УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) ДЕТЕЙ
Вопросы:
· Понятие «Усыновление»
· Цели усыновления
· Лица, имеющие право быть усыновителями
· Согласие родителей на усыновление ребенка
· Порядок усыновления. Изменение персональных данных ребенка
· Правовые последствия усыновления ребенка
· Отмена усыновления ребенка
Список нормативных актов и рекомендуемой литературы:
- ФЗ «Закона об актах гражданского состояния»
- ФЗ от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»;
- ФЗ от 20 ноября 1999 г. №201-ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ»;
- Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275.
- Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542.
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. № 332
- Основы законодательства о нотариате.
- Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными
лицами органов исполнительной власти, утв. Министерством юстиции РФ 19 марта 1996 г.
- Приказ Министерства образования РФ от 20 июля 2001 г. № 2750.
- Постановление Пленума ВС РФ от 4 июля 1997 г. № 9.
- Антокольская М. В. Курс лекций по семейному праву. М., 1995.
- Нечаева А. М. Семейное право: Курс лекций. М., 1998.
- Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1905 г.). М., 1995.
- Уровень жизни населения России // Статистический сборник. М., 1996.
- Положение детей-сирот// Вестник образования. 1999. № 8.
Под усыновлением или удочерением (далее — усыновление) понимается юридический акт, в результате которого между усыновителем (усыновителями) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным — с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению. Усыновление влечет за собой следующие правовые последствия:
а) установление правовой связи между усыновителем (усыновителями) и усыновленным ребенком, а также между усыновленным ребенком и родственниками усыновителя;
б) прекращение правовой связи усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по действительному кровному происхождению. Таким образом, усыновление одновременно является как правообразующим, так и правопрекращающим юридическим фактом.
Усыновление является одним из самых древних правовых институтов и существует во всех современных правовых системах, как наиболее оптимальная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В России в разные исторические периоды отношение к институту усыновления было неоднозначным, что выражалось в законодательном установлении ограничений и препятствий различного характера (например, в дореволюционной России запрещалось усыновлять чужих детей при наличии собственных детей). В 1918 г. этот институт был отменен вообще, что объяснялось существовавшим тогда отрицательным отношением к семейным формам воспитания детей-сирот в целом. Однако спустя восемь лет Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 г. институт усыновления был восстановлен и функционирует с соответствующими изменениями до настоящего времени.
В России усыновление является одной из основных и достаточно широко распространенных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За период с 1980 по 1995 г. в России было усыновлено 144 тыс. детей. После введения судебного порядка усыновления на усыновление в 1997—2003 гг. передано около 170 тыс. детей.
В Семейном Кодексе подробно регламентируются условия, порядок и правовые последствия усыновления, а также основания и порядок прекращения усыновления. Это позволяет обеспечить права и интересы как ребенка, так и лиц, желающих его усыновить. С этой же целью СК устанавливается судебный порядок усыновления ребенка вместо ранее действовавшего в соответствии со ст. 98 КоБС административного порядка усыновления. Порядок передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ определен постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».
посредническая деятельность по усыновлению детей, т. е. любая деятельность физических и юридических лиц, не уполномоченных на то законом, в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается. К такой деятельности относится, в частности, передача сведений о ребенке, фото- и видеосъемка детей, проведение дополнительной медицинской экспертизы усыновляемого ребенка (п. 4 Правил передачи детей на усыновление (удочерение).
Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, СК (п. 1 ст. 121) отнесено к компетенции органов опеки и попечительства, а при определенных обстоятельствах устройство в семью таких детей организует орган исполнительной власти субъекта РФ или федеральный орган исполнительной власти (п. 3 ст. 122 СК). Поэтому как противоправную следует расценивать деятельность других органов и учреждений, в том числе и тех, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и др.), общественных организаций, благотворительных и иных фондов, а также граждан (физических лиц) по выявлению и подбору детей для передачи их на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей.
На территории РФ разрешена деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей. Но их деятельность может осуществляться на территории РФ только в силу международного договора или на основе принципа взаимности. Названные органы и организации (как российские, так и иностранные), осуществляющие правомерную деятельность по усыновлению детей, не могут преследовать коммерческие цели, т. е. извлечение дохода. Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ и порядок контроля за ее осуществлением установлены постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. № 268 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением». Полномочия по выдаче разрешений на открытие представительств специально уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контролю за их деятельностью возложены на Министерство образования и науки РФ.
Представительства иностранных организаций по усыновлению детей на территории РФ обязаны направлять в Министерство образования и науки РФ ежегодный отчет о своей деятельности по форме, утв. приказом Министерства образования РФ от 20 июля 2001 г. № 2750.
Представительства иностранных организаций по усыновлению детей на территории РФ аккредитуются сроком на один год.