Теория Деси и Райана

Мы разобрали влияние когнитивных факторов на мотивацию. Когнитивные факторы включаются, как обязательная составляющая в мотивацию. Мы рассмотрели разные теории, придающие большую роль когнитивным факторам влияют на силу побуждения, на характер мотивации. До этого мы это рассматривали на примере мотивации достижения, а теперь обратимся к ещё одной теории. Теория самодетерминации. В своих основных положениях она напоминает гуманистическую психологию, которая сильно повлияла на современную психологию, в частности, положение относительно природы человека. Теория самодетерминации Деси и Райана гласит, что люди по природе своей любопытны, активны, ответственны, усердны, инициативны. Те человек стремится к познанию, к максимально эффективной реализации своего Я, к расширению границ Я, к адекватному приложению своих способностей. Человек от природы трудолюбив, активен, любознателен. Почему же – задают вопросы эти авторы – он не всегда проявляет эту свою природу. Они очень остроумно описывают людей, у которых наблюдается противоположное. Он говорит, что они смотрят на нас унылым взглядом с последних парт в классе. Они мрачно отсиживают рабочую неделю и с нетерпением ждут пятницы. Они бессмысленно проводят вечера, уставившись в телевизор. Вот откуда берутся такие люди, которые не стремятся к познанию, к расширению границ своего я и т.д. Вот откуда берётся неоптимальное человеческое существование? Оказывается, это зависит от того, как будут удовлетворяться основные человеческие потребности. К основным потребностям человека - потребностям базовым, потребностям врождённым, потребностям универсальным, те существующим у всех. Эти авторы относят 3 потребности:

1) Потребность в автономии – потребность в самодетерминации, это синонимичные понятия, это означает, что человек стремится к тому, чтобы самому инциировать и контролировать своё поведение

2) Потребность в компетентности – потребность ощущать свою самоэффективность, те человек действует и он понимает, что он правильно действует

3) Потребность в связях с другими – потребность к установлению и поддержанию отношений с окружающими людьми

Эти потребности как бы должны удовлетворяться. Они составляют основу так называемой внутренней мотивации. Или интринсивная мотивация. Деси и Райан вводят разведение внешней и внутренней мотивации. Внешняя – это когда человек или животное приходят в действие – когда на него оказывают какое-то давление извне. Классические примеры внешней мотивации – бихевиористские опыты – крыса бежит по лабиринту, учится проходить его ради того, чтобы очутиться рядом с кормушкой. Кормушка в данном случае – внешний мотив. Ребёнок учится ради оценок. Тоже пример внешней мотивации. Человек работает ради зарплаты. Или боится быть изгнанным, лишённым этой зарплаты – вотэто всё внешняя мотивация, когда какой-то внешний фактор побуждает человека. Внешняя экстренсивная, а внутренняя- - интринсивная. Внешняя это когда какой-то фактор извне побуждает, внутренняя – когда человек самопобуждает себя, самодетерминирует. 3 базовые потребности – это как раз та основа, на которой внутренняя мотивация формируется, поэтому внутренняя мотивация имеет очень огромное значение. Деятельность, если она побуждается действительно внутренней интринсивной мотивацией – она максимально эффективна. Человек, когда это выполняет, он переживает психологическое благополучие, самоуважение, более оживлён, заинтересован, доверителен к миру и т.д. Внутренняя мотиваия обеспечивает максимально благоприятные условия человеческой деятельности. Внутренняя мотивация врождена – врождённая склонность человека искать новые пути, ставить себе новые задачи, трудности искать и справляться с ними. Расширять свои возможности – внутренняя мотивация. Она существует с рождения. 3 базовые потребности – они существуют с рождения.

1) Но чтобы они действительно существовали и проявлялась – для них надо создавать благоприятные условия. Об этом говорили ещё гуманистические психологи, а Деси и Райан повторяли за ними, что если дать потребности развиваться – создать ей благоприятные условия – тогда внутренняя мотивация будет крепнуть, усиливаться, становиться всё более представленной у человека. Если внешние условия складываются неприятным образом – мы видим, что внутренняя мотивация начинает ослабевать и человеку и человеку приходится применять метод кнута и пряника, чтобы заставить его что-то делать. Что же это за внешние условия, которые могут создать благоприятные условия для внутренней мотивации или, наоборот, загубить эту внутреннюю мотивацию, создать неэффективного человека. Сначала должна удовлетворяться потребность в компетентности. Когда удовлетворяется потребность в компетентности, человек переживает чувство компетентности. Это эмоция о том, что потребность правильно удовлетворяется. В прошлом семестре изучали, что эмоция – отражение отношения положения в деятельности к мотиву. Здесь в данном случае то, как складывается положение в деятельности по отношению к этой потребности. Если удовлетворяется потребность в компетентности – человек переживает чувство компетентности.

Для того, чтобы внутреннняя мотивация росла и усиливалась – нужно человеку чувствовать эту компетентность. А это чувство компетентности у него будет при следующих условиях – например, задания должны быть оптимального уровня сложности. Человек должен выполнять задачи и не слишком лёгкие, и не слишком сложные. Когда мы даём ему слишком простое или слишком сложное задание, которое ему не по силам – у него не будет этого чувства компетентности, соответственно, потребность в компетентности будет подавляться, а вовсе не развиваться. Свобода от унизительных оценок. Положительная обратная связь– она очень увеличивает это переживание компетентности. А отрицательные оценки – они это чувство уменьшают.

2) Кроме потребности в компетентности должна удовлетворяться потребность в автономности, те должно присутствовать у человека чувство автономности. Те ощущения того, что сам определяет своё поведение, что он сам его поддерживает, что он сам его контролирует, поэтому здесь создаются такие обратные отношения – чем больше человек ощущает, что его контролируют, тем меньше у него будет чувство автономии, тем меньше ему будет казаться, что он сам что-то контролирует в своём поведении. В данном случае, когда мы начинаем регламентировать деятельность человека поощрениями и наказаниями, создаём ему регламент – временные рамки. Например, когда надо выполнить задание, как именно его выполнить. Какие-то оценки извне вводим, это ведёт к тому, что внутренний локус-контроля ослабевает и чувство автономности, и внутренняя мотивация становится слабее. А вот когда давать человеку возможность выбора, ощущение того, что он сам определяет – если работаем на его внутренний локус-контроля, то тогда чувство автономности усиливается, и усиливается внутренняя мотивация. Однако вот эти положения носят весьма общий теоретический характер. Строить педагогический процесс по этим мотивациям не так то просто, потому что мы сейчас говорим про объективное положение, но на человека влияет не объективное положение в педагогическом процессе, в процессе его спортивной тренировки, а то как он воспринимает воздействия извне. Одно и то же событие – похвала учителя мб оценена человеком абсолютно по-разному. Для кого-то она усилит внутреннюю мотивацию, а для кого-то ослабит. Одного ученика учитель похвалил, он получил положительную обратную связь, у него усилилось ощущение компетентности – мотивация внутренняя усилилась. Другой человек воспринял эту похвалу как такую форму контроля – что оценивают действия человека – его контролируют, а но вовсе в этих оценках (в контроле) не нуждается. Тогда мы увидим, что у него ослабнет чувство автономии и ослабеет внутренняя мотивация, поэтому различные меры в учебном процессе вовсе неоднозначны. Говорит семинарист – мы на следующем семинаре пишем контрольную по данной теме. Как это будет воспринято? Как форма контроля? Когда надзирают за каждым этапом освоения психологии мотиваций или, наоборот, как организация процесса, облегчающего обучение, когда даются знания не перед экзаменами целиком, а поэтапно – тогда ему легче учиться. Получается положительная обратная связь, которая усилит компетентность. К сожалению, здесь мы должны смотреть каждый раз как та или иная мера влияет на человека – усиливает она его внутреннюю мотивацию или нет.

3) Третье обязательное условие для усиления внутренней мотивации – фактор связи с другими людьми. Те у человека будет расти чувство автономности, будет расти чувство компетентности. Когда у него будет удовлетворяться потребность в связи с другими. Причём эта потребность появляется очень рано – она у младенцев существует и обеспечивает надёжную основу для развития остальных потребностей. Например, если в эксперименте дети работают над интересным заданием в присутствии взрослого, который к ним равнодушен, холоден. Игнорирует их. Мы видим снижение внутренней мотивации, снижение интереса к заданию. Хотя изначально оно было ему интересно. Это в процессе развития видно. Когда родители игнорируют эти интересы ребёнка, особенно в младшем возрасте, то они начинают затухать. Спонтанная активность ослабевает. Студенты, если они считают своего преподавателя холодным, равнодушнным и дистанцированным опять-таки снижается внутренняя мотивация к изучению данного конкретного предмета. Связь с людьми является необходимым условием для внутренней мотивации. Однако когда мы выходим за пределы детского возраста – когда ребёнок поступает в школу – мы видим, что ему приходится делать вовсе не только то, что он хочет. Внутренняя мотивация побуждает деятельность, проявляясь в интересе к данной деятельности, в радости от осуществления этого процесса, этой деятельности. Ребёнок, который ходит в школу – очень много делает – потому что он обязан это делать. При переходе от школы ко взрослому возрасту – ещё больше количество таких дел – не потому что мы испытываем удовольствие от процесса, а нам нужен был конкретный результат.

Деси и Райан говорят о том, что эта внешняя мотивация мб очень и очень разнообразной. Потом со временем происходит процесс – превращение внешних мотивов во внутренние. Этот процесс интернализоция или интериоризация – как присваиание внешних мотивов ребёнка. Если ему говорят – ты должен учиться, ты должен следить за порядком в комнате. Сама уборка ему никакого удовольствия не приносит, но ради результата он старается. Вот какие-то внешние цели, мотивы, ценности ребёнок присваивает. Они становятся его. Но вот это присвоение возможно в разной степени. Деси впервые обращает внимание на разнообразие внутренней мотивации.

Рисунок. Текст – она прислала про Деси и Райана.

Обратите внимание, что внешние и внутренние мотивы Деси и Райан помещают в континуум. Континуальность – нет жёстких границ между внутренней и внешней мотивацией. С левого конца этой шкалы к правому идёт нарастание самодетерминации, идёт нарастание автономии человек. Потребность в автономии усиливается, за счёт того, что человек всё более и более делает своими эти внешние мотивы, которые получает из общества. Самый крайний левый вертикальный ряд – мотивация отсутствует – амотивация. Человек ничем не детерминирован. Например, он совершает бессмысленные поступки. Пример можно взять из эксперимента Левина про полевое поведение – когда он в колокольчик звонил. Ничем внутренним и никаким внешним принуждением эти поступки не были детерминированы или когда он просто сидит без дела. Ничто его не побуждает – ни извне, ни изнутри. Никакой регуляции здесь нету. Локус-контроля безличный. Он не приписывает ответственности за своё поведение – в данном случае за бездействие ни внешним силам, ни внутренним силам. Соответствующие регуляторные процессы – здесь у человека нет никаких намерений. Он ничего не делает, оценки нету, чувство компетентности не возникает, контроля никакого не требуется. А дальше идёт уже мотивация, уже мотивированное поведение.

Самый простой вид внешней мотивации – внешняя регуляция. Это эксперименты бихевиористов. Например, когда крысу бьют током, а она вынуждена убегать из клетки. Локус-контроля здесь внешний. Ребёнка заставляют учиться в школе, грозя ему двойкой, ремнём или, наоборот, чем-то приятным за хорошую успеваемость. Это поведение, которое детерминируется поощрениями и наказаниями (оперантное научение по Скинеру – вариант внешней мотивации). Это один из видов внешних мотивов, когда осуществляется внешняя регуляция. Здесь локус контроля внешний, а всё, что с ним происходит – человек атрибутирует, относит к каким-то внешним событиям. Я это сделал потому что – меня заставили или на меня надавили извне. Что регулируют? Регулируют внешние вознаграждения и наказания. Например, делает уроки ради похвалы, ради конфеты, чтобы избежать наказания. Сопутствующие процессы – переживания тревоги или некомпетентности, неаффективные стратегии совладания с проблемами. Человек к своему я ни в коей мере не относит то, что его заставляет двигаться и что-то делать. Дальше начинается принятие этих внешних мотивов. Они становятся всё более и более принадлежащими Я человека. Второй вид внешней мотивации – это интроецированная регуляция. Когда контролируют поведение человека межличностные отношения. Например, я это сделал, чтобы не чувствовать стыд или вину, я это сделала, потому что… Регуляция идёт через самооценку, а основа самооценки межличностные отношения. Поступки совершаются ради поддержания своей самооценки. Чтобы пережить гордость. Чтобы избежать переживания вины или стыда, беспокойства, тревоги. ЗДеь в большей степени локус контроля внешний, чем внутренний, но уже начинается принятие внешних мотивов, как астично своих. Дальше эти внешние (извне навязанные мотивы) типо надо хорошо учиться становятся собственными.<<Надо хорошо учиться, чтобы не чувствовать стыда.>> <<Надо хорошо учиться – ведь это важно для меня.>> Здесь уже человек начинает осознавать личностную значимость соответствующей деятельности. Здесь мотив становится своим. Правда, на следующем этапе он не просто станет своим собственным мотивом, побуждающим человека, он ещё войдёт в структуру остальной мотивации. Мы говорили про иерархию потребностной сферы. Когда иерархизируются мотивы – они соотносятся с другими. Здесь он пока не соотнесён, а здесь уже соотнесён. Здесь мотив присваивается. Он считается личностно-значимым, соответствующий деятель считается значимый. Локус контроля по большей части уже внутренний. Осуществление соответствующей деятельности сопровождается чувством свободы выбора. Ощущение того, что это уже моё поведение, << я сам принимаю решение учиться, потому что это важно для меня. Таков мой выбор. Я хочу скорее продолжать образование после окончания школы>> - говорит ребёнок, я хочу скорее продолжать образования после окончания школы нежели идти в армию или на работу. Человек принимает этот мотив (мотив учёбы).

Следующий этап. Но всё это ещё внешняя мотивация – когда мотив принят и соотнесён с другими мотивами. Поэтому называется интегрированная регуляция. Не просто присвоен – стал своим мотивом. Отсюда название идентификационная. Здесь он не просто стал своим. А соотнесён с остальными мотивами и потребностями человека. Согласован с другими, согласован с моим Я. Локус контроля здесь внутренний. По словам Деси и Райана этот вид мотивации появляется только в подростковом возрасте, когда уже появляется осознание иерархии, перестройка иерархии, включение туда новых принимаемых мотивов.

Чем же такой вид мотивации отличается от внутренней? Деси и Райан немного по-другому понимают понятия внешний мотив и внутренний мотив. Они их различают по критерию удовольствия от деятельности. Вот когда человек чувствует удовольствие от деятельности – внутренняя мотивация. Когда человек что-то делает ради цели – учусь ради диплома, а не ради процесса учёбы – мне этот диплом очень нужен. Сама по себе учёба удовольствия не доставляет. Если деятельность не доставляет удовольствия – её побуждает всё-таки внешняя мотивация. Если она начинает доставлять удовольствие – внутренняя. Подобное разделение начало приниматься большим количеством специалистов по мотивации. Такова дифференциация внешней и внутренней мотивации. Внешняя мотивация – когда деятельность осуществляется ради достижения той или иной цели,если ради переживания удовольствия – это внутренняя мотивация. То у нас формируется внутренняя мотивация через присвоение внешних мотивов. По происхождению здесь тоже возможно такое же различие. Внутренняя мотивация имеет внутреннее происхождение, базируется на внутренних потребностях. Внешняя мотивация имеет другой источник. Внешняя социальная среда – источник этих мотивов. То теория Деси и Райана показывает многообразие видов внешней мотивации.