УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) ДЕТЕЙ

Вопросы:

· Понятие «Усыновление»

· Цели усыновления

· Лица, имеющие право быть усыновителями

· Согласие родителей на усыновление ребенка

· Порядок усыновления. Изменение персональных данных ребенка

· Правовые последствия усыновления ребенка

· Отмена усыновления ребенка

Список нормативных актов и рекомендуемой литературы:

  1. ФЗ «Закона об актах гражданского состояния»
  2. ФЗ от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожи­точном минимуме в РФ»;
  3. ФЗ от 20 нояб­ря 1999 г. №201-ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ»;
  4. Постановлением Правитель­ства РФ от 29 марта 2000 г. № 275.
  5. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542.
  6. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сен­тября 1996 г. № 332
  7. Основы законодательства о нотариате.
  8. Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностнымилицами органов исполнительной власти, утв. Министерством юстиции РФ 19 марта 1996 г.
  9. Приказ Министерства образования РФ от 20 июля 2001 г. № 2750.
  10. Постановление Пленума ВС РФ от 4 июля 1997 г. № 9.
  1. Антокольская М. В. Курс лекций по семейному праву. М., 1995.
  2. Нечаева А. М. Семейное право: Курс лек­ций. М., 1998.
  3. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1905 г.). М., 1995.
  4. Уровень жизни населения России // Статистический сборник. М., 1996.
  5. Положение детей-сирот// Вестник образования. 1999. № 8.

Под усыновлением или удочерением (далее — усыновление) понимается юридический акт, в результате которого между усыновителем (усыновителями) и его родственни­ками, с одной стороны, и усыновленным — с другой, возника­ют такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению. Усыновление влечет за собой следу­ющие правовые последствия:

а) установление правовой связи между усыновителем (усыновителями) и усыновленным ребен­ком, а также между усыновленным ребенком и родственниками усыновителя;

б) прекращение правовой связи усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по дей­ствительному кровному происхождению. Таким образом, усы­новление одновременно является как правообразующим, так и правопрекращающим юридическим фактом.

Усыновление является одним из самых древних правовых ин­ститутов и существует во всех современных правовых системах, как наиболее оптимальная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В России в разные исторические перио­ды отношение к институту усыновления было неоднозначным, что выражалось в законодательном установлении ограничений и препятствий различного характера (например, в дореволюционной России запрещалось усынов­лять чужих детей при наличии собственных детей). В 1918 г. этот институт был отменен вообще, что объяснялось существовав­шим тогда отрицательным отношением к семейным формам вос­питания детей-сирот в целом. Однако спустя восемь лет Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 г. институт усыновления был восстановлен и функциони­рует с соответствующими изменениями до настоящего времени.

В России усыновление является одной из основных и доста­точно широко распространенных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За период с 1980 по 1995 г. в России было усыновлено 144 тыс. детей. После введения судебного порядка усыновления на усыновление в 1997—2003 гг. передано около 170 тыс. детей.

 

В Семейном Кодексе подробно регламентируются условия, порядок и право­вые последствия усыновления, а также основания и порядок прекращения усыновления. Это позволяет обеспечить права и интересы как ребенка, так и лиц, желающих его усыновить. С этой же целью СК устанавливается судебный порядок усынов­ления ребенка вместо ранее действовавшего в соответствии со ст. 98 КоБС административного порядка усыновления. Порядок передачи детей на усыновление, а также осуществления конт­роля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усынови­телей на территории РФ определен постановлением Правитель­ства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыно­вителей на территории РФ и Правил постановки на учет кон­сульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».

посредничес­кая деятельность по усыновлению детей, т. е. любая деятельность физических и юридических лиц, не уполномоченных на то за­коном, в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допус­кается. К такой деятельности относится, в частности, передача сведений о ребенке, фото- и видеосъемка детей, проведение до­полнительной медицинской экспертизы усыновляемого ребенка (п. 4 Правил передачи детей на усыновление (удочерение).

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения ро­дителей, СК (п. 1 ст. 121) отнесено к компетенции органов опеки и попечительства, а при определенных обстоятельствах устройство в семью таких детей организует орган исполнительной власти субъекта РФ или федеральный орган исполнительной власти (п. 3 ст. 122 СК). Поэтому как противоправную следует расценивать дея­тельность других органов и учреждений, в том числе и тех, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социаль­ной защиты и др.), общественных организаций, благотвори­тельных и иных фондов, а также граждан (физических лиц) по выявлению и подбору детей для передачи их на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей.

На территории РФ разрешена дея­тельность специально уполномоченных иностранными государ­ствами органов или организаций по усыновлению детей. Но их деятельность может осуществляться на территории РФ только в силу международного договора или на основе принципа взаим­ности. Названные органы и организации (как российские, так и иностранные), осуществляющие правомерную деятельность по усыновлению детей, не могут преследовать коммерческие цели, т. е. извлечение дохода. Порядок деятельности органов и органи­заций иностранных государств по усыновлению детей на терри­тории РФ и порядок контроля за ее осуществлением установле­ны постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. № 268 «О деятельности органов и организаций иностранных госу­дарств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением». Полномочия по выдаче разрешений на открытие представительств специально уполномоченных иностранными государствами органов и орга­низаций по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контролю за их деятельностью возложены на Министерство образования и науки РФ.

Представительства иностранных организаций по усыновле­нию детей на территории РФ обязаны направлять в Министер­ство образования и науки РФ ежегодный отчет о своей деятель­ности по форме, утв. приказом Министерства образования РФ от 20 июля 2001 г. № 2750.

Представительства иностранных организаций по усыновле­нию детей на территории РФ аккредитуются сроком на один год.