Принципы анализа хозяйственной деятельности предприятия

 

Теория и практика аналитической работы выработали систему общих принципов проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Основными из них являются:

· использование набора показателей, достоверно отражающих реальное состояние деятельности предприятий и его особенностей;

· построение анализа по принципу «от общего к частному». Этим достигаются глубина анализа и обобщение полученных результатов;

· изучение показателей в динамике;

· проведение анализа независимо от характера изменения фактических значений показателей по сравнению с уровнем базисного периода;

· определение количественной оценки влияния факторов на анализируемые показатели;

· формулирование цели, всестороннее изучение объектов анализа;

· оперативность и своевременность;

· конкретность и объективность.

При проведении анализа необходимо соблюдать следующие организационные принципы:

· проведение аналитической работы на всех уровнях управления. Это означает, что анализ является обязательной функцией всех служб и подразделений. Обязательность предполагает и ответственность за своевременность и качество проведения анализа и доведения его результатов до потребителя;

· непрерывность выполнения аналитической работы. Этот принцип предполагает разработку соответствующих графиков предоставления результатов анализа отделами и подразделениями предприятия;

· определение оптимального перечня показателей и аналитических форм. Это предусматривает доведение до подразделений определенного круга вопросов и показателей, которые необходимо подвергать анализу в установленные сроки;

· участие руководителей и специалистов в аналитической работе. Результативность анализа во многом определяется уровнем компетентности и грамотности специалистов-аналитиков и прежде всего руководителей.

В организации аналитической работы на предприятии ведущая роль принадлежит специалистам экономических служб, они должны быть инициаторами и исполнителями работы; их следует рассматривать как профессиональных аналитиков.

Перед началом работы составляют план анализа, в который могут быть включены следующие мероприятия:

· формулирование цели анализа и направлений использования его результатов;

· разработка программы с указанием конкретного срока и исполнителей;

· выбор показателей (факторов), позволяющих достигнуть поставленной цели;

· подготовка информации и ее проверка (определение источников информации, проверка достоверности и сопоставимости, разработка макетов аналитических таблиц и указаний по их заполнению);

· аналитическая обработка информации (раскрытие связей между факторами, их влияние на результативные показатели, оценка отклонений показателей от уровня базового периода или бизнес-плана, возможного ущерба);

· обобщение результатов анализа (итоговая оценка достижения поставленной цели и выявление резервов, разработка управленческих решений для практической реализации резервов);

· разработка мероприятий по контролю за выполнением принятых решений.