Фонтаны

Рассматривая каскады как близ­кие родственники фонтанов, остановимся на последних как пре­красном элементе .ландшафтного ди­зайна. Струи воды в воздухе, непов­торимые переливы цветовой гаммы в солнечных лучах, звук падающих ка­пель, как и все остальные элементы созданных композиций, добавляют, усиливают степень положительных эмоций.

Бытует ошибочное мнение, что в каждом водоеме должен быть фон­тан. Решая проблему «бытия» фонта­на, надо исходить из главного прави­ла: «не навреди». Быть или не быть? При этом учитывается предназначе­ние водоема. Водоем создан в стиле первозданного, натурального зарос­шего болотца и вдруг в центре его выбрасываются в воздух многоярус­ные струи. Конечно, этот вариант несовместим. Капли воды, падающие на водные растения, приводят к по­тере их декоративности, а фонтан не должен уничтожать уже созданное. Необходимо соблюдать пропорции между водоемом и фонтаном. В цен­тре огромного водоема маленький фонтан в форме колокола будет теряться и из акцента композиций пре­вратится в незначительный элемент. Сюда можно отнести и чисто техни­ческий вопрос, когда чрезмерная вы­сота струи приводит к потере воды за счет разбрызгивания за пределы во­доема и быстрому иссушению после­днего. Высота струи должна быть менее половины диаметра водоема. При строительстве фонтана обяза­тельно учитывается роза ветров и количество ветреных дней в году. В противном случае придется наслаж­даться фонтаном очень редко из-за потери его декоративности при по­рывах ветра. Теперь можно решать вопрос целесообразности создания фонтана или при преобладании отри­цательных моментов создания от­дельного комплекса водоем-фонтан. Существует несколько типов фонта­нов. Наиболее известным и распрост­раненным является фонтан с направ­ленными вверх водяными струями. Декоративность обеспечивают выбра­сываемые одна или несколько струй, создающих определенный рисунок. Для этого предназначены специаль­ные насадки: одиночный распыли­тель, ярусный, вертушка, рыбий хвост, гриб, каскад, колокол, тюльпан и другие. Эти фонтаны конечно боль­ше подходят к классическому стилю, но часть из них можно использовать и в натуральном. Фонтан, безуслов­но, призван выполнять роль главно­го элемента композиции. Поэтому он заслуживает особого внимания, вплоть до создания отдельного водо­ема. Хочется остановиться на немно­го необычном решении создания та­кого фонтана.

Емкость, радиус которой равен высоте водяной струи, закопана в землю. Верх накрыт мелкой решет­кой и декорирован крупной галькой. В емкость помешен насос с распыли­тельной насадкой. Водяные струи вылетают из камней и падают в виде тяжелых капель на гальку. Такой фонтан очень декоративен и ориги­нален. По этому принципу создают­ся фонтаны типа родник. Специаль­ная насадка «бурлящий ключ» обеспечит появление родника в об­щей композиции. Используя прием скрытого водоема, необходимо перед эксплуатацией проверить, не проис­ходит ли потеря воды, что может привести к выходу из строя насоса. Лучше оборудовать насос системой автоматического отключения при резком понижении уровня воды.

Другой тип фонтана основан на 'том, что струя не поднимается вверх, а наоборот падает вниз. Это могут быть фонтаны в классическом стиле, занимающие парадное место.

В центре водоема в форме пира­миды в несколько рядов размещены плоские декоративные емкости. Вода при помощи насоса поднимается вверх. Специальная насадка придает ей форму колокола. Собираясь в вер­хней емкости, венчающей вершину, она плавно перетекает ярусами сверху вниз и стекает в водоем. Фор­ма емкостей может быть различной, как и материал, из которого они из» готовлены. Наиболее часто встреча­ются круглые и квадратные формы. Интересно, выглядят квадратные промежуточные водоемы, разверну­тые через один в горизонтальной плоскости на 90°.

Данная форма хорошо просматри­вается со всех сторон и создает высокодекоративный эффект,

К этой группе фонтанов относят­ся и пристенные, самый популярный из которых выполняется в средизем­номорском стиле и напоминает при­родный источник.

В создании таких фонтанов ис­пользуются и малые архитектурные формы. Это кувшины, барельефы, небольшие человеческие скульпту­ры, фигуры различных животных и многие другие. Ассортимент таких изделий огромен, и всегда можно что-то подобрать на собственный вкус. Водяные струи могут быть раз­ных размеров от тоненьких до широ­ких потоков. Разнообразят такие фонтаны применение облицовочной плитки, всевозможных зеркал, подкраска воды и декоративная подсветка.

Создание столь модных в настоя­щее время японских садиков послужи­ло повышению интереса к японским фонтанам. Одним из их разновиднос­тей является фонтан тсукубай.

Для его устройства необходимо несколько бамбуковых палок и при­родных камней, водяной насос малой мощности, труба или кусок шланга и небольшой, скрытый водоем. Вода, поступая при помощи насоса по трубе или шлангу, подсоединенному к полой бамбуковой палке, тоненькой струйкой стекает на камень. Растека­ясь по нему, и попадает обратно в водоем.

При строительстве такого фонта­на надо учитывать несколько особен­ностей. Одной из главных является выбор места. Притененный уголок .для отдыха со стилизованной скамь­ей в виде поваленного дерева или японский сад камней наиболее под­ходят для этого фонтана. Влаголюби­вые и желательно вечнозеленые рас­тения в сочетании с природным камнем дополнят эту композицию. Уместен здесь будет и японский фо­нарик.

 

Полая бамбуковая палка имеет длинный косой срез. Место присое­динения шланга маскируется ветка­ми вечнозеленого растения. Подвя­зывать основной элемент к опорам желательно не веревкой, а стеблями лиан или вымоченными побегами ивы. Диаметр скрытого водоема дол­жен соответствовать своему предназ­начению, максимально предотвра­щая потерю воды. При выборе насоса надо стремиться, чтобы вода вытека­ла из бамбуковой трубы тоненькой струйкой. Чтобы продлить срок ис­пользования бамбуковой трубы, мож­но поместить внутрь металлопластиковую трубу до косого среза, чтобы она не была заметна. Ковшик из бам­бука, лежащий на основном камне, подчеркнет красоту композиции.

Наряду с японским вариантом есть и традиционно русский.

Роль бамбуковой трубы выполня­ет береста (березовая кора, свернутая в трубку). Крепится она к деревян­ным кольям. Вода стекает в проме­жуточный водоем, откуда перелива­ется через край в скрытый под землей водоем. Рядом на колышке подвешивается берестяной или дере­вянный ковшик. Бересту лучше брать с поваленных или спиленных деревьев, делая длинный разрез вдоль ствола, а затем снимая ее до самой древесины. Кора плотно сворачивается в трубку, если ее поместить в кипящую воду. Можно предварительно завернуть в нее металлопластиковую трубу. Вынутая из кипятка береста, высыхая, плотно свернется в трубку. В таком виде она длительное время хорошо сохраняется, не теряя своих свойств.

Такой фонтан-родник, разместив­шись в тени в окружении папоротни­ков и болотистой растительности, может стать основным элементом композиции. Хорошим его дополне­нием станут подобранные коряги, замшелые пни и деревянные скульп­туры. Ручеек, берущий начало от та­кого фонтана-родника, может, петляя среди растений, подпитывать декора­тивное болото. В данном случае вместо скрытого водоема создается боло­то с размещенным в нем насосом.

Помимо специальных насадок, со­здающих огромное многообразие во­дяных струй, можно пользоваться и подручными средствами. Наиболее удобными для этих целей являются пластиковые трубы различных диа­метров.

Закрепленная по внутреннему пе­риметру водоема с подсоединенными концами к тройнику, она является основой для будущего творчества.

 

 

На данной схеме показано, что если в трубе просверлить через опре­деленное расстояние отверстия свер­лом маленького диаметра (1—2 мм), то водяные струи фонтана от его сте­нок устремятся вверх и вперед. Для придания струе наиболее оптималь­ного угла возвышения отверстия в трубе сверлятся в секторе от 0 до 90" по часовой стрелке. Сверло должно быть строго перпендикулярно про­дольной оси трубы.

При овальном отверстии струя принимает его форму.

Несколько отверстий создадут картину группы струй и очень эф­фектно выглядят в солнечных лучах.

Щель в трубе создаст широкий и плавный поток воды.

Длина водяных струй обуславлива­ется возможностями насоса, количе­ством и общей площадью отверстий. Наиболее оптимальный вариант можно подобрать опытным путем.

Используя эту технологию, при определенном желании и необуздан­ной фантазии создают бесчисленное количество строго индивидуальных фонтанов не имеющих аналогов.