Три Формы проявления сущности

 

Три формыИзвестно множество определений творчества. В

проявления сущностинауках — поставщиках знаний творчества насчитыва-("лика") творчествается несколько сот таких определений.

Для целей данного учебника достаточно вначале дать представления о трех основных формахтворчества, в которых его сущность проявляется в зависимости от отношений с окружающим миром. (Та или иная система таких отношений является определяющей при выборе терминов, обозначающих данное явление, и зависит от контекста, в котором это явление нами рассматривается). Эти отношения раскрываются ниже через приведенные перечни факторов, влияющих на данную форму проявления творчества. Характерно, что эти формы проявления сущности творчества обычно сосуществуют, поэтому их еще можно назвать своеобразными "ликами" творчества.

Итак, творчество - это, прежде всего, состояние человека, определяющее его готовность к поиску и участие в нем. На творческое состояние влияет (точнее определяет его) следующий ряд основных факторов:

—творческий потенциал человека, включающий его творческие способности и нравственные ценности, а также знания и умения в области творческого умственного труда;

—характер мотивов творчества человека и их сила (величина);

—условия, способствующие или, наоборот, препятствующие возникновению и усилению творческого состояния.

Одна из наиболее характерных черт творчества как состояния — изменчивостьего проявлений, а также интенсивности во времени. Причем оно может то быть, то вообще не быть, прекратиться на какое-то время.

Творчество также — это процесс поисковой деятельности человека. На этот процесс в основном влияют: наличие творческого состояния, характер творческой задачи и информации о ней (особенно - недостаток информации) и, главное — использование(или неиспользование) в процессе такой деятельности того или иного метода или комплекса методов ("технологии") творчества, а также "разрешающая сила", то есть эффективность этого метода.

Творчество как процесс обычно начинается с усмотрения или выбора очередной творческой задачи и завершается ее решением. Процесс этот может занимать по времени и минуты, и годы. При этом и творчество-состояние, и творчество-процесс могут существовать как в явной, сознаваемой человеком форме, так и неявно, в его под- или надсознании.

Наконец, третий "лик" отражает творчество как механизм развития. Это может быть творчество и одного человека, и коллектива. Поскольку, как утверждают философы в контексте изучения творчества, "жизнь человека — это его деятельность", доля творческой деятельности в жизни человека во многом определяет характер самой жизни. Чем более творческим,активным является этот характер, тем больше он воздействует - по закону обратной связи - и на развитие самого человека.

Творчество как механизм развития обращено не только на человека, но и, прежде всего — на решение всех, особенно — широкомасштабных проблем развития — любого коллектива, предприятия, государства. В этих случаях роль такого механизма играют коллективное и массовое творчество. Эффективность этого механизма в каждом конкретном случае определяется значимостью полученных результатов творчества. На этот механизм, в свою очередь, влияют величины эффективности процессов творчества, а также характер воздействия внешних по отношению к творчеству и связанных с ним более крупных механизмов социально-экономического развития, в которых творчество, как механизм, "встроено". Например — механизмов стимулирования и внедрения результатов творческой деятельности.

Следует подчеркнуть, что для каждой из перечисленных форм существуют свои методы,соответствующие содержанию и специфике именно этой формы проявления сущности творчества, а также целям положительного активизирующего воздействия на него в каждом случае.

Рис. 1.1 Формы проявления сущности творчества

Как видно из приведенного выше, формы творчества находятся в связях соподчинения: творчество-состояние входит в творчество-процесс, и оба они входят в творчество-механизм. Эти взаимосвязи можно проиллюстрировать рис. 1.1, где каждая форма представлена открытым конусом, а большие из них охватывают меньшие.

 

Приращения, на величину которых увеличиваются результаты ("размеры конуса") соответствующих последующих форм, определяются включением дополнительных элементов. Так, чтобы состоялся и, главное — был эффективным процесстворчества, надо иметь не только творческое состояние,но и необходимую информацию, а также современную технологиютворчества (заменяющую, как отмечалось, неэффективный "метод" проб и ошибок). А творчество как механизм развития наиболее эффективно тогда, когда творчество-процесс охватывает многих людей и обеспечивается рациональной его организацией (например - стимулирования творцов и новаторов, в том числе — за счет налоговых льгот для внедряющих инновационные решения, ит.п.), а также усиливается другими механизмами оптимизации взаимодействия творчества с его социально-экономической средой (см. ниже таблицу 1.2).

Изложенное может быть кратко выражено следующими простыми "уравнениями":

Творчество-процесс =

(творчество-состояние +информация) х