Организационная сеть
Организационная иерархия
ййБйй Ж5й fiSfeu
О—О Изолированная пара |
Привратник |
Связующее звено |
(^) Одиночка |
наделяет их большой степенью доверия. Узел близкий к центру и влиятельный может быть неочевиден, но если это так, снижается вероятность, что его признают и оценят.
Конспект
В этом разделе мы рассмотрели три главных источника рычагов воздействия в переговорах: информация и компетентность, управление ресурсами и положение в структуре. Неравновесие между этими силовыми источниками за столом переговоров неизбежно, но эффективные переговорщики могут предпринимать шаги, чтобы изменить данную силовую динамику до и во время переговоров. На врезке 6. 3 показаны некоторые меры, с помощью которых переговорщики распознают и устраняют неравновесие сил.
Теперь мы более подробно поговорим о том, как переговорщики используют эти источники в стратегии и тактике межличностного влияния.
Управление силой: влияние и убеждение 1*1
ВРЕЗКА 6.3 Теневые переговоры
Как переговорщики справляются с неравной силой за столом переговоров? Исследователи Дебора Колб и Джудит Уильяме (Deborah Kolb and Judith Williams) опросили несколько сотен специалистов относительно их переговорного опыта. В ходе этих интервью Колб и Уильяме пришли к выводу о существовании такого явления, которое они назвали «теневые переговоры»: трудно уловимого и сложного взаимодействия, скрытого под собственно формальными переговорами, — в нем регулируются вопросы дисбаланса сил, тональности дискуссии и влияния на процесс переговоров. Колб и Уильяме выделили три стратегических рычага, доступных в помощь тем, кто направляет теневые переговоры.
• Силовые действия предназначены вернуть упрямого контрагента к столу переговоров. Их можно предпринимать в форме инициатив, выдвигаемых для того, чтобы помочь противной стороне признать выгоду, которую она получит от переговоров, или в форме тактики давления, побуждающей контрагента осознать, что статус-кво неприемлемо, а также в форме привлечения союзников, помогающих противной стороне увидеть преимущества переговоров.
• Процессуальные действия предназначены изменить собственно переговорный процесс за счет корректировки повестки дня, последовательности решаемых вопросов, правил их решения и т. п. Например, сторонник состязания может предпочитать партнеров, которые говорят громче или дольше, или любителей блефовать и мастеров игры. Переговорщик, которого не устраивает подобная динамика, может попытаться изменить рамки процесса, скажем, переведя состязание ресурсов в групповой процесс сотрудничества.
• Признательные действия предназначены прервать постоянные циклы, которые могут вести к ухудшению коммуникации, обмену «любезностями» или даже молчанию. Пример признательных действий — тактика, помогающая противной стороне «сохранить лицо» в споре, поддержать диалог и обмен информацией с учетом перспективы срыва переговоров, или предлагающая новые точки зрения на дискуссию, чтобы попытаться преодолеть затор или предотвратить сползание к патовой ситуации.
ИСТОЧНИК: Адаптировано по D.M. Kolb and J. Williams, «Breakthrough Bargaining», Harvard Business Review 79 (2) (2001), pp. 89—97.
УПРАВЛЕНИЕ СИЛОЙ: ВЛИЯНИЕ И УБЕЖДЕНИЕ
В ходе переговоров их участникам нередко нужно убедить противную сторону в том, что ей могут предложить нечто ценное, что это предложение разумно и что больше ей предложить не могут. Переговорщики могут желать также изменить представления противной стороны о важности ее собственных целей и убедить, что ее уступки не так существенны, как она представляла изначально. Переговорщики могут представить себя доброжелательными людьми, к которым следует относиться порядочно. Все эти усилия предназначены использовать информацию, а также качества отправителя и получателя этой информации, чтобы корректировать позиции противной стороны, ее восприятие и точку зрения; такую группу тактических действий мы называем влиянием.
192Глава 6 Отыскание и использование в переговорах системы рычагов
Мы сильно различаемся в своей способности эффективно использовать влияние. Некоторые наблюдатели полагают, что данная способность убеждать есть нечто врожденное, нечто, что у нас либо есть, либо его нет. Хотя наши естественные способности убеждать различны, убеждение в большей мере наука, чем природная способность; возможность развивать свою способность убеждать доступна каждому.
Наше рассмотрение влияния основано на подходе, разработанном Ричардом Петти и Джоном Качоппо (Richard Petty and John Cacioppo), которые выделяют два общих способа воздействия на человека [12]. Первый способ используют сознательно, он основан на включении послания в ранее существовавшие когнитивные структуры данного лица (мысли, интеллектуальные рамки efe).Петти и Качоппо назвали этот способ убеждения центральным путем, который «возникает, когда мотивация и способность тщательно изучить связанные с предметом спора аргументы сравнительно высоки» [13]. Другой путь убеждения, или периферийный путь, характеризуют менее осязаемые сигналы и контекст, а также меньшая когнитивная обработка данного послания. Убеждение через периферийный путь, как полагают, происходит автоматически (то есть без сознательного понимания), что ведет к «изменению отношения без изучения доводов» [14]. Поскольку подобную информацию не включают в существующие когнитивные структуры, убеждение, внушенное через такой путь, обычно менее устойчиво по времени, чем убеждение, достигнутое через центральный путь. Простой пример убеждения через периферийный путь — слушатель, которого убеждают внушительные звания докладчика, а не доводы, фактически предъявляемые этим докладчиком.
Чтобы упростить представление темы, мы сведем детали обоих методов на единой диаграмме (рис. 6.2). Множество общих элементов усиления данного рычага составляют часть центрального пути: структура и содержание послания илиотношения между его отправителем и получателем. Однако чтобы убеждать косвенно (иличерез периферийный путь), разработаны несколько вариантов стратегии влияния, таких как повышение привлекательности и достоверности определенного источника, привлечение принципа взаимности (вы должны сделать нечто для меня, поскольку я сделал нечто для вас) или отсылок к общепринятым образцам (вам следует думать так, поскольку так думают многие другие). В оставшейся части этой главы мы будем обращаться к факторам влияния, показанным на рис. 6.2. Мы организуем изучение материала в соответствии с различиями между центральным и периферийными путями влияния.
Центральный путь к влиянию: послание и его доставка 193 РИСУНОК 6.2. Рычаги влияния: два пути
Коммуникация в поисках влияния
Достаточно ли мотивирована и достаточна для тщательной обработки |
Да |
ли пригодна цель влияния послания
Центральный путь к влиянию |
Периферийный путь к влиянию
• Характеристики послания — порядок послания — отвлекающие моменты ' Характеристики источника — достоверность — привлекательность — власть »Воздействие контекста — взаимность —■ обязательство — общественное признание — нехватка — вознаграждение/наказание |
• Содержание послания
— сделать предложение привлекательным
— установить рамки послания
— сделать послание нормативным
— соглашение в принципе
»Структура послания
— одно- или двухстороннее послание
— составляющие послания
— повторение
— выводы
»Убедительный стиль
— активное участие
— живой язык, метафоры
— страхи получателя
— ожидания получателя
> Периферийное изменение отношения — простое согласие — относительная краткосрочность — риск встречного влияния |
• Центральное изменение отношения
— внутреннее обязательство
— относительная длительность
— устойчивость против встречного влияния
его структура (как должны быть расположены и организованы эти темы и факты) и стиль доставки (как следует представить данное послание)*
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПУТЬ К ВЛИЯНИЮ: ПОСЛАНИЕ И ЕГО ДОСТАВКА
Факты и идеи очевидно важны для того, чтобы изменить мнения и восприятие другого лица, но эффективность усилий по убеждению зависит от того, как данные факты и идеи отобраны, организованы и представлены. При выстраивании какого-то послания необходимо учитывать три главных вопроса: содержание данного послания (факты и темы, которые следует рассмотреть),
Содержание послания
Когда переговорщики выстраивают аргументацию, предназначенную убедить противную сторону, им нужно решить, какие темы и факты они должны использовать. В этом разделе мы рассмотрим четыре вопроса, которые необходимо рассмотреть, выстраивая убедительные аргументы: (1) как сделать данное предложение привлекательным для противной стороны; (2) как установить рамки для данного послания, чтобы противная сторона сказала «да»; (3) как сделать послания нормативными; и (4) как достичь соглашения в принципе.
194 Глава 6 Отыскание и использование в переговорах системы рычагов
Центральный путь к влиянию: послание и его доставка 195
1. Сделать данное предложение привлекательным для противной сторо
ны. Выстраивая свое послание, переговорщики должны подчеркнуть те пре
имущества, которые получит противная сторона, если примет данное предло
жение [151. Подобное утверждение может казаться очевидным, однако на удив
ление многие переговорщики тратят больше времени объясняя, какие аспекты
их предложения привлекательны для них самих, чем на объяснение того, какие
аспекты должны быть привлекательны для контрагента. Опытные переговор
щики добиваются от противной стороны понимания того, что она получит
приняв данное предложение. Чтобы успешно добиваться этого, переговорщи
кам необходимо понимать потребности противной стороны.
Когда переговорщики выступают в роли получателя какого-то предложения, они часто предпочитают не говорить о его привлекательных чертах, но показывать, почему некоторые черты нежелательны. Переговорщик, делающий предложение, подчеркивает его привлекательные особенности в надежде минимизировать последующие уступки. Получатель данного предложения подчеркивает его непривлекательные черты, надеясь получить более значительные уступки. Чем лучше какой-то переговорщик понимает подлинные потребности и заботы контрагента, тем лучше он может предвидеть возражения контрагента и выстроить данное послание в противодействие им.
2. Установить рамки для данного послания, чтобы противная сторона сказала «да». Рекламщики давно обнаружили, что человек, согласившийся с одним заявлением или предложением — оно может быть даже незначительным, — скорее согласится и со вторым, более существенным заявлением или предложением того же лица или по той же теме [16]. Следовательно, если вы смогли получить согласие противной стороны на что-то — почти на что угодно, — вы заложили основание для последующего соглашения. Задача состоит в том, чтобы найти нечто, с чем может согласиться противная сторона; в результате ее умонастроение склоняется говорить «да». Торговец недвижимостью, заставивший потенциальных покупателей согласиться, что осматриваемый ими дом расположен среди прекрасного соседства или имеет прекрасный двор для игр их детей, сделал первый шаг к тому, чтобы услышать «да» на предложение купить этот дом (даже если он не соответствует идеальным представлениям покупателей о размерах, внутреннем устройстве или цене).
3. Сделать данное послание нормативным. Легко допустить, что нами движет только личный интерес. Существует, однако, множество свидетельств того, что часто мотивы нашего поведения соответствуют нашим ценностям, то есть нашим религиозным, общественным или этическим стандартам. Подобные стандарты становятся частью наших представлений о самих себе, некой умственной концепцией того, на что мы в действительности похожи. Мы заходим довольно далеко, действуя или говоря в соответствии с нашими представлениями о себе. Иногда мы ведем себя по отношению к кому-то вежливо, хотя настроены совершенно враждебно. Человек может вести себя благородно, хотя на самом деле испытывает финансовые трудности и обуреваем жадностью 117].
Сильный аргумент в переговорах — показать контрагенту, что следуя некоторой схеме действий (вашему предложению) он будет действовать и в соответствии со своими ценностями, и в согласии с неким более высоким (более благородным, моральным или этичным) кодексом поведения. Иногда простое за-
явление: «Сделать так будет правильно (или достойно)» — может иметь значительный вес. Мы напряженно работаем, чтобы взять на себя ответственность за действия, ведущие к положительному результату [18].
4. Предложить какое-то «соглашение в принципе». Иногда добиться, чтобы противная сторона приняла какое-то «соглашение в принципе», может означать важный шаг в переговорах. Например, в условиях жестокого конфликта между двумя сторонами, не могущими, кажется, согласиться ни в чем, соглашение, достигнутое о каком-то общем принципе — скажем, о прекращении огня, — может стать первым заявленным «да», под которым подпишутся обе стороны. Переговоры между Израилем и Египтом по Синаю не урегулировали никаких подробностей, касающихся судьбы палестинцев, но было достигнуто принципиальное соглашение о палестинском самоуправлении. Хотя, если другие возможности блокированы, какое-то «соглашение в принципе» желательно, оно все же оставляет еще большой объем работы, требующейся, чтобы перевести такое соглашение в другое —содержащее конкретные детали и предполагаемые действия. Принципы хорошо выглядят, и большинство может согласиться с тем, что они утверждают, но обычно нет большой уверенности относительно того, насколько некий принцип применим к некой конкретной ситуации.
Структура послания
На человека влияет не только то, что говорят переговорщики, но и то, как они располагают слова. Любой писатель или докладчик сталкивается с вопросом, как представить материал наиболее логичным или убедительным образом. Существует значительное количество исследований по силе убеждения различных структур посланий. Здесь мы рассмотрим послания по четырем аспектам:
(1) одно- и двухсторонние послания; (2) составляющие послания; (3) повторе
ние; и (4) выводы.
1. Одно- и двухсторонние послания. Когда переговорщики пытаются убедить противную сторону, это означает, что они считают точку зрения контрагента отличной от своей. Многие решают подобную проблему полностью игнорируя доводы и мнения, которые могут поддержать позицию противной стороны, — то есть используя односторонний подход. Многие политики, например, не только не упоминают точку зрения своего оппонента, но могут даже никогда не упоминать имени оппонента. Альтернативный подход к тому, чтобы игнорировать состязание, — упомянуть и изложить точку зрения оппонента, а затем показать в чем и почему она менее желательна, чем точка зрения данного представляющего, — двухсторонний подход.
В общем двухсторонние послания считают более эффективными, чем односторонние [19]. Говоря более конкретно, двухсторонние послания оказываются наиболее эффективными, когда (1) противная сторона хорошо образованна;
(2) противная сторона изначально не согласна с данной позицией; (3) против
ная сторона предстанет перед аудиторией, которая будет оспаривать точки зре
ния, отличные от данной защищаемой позиции; (4) обсуждаемый вопрос уже
знаком. Имея дело с достаточно умным получателем, было бы ошибкой игно
рировать воздействие встречных доводов.
Глава 6 Отыскание и использование в переговорах системы рычагов
Центральный путь к влиянию: послание и его доставка
2. Составляющие послания. Большие мысли и крупные предложения трудно уловить и принять, особенно когда они значительно отличаются от ваших собственных. Переговорщики могут помочь противной стороне понять и принять свои доводы разделив их на меньшие, более понятные части [20]. Еще лучше, если они могут показать, что эти составляющие содержат заявления, ранее уже принятые противной стороной или согласованные с ней. Например, какая-то компания, испытывающая трудности с тем, чтобы получить согласие профсоюза принять некоторый пакет изменений норм и расценок в целом, может разделить его представление на отдельные обсуждения конкретных норм: внутризаводские перемещения между подразделениями, перемещения между заводами, временные изменения в классификации работ и т. д. Разделить сложный спор на меньшие части также помогает сторонам увидеть возможности оказать взаимные услуги, увязать вопросы и обменяться уступками (см. главу 4), поскольку на этих вопросах концентрируют большее внимание.
3. Повторение. Стоит только подумать о постоянном мелькании типичной телевизионной или радиорекламы, и мы осознаем силу повторения в том, чтобы донести послание. Повторение также поддерживает обработку информации на центральном пути, повышая тем самым вероятность того, что данное послание будет понято [21]. Тем не менее повторение какой-то позиции эффективно только в первые несколько раз. После этого дополнительное повторение не дает существенных перемен в отношении к данному вопросу [22], а может вызвать и отрицательную реакцию против данного послания.
4. Выводы. Некоторые авторы или докладчики предлагают свои аргументы, а затем утверждают выводы; другие позволяют слушателю сделать собственные заключения. Исследования показывают, что в переговорах с очень умным или еше не составившим собственного мнения контрагентом оставить ему возможность сделать выводы — хорошее решение. Наоборот, с человеком, уже имеющим сложившиеся и устойчивые мнения, оставить выводы невысказанными означает не выполнить наиболее важную часть данных усилий по убеждению. Вообще говоря, не следует думать, что получив некоторый набор фактов или доводов противная сторона придет к тому же самому выводу, к какому пришли вы; скорее следует вывести для слушателей точное заключение, чтобы убедиться, что они полностью поняли данный аргумент [23].
дительный стиль: как подать сообщение
Когда переговорщики выбирают стиль доставки созданного ими послания, они устанавливают эмоциональный тон его подачи. Одни из нас воинственны, другие сговорчивы. Некоторые произносят речи, другие — начинают диалог. Некоторые представляют подробные факты, другие используют метафоры и словесно пишут прекрасные картины. Мы рассмотрим четыре главных элемента убедительного стиля: (1) активное участие в противоположность пассивной реакции; (2) использование живого языка и метафор; (3) использование угроз для возбуждения страха; и (4) разрушение ожиданий данного получателя.
1. Поощрять активное участие. Мы более склонны менять свои взгляды и убеждения на долгое время, когда сами активно вовлечены в процесс изучения
нового материала [24]. Хорошие преподаватели это знают: они не читают лекции, а задают вопросы и начинают дискуссии. Обучение еще более эффективно, если студентов удается вовлечь в процесс и интеллектуально, и эмоционально. Разыгрываемые роли и доводы помогают переговорщику использовать силу активного участия. Переговорщики, которые умеют применять активный подход, как правило, более успешны, чем те, кто этого не делает, поскольку активный подход требует от принимающего прилагать усилия, что ведет к вовлечению, ведущему к изменению отношения.
2. Использовать живую речь и метафоры. Живость и выразительность язы
ка, используемого переговорщиками, имеют очень большое значение для их
убедительности. Фраза «это наверняка лучшая цена, которой вы можете до
биться» гораздо сильней фразы «это очень хорошая цена». Аналогичным обра
зом, заявление «я не собираюсь сегодня выходить из дома» не столь вырази
тельно, как «вы меня сегодня из дома и на веревке не вытащите». Выразитель
ность речи можно также повысить используя яркие метафоры, просторечья, а
также меняя тональность — от тихого к громкому или от громкого тона к тихо
му.
Можно предположить, что наиболее выразительный язык должен быть и наиболее убедительным, однако, напротив, сравнительно маловыразительная речь может быть эффективней [25]. Есть свидетельства отрицательной реакции на попытки убедить с использованием языка, который воспринимается как чрезмерно выразительный [26]. В стрессовой ситуации мы, как правило, особенно восприимчивы к посланиям, в которых используют маловыразительный язык, и более склонны отвергать послания, в которых использован очень выразительный язык [27]. Однако эффект выразительной речи частично зависит от того, кто ее использует. Источники, пользующиеся высоким доверием, могут использовать более выразительный язык, чем те, кого не рассматривают как заслуживающие доверия [28].
Метафоры и аналогии особенно полезны, чтобы повысить живость послания для его большей убедительности [29]. Продавец автомобилей может сообщить потенциальному покупателю подробности о карбюраторе, расходе горючего на разных режимах, о приемистости, но может с тем же успехом выразить то же самое, сказав: «Эта машина летит как ветер и не жрет бензина». Он может показать отличную внешнюю отделку, отметить обивку салона и привлечь внимание к прекрасному состоянию двигателя, а может сказать: «Машина вылизана, как кошка». Чрезмерное употребление метафор может вызвать у противной стороны подозрение в том, что вы надуты горячим воздухом (тоже метафора, означающая недостаток фактов в поддержку доводов), но использовать их, чтобы обобщить некоторые факты или подтвердить отчетливое зрительное впечатление, может быть ценным для убеждения.
3. Возбуждать страхи. Послания, содержащие угрозы — угрозы забастовки
со стороны профсоюза или локаута со стороны администрации, угрозы опоро
чить репутацию противной стороны или угрозы прервать переговоры, — могут
быть полезны, когда какому-то переговорщику нужно подчеркнуть абсолют
ную важность какого-то обозначенного положения. По сути угрозы представ
ляют собой заявления типа «если... то...» с предполагаемыми серьезными отри
цательными последствиями: «Если вы сделаете X, я буду вынужден сделать Y»
Глава 6 Отыскание и использование в переговорах системы рычагов
Периферийный путь к влиянию 199
Переговорщики, однако, должны быть готовы пройти через последствия, которыми угрожают, иначе их будут считать способными на пустые угрозы, а потому их угрозы утратят правдоподобие.
Поскольку они носят категорический характер и вызывают эмоциональную реакцию, угрозы могут вызывать искушение применить их. На самом деле угрозы, вероятно, применяют реже, чем можно было бы думать. Одна из причин этого заключается в том, что трудно предсказать реакцию контрагента на угрозу. Вторая причина в том, что трудно знать, насколько опасной представляется данная угроза противной стороне. Часто угрозы кажутся более весомыми для тех, кто угрожает, чем для того, кому угрожают. В-третьих, угрозы ставят противную сторону в такое положение, когда они могут объявить их блефом, вынуждая данного переговорщика выполнить данную угрозу. Наконец, угрозы могут принудить к согласию, но, как правило, не к обязательству.
4. Разрушать ожидания получателя. Те, кто защищает позиции, по видимости противоречащие их собственным интересам, обычно более убедительны, поскольку такие переговорщики разрушают ожидания получателя относительно того, что будет защищать отправитель [30]. Например, одному из авторов этой книги автомеханик предложил недавно использовать для его машины средне- или высокооктановый бензин, чтобы сократить обслуживание топливного инжектора и сэкономить деньги. Данное послание было убедительным, так как механик выступал против своего собственного интереса (будущие ремонты машины), предлагая поменять топливо (его предприятие не продает бензин).
Другой способ, которым можно разрушить ожидания получателя, реализуется, когда получатель рассчитывает на один стиль передачи от докладчика, а затем сталкивается с совершенно иным стилем. Например, когда кто-то ожидает столкнуться с выразительным языком (громким, напористым, вызывающим etc.), онготовит защиту и встречные доводы. Если вместо того он встречается с умеренной, обычной и рациональной речью, он может ослабить свою защиту, выслушать послание менее критично, и его может быть легче убедить [31J.Великие ораторы, такие как Уинстон Черчилль и Мартин Лютер Кинг, использовали подобный прием, часто меняя тональность голоса, чтобы удержать внимание аудитории. Хотя данная стилистическая тактика доступна не всем, сильные ораторы имеют в своем распоряжении этот ценный инструмент. Очевидно, его можно применять и обратным образом: эмоционально выразительный докладчик равно может убедить слушателей, которые ожидают спокойных, управляемых и высокорациональных рассуждений.