Социально-психологический анализ общения

Теория и практика межличностных конфликтов

Конфликт– это вид общения в основе которого лежат противоречия взаимодействующих сторон.

Причины межличностных конфликтов: противоречие интересов сторон, психологическая несовместимость. Психологическая несовместимость может быть структурная (несовместимость темпераментов, характеров, жизненных позиций) и функционально-ролевая (несоответствие в представлениях партнеров о тех ролях, которые они реализуют сами и ожидают от другого в процессе взаимодействия). Психологи выделяют следующие предрасположенности личности к поведению в конфликтной ситуации: конфронтация, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление (методика К.Томаса). Наиболее эффективной стратегией поведения в конфликтной ситуации является стратегия сотрудничества. На практике для перевода конфликта в конструктивное русло используют «карту конфликта». На листе бумаги фиксируются следующие вопросы: проблема конфликта, кто вовлечен в конфликт, требования сторон, наличие средств для получения желаемого.

Общение– взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Характер, цели и, как следствие, возникающая между партнерами психологическая дистанция позволяют выделить различные уровни общения:

· Ритуальный или социально-ролевой уровень; целью общения на этом уровне является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знаний норм социальной среды.

· Деловой или манипулятивный уровень; целью такого общения является организация совместной деятельности. Партнеры при этом оцениваются не с точки зрения уникальности личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнять поставленные перед ними задачи.

· Интимно-личностный уровень; цель – удовлетворение потребности понимания, сочувствия, сопереживания.

В соответствии с целями можно выделить функции межличностного общения:

· Контактная функция – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений.

· Информационная функция – обмен сообщениями, мнениями, решениями.

· Побудительная функция – стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий.

· Координационная функция – взаимное ориентирование и согласование действий при совместной деятельности.

· Функция понимания – адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, намерений, установок партнера.

· Эмотивная функция – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний

· Функция установления отношений – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых и др. связей в обществе.

· Функция оказания влияния - изменение состояния, поведения, смысловых образований партнера.