Лекция 5

Особенности руководства внеклассным чтением

 

1. Специфика занятий внеклассным чтением требует некоторых дополнений к методике работы учителя в сравнении с методикой преподавания других дисциплин. При руководстве самостоятельным детским чтением задачи учителя осложняются тем, что именно он должен отобрать конкретный учебный материал, освоение которо­го детьми приведет к достижению цели.

Подготовка к уроку складывается из нескольких моментов.

1. Отбор материала к уроку. Учитель определяет тему урока, опираясь на рекомендации методической литературы и программ по внеклассному чтению. Согласно теме отбирает книги, соответствующие этапу обучения; основываясь на знании библиотечного фонда, составляет рекомендательный список.

2. Работа над планом урока. Учитель знакомится с методиче­скими рекомендациями, имеющимися в литературе. Определяет место и время каждого этапа урока. Продумывает вопросы для беседы по прочитанным книгам, для чего сам прочитывает рекомендуемые детям книги. Отбирает книгу-коллективку и планирует работу по ней. Продумывает использование наглядности и дополнительных средств обучения.

3. Анализ проведенного урока. При оценке эффективности урока анализируются:

а) посильность предложенной учащимся деятельности (нелегко, но выполнимо);

б) доля участия детей в работе на уроке или при подготовке к нему;

в) полезность и увлекательность организованной учителем работы.

 

2. Принцип наглядности на занятиях внеклассным чтением реа­лизуется через непосредственное восприятие детской книги. Поэтому основным видом наглядности является книжная иллюстрация.

Книжная иллюстрация в большеформатных книгах изображает не только отдельные предметы, но и пейзажи, явления природы, сюжетные картинки. Если иллюстрации отсутствуют, то именно на уроках внеклассного чтения следует использовать иллюстрации из других книг, соответствующих изучаемой теме.

Рисунок учителя используется в том случае, если не удается подобрать соответствующую иллюстрацию. В крайнем случае можно использовать рисунок художника, но к его подбору следует подходить очень осторожно, так как настроение рисунка может не соответствовать смыслу читаемого.

Плакаты-задания окажут помощь ребенку в подготовке к уроку внеклассного чтения. Они должны содержать: 1) тему урока, 2) список книг, 3) рекомендации к работе дома.

Уголок внеклассного чтения — это специально оборудованное место, отведенное в классе под книги. Оно оборудуется: книжны­ми полками (классная библиотечка), стендом для плаката-задания, местом для рисунков и поделок детей, столом для работы с книгой или картотеками, полкой для книжной выставки. Следует помнить, что все материалы в «Уголке» должны располагаться так, чтобы с ними было удобно работать.

Специфика занятий внеклассным чтением предполагает работу с книгой, что является основным в этой деятельности, поэтому на уроках не используются диафильмы, диапозитивы, грамзаписи.

 

3. Учет уровня читательской самостоятельности организуют еще до поступления ребенка в школу. При индивидуальном собеседовании в мае-августе ему задают вопросы:

— Есть ли у тебя дома книги?

— Кто тебе их читает?

— Любишь ли ты рассматривать книги, когда остаешься один?

— О чем ты любишь слушать?

— Назови любимую книгу.

— Фамилии каких писателей ты знаешь ?

— Какие их книги помнишь?

Если не удается побеседовать с детьми до 1 сентября, то эти же вопросы можно задать во время фронтальной беседы на первой неделе обучения. Подобные вопросы можно задать и родителям на первом родительском собрании в форме анкеты. Проанализировав ответы детей и их родителей, учитель будет знать, в какой мере каждый первоклассник подготовлен к встрече с книгой.

На подготовительном этапе обучения внеклассному чтению учет сводится к наблюдениям за каждым ребенком и еженедель­ным пометкам:

— присутствовал на уроке;

— принес нужную книгу;

— принес книгу, но не по теме.

Дети, попадающие по наблюдениям в разряд «неблагополучных», нуждаются в индивидуальной помощи (беседе с ребенком, родителями в целях выяснения причин). Оценкой на данном этапе должно служить устное поощрение ребенка, но ни в коем случае недопустимы нравоучения и наказание.

На начальном этапе обучения учитывается:

— внимание при рассматривании;

— внимание при слушании;

— внимание при самостоятельном чтении;

— правильность выбора книги.

Оценка за работу на уроках может выставляться за выполнение как комплекса требований, так и одного из них.

На основном этапе обучения главным для наблюдения станет:

— правильность выбора книги;

— источник выбора книги;

— прочитал книгу или нет;

— вид и жанр выбранной книги.

Оценка выставляется по 5-балльной системе с учетом всех параметров.

Своеобразной формой учета станут уроки-утренники, уроки-отчеты. К первому виду уроков готовится весь класс по одной и той же теме. Второй вид уроков предполагает подготовку отчета группой (4—6 чел.) по теме, взятой по своему выбору.

Итогом работы за полугодие, год могут служить такие внеурочные формы работы по внеклассному чтению, как устный журнал, литературные викторины.

 

 

Литература

  1. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка.- М., 2000
  2. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.,Академия,2008.
  3. Русский язык в начальных классах. Теория и практика: пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / под ред. М.С. Соловейчик.-М.,2005
  4. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. Творческий центр. М.,2001
  5. Светловская О.В., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению.-М., 2004