Временная структура творчиства

 

Процесс творчества изменяется во времени определенным

образом, то есть имеет некоторую временную структуру раз-

Причем меняются и стадии творческого состояния, и

содержание этапов процессатворчества. Наконец, по-разному протекает творчество в сознании и подсознании — различны соотношения участия последних на разных стадиях и этапах творчества. Все это делает неоднородной во времени структуру и творчества-состояния, и творчества-процесса.

Если представить себе развитие творческого состояния во времени в виде некоторой ступенчатой линии, то ее началом будет состояние творческой пассивности.Оно характерно покоем ума, мысль как бы "скользит" по поверхности явлений и часто не осознается человеком. Но при появлении мотива, потребностив творчестве (в виде осознаваемой конкретной проблемной ситуации), и хотя бы минимальных условийдля него, творческое состояние развивается положительно, "вправо" по этой линии и проходит ряд стадий (см. рис.1.5.).

Вначале наступает творческое беспокойство, затем создается творческий настрой, то есть формируется состояние нарастающей творческой напряженности, психологической готовности к творчеству. За ним расположатся по степени активизации творческого потенциала состояние творческой увлеченности, затем — вдохновения и — если творческое решение в подсознании найдено — озарения (наступающего не всегда). Последнее является следствием,а не причиной(!), обостряющим мысль эмоциональным всплеском, появляющимся вследствие осознания ожидаемого факта — нахождения новой идеи (которое протекает преимущественно в подсознании и потому для сознания — неожиданно).

В целом развитие творческого состояния может быть выражено следую
щей схемой: ,---------------- ,

Рис. 1.5. Схема временной структуры творчества-состояния

 

Как видно из схемы, пик творчества, его кульминация приходится на состояние вдохновения.

Описанная типичная временная структура развития творческого состояния — объективна. Правда, какие-то стадии могут пройти быстрее, другие -замедленно, но они — существуют. Все это определяет важность обеспечения соответствующих условий для творчества. В том числе на основе требования — не мешатьконцентрации внимания и не прерыватьтворчество. Такое прерывание творчества, либо изначальное отсутствие условий для него, могут вызвать — особенно у активного творческого человека, — сдвиг его состояния, проходящий через ряд отрицательных стадий — стресса,затем внутреннего конфликтаи даже творческого кризиса.Общеизвестны тяжесть любого кризиса и трудности выхода из него.

Своеобразна и структура процесса творчества. Она в большей мере зависит от характера творческой задачи и, соответственно, от содержаниясамого процесса. Однако можно выделить его общую, типичную структуру. Следует отметить, что стадии творческого состояния и этапы творческого процесса развиваются во времени параллельно, хотя в целом развитие состояния опережаетразвитие процесса, частично предваряет его.

В общем виде процесс творчества можно представить в виде цепочки из четырех-пяти последовательных этапов: 1 — анализ и выбор творческой задачи, 2 — сбор и аналитическая переработка необходимой для ее решения информации, 3 — поиск идеи решения, его замысла (концепции), 4 — развитие идеи до реализуемого жизнеспособного решения, 5 — окончательная разработка и конкретизация решения. Нередко последние два этапа столь слиты, что объединяются в один. В сжатом виде все этапы обозначены на следующей схеме:

Рис. 1.6. Схема временной структуры творчества-процесса

Кульминация процесса творчества приходится нередко на этап поиска идеи.. Однако применительно к творчеству-процессу его пик может сильно смещаться в ту или иную сторону.

Дело в том, что современные методы и методические комплексы (технологии) творчества содержат приемы и правила творческого мышления, больше "привязанные" к тем или иным из перечисленных этапов творчества. И вот при рассмотрении трудных — своей повышенной неопределенностью — творческих задач, возникающих в особо сложных системах (научных, организационно-хозяйственных, социальных и т.п.), используются методы, предписывающие более детальный анализ в процессе творчества на начальных его стадиях 1 и 2. Это связано с тем, что верный выборключевой конкретной задачи,являющейся ядром всей проблемы, приобретает обычно здесь решающее значение.

В случае же творческого решения сложных инженерных задач часто в методах более детализируются рекомендации по творческому поиску на завершающих стадиях 3 и 4. Ведь доработка идеи до решения, обеспечивающего ее реализацию, требует часто немало дополнительных новых идей иоригинальных расчетов, развивающих и/или обеспечивающих "центральную" идею.

Как видим, структура процесса творчества определяется уже в основном не психическими свойствами и закономерностями изменений состояния личности, а во многом задаетсявыбираемой технологией творчества,обусловленной, в свою очередь, спецификой его объектаи рассматриваемой задачи.

Более детальные представления о содержании и структуре процесса творчества формируются по мере изучения методов и технологий творчества по главам 4—6 данного учебника.