информация.

Информация, содержащаяся в третьей системе, т.е. в долговременном хранилище, рассматривалась авторами как относительно постоянная, несмотря на то, что она может быть недоступна вследствие интерференции с входной информацией. Функция ДВХ — отслеживать стимулы во входном регистре (контролировать стимулы, поступающие в КВХ) и обеспечивать место для хранения информации, приходящей из КВХ.

Переход информации из одного хранилища в другое контролируется преимущественно самим человеком. Информация, удерживаемая кратковременно в сенсорном регистре, сканируется, и отобранная ее часть вводится в КВХ. Авторы модели считают, что процесс передачи информации из КВХ может длиться столько же времени, сколько она здесь удерживалась. Аткинсон и Шифрин также постулировали, что информация может поступать в долговременное хранилище непосредственно из сенсорного регистра.

Центральным в теории Аткинсона-Шифрина является представление, что человек может осуществлять некоторый контроль за информацией, поступающей в КВХ и из него. Управление системами памяти может осуществляться по-разному, но наиболее очевиден сознательный или бессознательный контроль за кратковременным буфером. Именно этот участок может контролироваться человеком в наибольшей степени. Мы можем заполнить этот буфер множеством элементов, оставив очень мало "места" для работы (или обработки), или перевести свое внимание на новые элементы и таким образом устранить из буфера старые за счет их неповторения. В этой модели есть еще один важный управляющий процесс — это кодирование, т.е. классификация входной информации в соответствии с данными, имеющимися в долговременном хранилище. Пример кодирования — использование мнемонических приемов, связанных с воображением.

Какие конкретно управляющие факторы будут активированы, зависит от содержания решаемой задачи и непосредственных инструкций. Управляющий процесс — это ответственный исполнитель всей системы; его роль сходна с ролью компьютерной программы, управляющей потоком информации из одного хранилища в другое, причем каждое хранилище работает с информацией по-своему. В этой модели входные стимулы от рецепторов проходят в сенсорный регистр — очень кратковременное хранилище, удерживающее информацию несколько сот миллисекунд. Информация, переданная в КВХ, если не происходит повторение, затухает и теряется примерно через 30 секунд. При помощи повторения управляющие процессы могут поддерживать информацию в КВХ довольно долго. Некоторая часть информации из КВХ передается в ДВХ, являющееся постоянным хранилищем знаний. Предполагается, что из ДВХ информация извлекается посредством самоадресации, т.е. местоположение информации в системе памяти определяется на основе содержания этой информации. Шифрин и Аткинсон приводят интересную аналогию с библиотечным поиском:

"Самоадресующуюся память можно сравнить с системой библиотечных полок, на которых расположение книг зависит от их содержания. Например, книга по "методам законопачивания морских судов, применявшимся в 12 веке в Греции" будет располагаться на конкретной полке в Греческом зале и т.п. Если пользователю нужна эта книга, он может ее отыскать при помощи того же самого плана хранения книг, который был использован ранее, чтобы положить туда эту книгу. Мы полагаем, что ДВХ действует преимущественно по принципу самоадресующейся памяти."

Место хранения информации в ДВХ определяется содержанием самих компонентов памяти.

Модель Аткинсона и Шифрина не избежала критики. Напрймер, Тульвинг и Мадиган (1970), выражают неудовольствие недостаточным объяснением того, как информация теряется из КВХ:

"Куда девается "потерянная" информация? ...Мы также чувствуем, что само понятие "потерянных элементов" нарушает первый закон термодинамики. Скорее нам нравится идея, выраженная Гербартом более 100 лет назад,— что информация в любом хранилище остается там в том или ином виде, но иногда просто не может быть использована для желаемых целей. Мы можем только надеяться, что тайна указывающих вниз стрелок в этой системе со временем откроется."

После поступления из СР информация подвергается первичной переработке: сигналы классифицируются, интерпретируются. На этом этапы мы уже можем сознательно контролировать переработку не отображенных событий (как в СР), а их интерпретаций. Информация хранится 15-30 сек., 7+ - 2. Но мы можем сознательно удерживать ее благодаря повторению. Кодирование происходит преимущественно акустически (образы удержаны в слуховой форме), что доказывают ошибки припоминания из КП: когда исп. делает ошибку, воспроизводя информации из КП, он обычно смешивает элементы, сходные по звучанию.

Способы функционирования (с помощью разных компонентных процессов): различные способы кодирования ввода, хранения, вывода и забывания во всех трех структурах.

В УКП ввод в соответствующей специфической модальности (зрительная - сетчаточные процессы и т.д.).

В КП независимо от модальности информации извне она преимущественно кодируется акустически артикуляционным способам (путем проговаривания - ошибки воспроизведения при зрительном предъявлении акустические - по называнию: П как Б, а не как Н). Извлечение (Стернберг) - не cсчитывание, а последовательный поиск.

Ошибки припоминания в КП. Акустические (вместо «труд» может быть «пруд», но не может быть «работа»). Даже если материал предъявлялся зрительно, то люди делали именно акустические ошибки, следовательно, человек проговаривает все, что читает, и слово запоминается именно на слух. В качестве ответа на вопрос «зачем преобразовывать все в слова?» возникла версия о необходимости единообразия вводимого материала. Независимо от того, в каком виде нам поступили слова, хранить нужно только их смысл.

В ДП ввод осуществляется за счет трансформации смыслов, значений (семантические коды; для речи - понятия).

ЗабываниеВ УКП это угасание, выцветание, маскировка другим стимулом. В КП - выталкивание старой информации новой если нет повторения. Забывание в КП происходит в результате интерференции или стирание следов. В ДП причин забывания много: мотивационное забывание (Фрейд), интерференция (взаимное влияние новой и старой информации): ретро и проактивная интерференция.

Патологический материал. Открытие синдрома Мильнна (?) (раненный в гипоталамическую область фехтовальщик): после выздоровления испытуемый обнаружил нарушение в настоящее время перехода информации в ДП (за 7 лет он ничему новому не научился, хотя все, что было до ранения он помнил хорошо).