Построение информационной модели (информационные блоки)

 

Построение информационной модели – это очередной этап моделирования, когда уже описаны внешнее влияние на социальную систему и информационно-пси­хо­ло­ги­че­ские воздействия на объ­ек­ты-эле­­мен­ты, алгоритмизировано поведение объектов под действием инфор­мационной нагрузки.

Поскольку структурными элементами или действующими лицами в нашем случае являются потенциальные вкладчики, то они как объекты моделирования наделяются определенным набором индивидуальных качеств (рис 6).

Заметим, что формирование информационных массивов, в которые заносятся данные некоторой совокупности потенциальных вкладчиков, является одним из центральных моментов “прозрач­ного” объектно-струк­тур­но­го моде­лирования.

Итак, каждый вкладчик характеризуется определенным набором параметров (рис. 7).

Первая группа параметров отражает прежде всего его финансовые воз­мож­ности и намерения (сумма вклада и срок вклада).

Вторая группа параметров определяет социальное положение потенциального вкладчика – его отно­шение к одной из нескольких категорий населения, которые раз­ли­чают­ся уровнем доходов и их стабильностью.

Третья группа параметров – это личностные характеристики вкладчика (модуль доверчивости, восприимчивость рекламы, полезность денег, тя­жесть потери вклада).

Значения величин и сроков вкладов могут быть получены на основании статистической обработки данных иссле­до­ва­ния вкладчиков.

С учетом реально предлагающихся условий вклады можно распределить по следующим срокам: 1, 3, 6, 12 и 18 месяцев. Величины вкладов (от наиболее крупных и до мелких) можно распределить по нескольким группам (не более 4-х). Затем для каждой группы вкладов определить их объемные доли, то есть относительные количества той или иной группы вкладов (по величине и сроку) в общей массе вкладов. Статистическое распределение величин вкладов в каждой группе при этом можно задать равномерным.

При непосредственном формировании численных массивов параметров, характеризующихся статистическими разбросами, необходимо применять методику статистического моделирования (метод Монте-Карло). Эта методтка позволяет, используя генератор случайных чисел, получить случайные значения, которые будут отражать их реальные статистические распределения (рис. 8).

 


 

 

 

 

 

Параметры, характеризующие личностные качества вкладчиков и их принадлежность к определенным социальным группам, могут быть получены на основании обработки данных специальным образом проведенных социологических исследований.

Для проведения этих исследований можно предложить практически разработанную анкету потерпевших вкладчиков двух мошеннических финансовых компаний “Л.Е.Н.И.Н.” и “АРС”, представленную на рисунке 9. Анкета содержит вопросы о возрасте, роде деятельности и социальном положении вкладчика, о цели вклада и об источниках информации о выбранной компании, о степени и характере предварительного знакомства с компанией и т.д. Обработка информации, содержащейся в анкетах, позволяет выявить различные социальные категории вкладчиков.

При моделировании тогда каждый вкладчик характеризуется своим отношением к той или иной категории, которые различаются уровнем и стабильностью доходов.

Кроме перечисленных параметров, которые определяются экспериментально, надо подобрать статистические распределения и с исполь­зо­ванием генератора случайных чисел получить числовые значения еще ряда параметров, характеризующих уже непосредственно индивидуальные личностные качества вкладчиков (рис. 10).

Заметим, что такой параметр, как коэффициент тяжести потери вклада, отражает историю накопления (происхождения) денег. В то же время коэффициент полезности денег отражает цели накопления денег, то есть на что планировалось потратить деньги с ожидаемыми дивидендами.

Распределение модулей доверчивости вкладчиков можно оценить на основании анкетных данных по их действиям, предшествующим вложению денег. А именно, учесть, знакомились ли они с документацией, беседовали ли с руководителями или представителями компании, сколько раз посещали компанию, прежде чем сделать вклад.

Анализ анкетных данных даст также оценки и степени влияния на вкладчиков рекламных акций как конкретной выбранной ими компании, так и в целом рекламного фона, созданного мошенническими компаниями. То есть необходимо оценить степень информационно-психологического воз­дей­ствия рекламы в средствах массовой информации на людей.

В результате каждый моделируемый вкладчик получит полный набор индивидуальных параметров, из которых формируются массивы чисел. Совокупность этих массивов параметров представляет собой информационный блок, отражающий свойства объектов имитационного моделирования – потенциальных вкладчиков.


 

 

 

 

 

 



Принципиальным моментом моделирования является то обстоятельство, что общее количество моделируемых потенциальных вкладчиков минимизируется с целью обеспечения меньшей загрузки оперативной памяти компьютера и сокращения времени расчетов и с учетом возможности получения стабильных результатов, то есть не превышающих определенный уровень разброса.

Другой информационный блок характеризует моделируемую финансовую компанию (рис. 11). В этом блоке в первую очередь задаются условия при­е­ма вкладов компанией – таблица обещанных дивидендов (в виде процентов) по вкладам в зависимости от их сумм и сроков.

Далее учитываются разнообразные факторы, определяющие информационно-психологическую нагрузку, которую компания ока­зывает на посе­тителя. Анализ результатов анкетирования позволяет выявить также наи­более значимые факторы, оказывающие как положительное, так и отри­цательное влияние на привлечение вкладчиков. Среди этих факторов отметим такие, как культура обслуживания, оборудование и оформление приемных пунктов, их количество, степень известности, удобство расположения, организация охраны, наконец, непосредственно рекламные акции компании и т.д.

Все эти факторы ранжируются, то есть оцениваются в баллах, и получают весовые коэффициенты. Численные значения этих факторов составляют вторую часть информационного блока, характеризующего моделируемую компанию.

Третью часть информационного блока компании составляют ее затраты. В принципе можно зафиксировать уровень затрат на открытие компании и текущие расходы. Отдельные статьи затрат могут быть связаны с арендой занимаемых помещений, со стоимостью оборудования, с количеством сотрудников и уровнем их зарплаты и т.д. Необходимо учесть и расходы компании на организацию рекламы.

В целом блок данных о компании позволяет учитывать весьма разнообразную информацию. Достигается это с помощью применения методов формализации данных, учитывая возможность их последующего использования непосредственно в процессе моделирования деятельности компании.

Наряду с формированием информационных блоков вкладчиков и компании надо сформировать еще один блок информации, отражающей общую социально-экономическую ситуацию в стране – естественно в тот период времени (в те месяцы и годы), в которые развивается деятельность той или иной моделируемой финансовой компании. Этот блок содержит информацию о прожиточном минимуме, о темпе инфляции и о динамике рекламно-инфор­ма­цион­­ной нагрузки (рис. 12). Динамику рекламно-информационной нагруз­ки на население, то есть усиление рекламы или ее ослабление, можно оценить по изменению суммарных затрат наиболее крупных финансовых компаний и банков на рекламу по привлечению частных инвестиций.

 





6. Алгоритмы моделирования привлечения вкладчиков
в финансовую ком­панию

 

Логику построения алгоритмов привлечения вкладчиков в финансовую компанию, как и общую структуру компьютерной модели, можно проследить на схеме, представленной на рисунке 13.

После того как на основе исходных данных в компьютере сформирована информационная модель социальной системы (в нашем случае три информационных блока: о финансовой компании, о потенциальных вкладчиках и о социально-экономи­ческой ситуации), имитируется запуск хода времени с шагом по дням.

В зависимости от отношения уровня и стабильности дохода к про­житоч­но­му минимуму и темпу инфляции, а также с учетом уровня общего рек­лам­но-информационного фона и индивидуальной воспри­имчивости рекламы, для каж­дого потенциального вкладчика случай­ным образом оценивается интер­вал времени (в количестве дней), че­рез который ему предстоит принятие ре­ше­ния "стать или не стать вкладчиком" некоторой компании (блок на рис. 1).

Далее на основании информации об особенностях моделируемой компа­нии и ее деятельности осуществляется оценка уровня информа­ционной наг­руз­ки (в баллах), которую оказывает компания на потен­циального вкладчика. Сле­дуют вычисления значений субъективной вероятности "честности" ком­па­нии для каждого вкладчика отдельно с учетом их индивидуальных модулей до­верчивости, которые задают также как и вычисляемый уровень инфор­ма­цион­но-психологической нагрузки в баллах (блок на рис. 4).

Следующий шаг в имитационном моделировании состоит в воспро­изве­де­нии на компьютере процесса принятия решения: "стать или не стать вклад­чи­ком данной компании". Моделирование принятия реше­ния осуществляется на основании информации об условиях предла­гаемых компанией, а также о сум­ме и сроке планируемого вклада, с учетом таких индивидуальных качеств вклад­чика, которые характе­ризуют его отношение к деньгам (коэффициент по­лезности денег и коэффициент тяжести потери вклада). При этом учиты­вает­ся и мне­ние вкладчиков о компании, т.е. в блоке принятия решения су­ще­ст­венную роль играет вычисленное значение субъективной вероятности того, что компания окажется не мошеннической (блок на рис. 4).

Принятие потенциальным вкладчиком решения "сделать вклад" или при­ня­тие решения "не делать вклада" фиксируется в процессе модели­рования как пе­ре­ход или не переход того или иного моделируемого объекта в новое состоя­ние "вкладчик". Если переход не состоялся, т.е. решение "сделать вклад" не при­нято, то этот вопрос встает снова через несколько шагов по времени (т.е. че­рез несколько дней), количество которых вновь определяется в блоке "опре­деления времени флуктуа­ции" (блок на рис. 1).



Таким образом, путем имитации на компьютере пошагового тече­ния вре­ме­ни (по дням) воспроизводится процесс привлечения вклад­чиков по мере вы­полнения соответствующих условий.

Вслед за подсчетом количества прибывающих вкладчиков осуще­ств­ляет­ся под­счет поступающих в компанию денежных средств. Вы­числяются также и зат­раты компании, связанные с ее функциониро­ванием. По мере истечения сро­ков вкладов включаются алгоритмы, моделирующие выплаты дивидендов. В результате сопоставления по­тока прибывающих средств (по мере увели­че­ния количества вкладчи­ков) с динамикой расходов компании и выпла­чи­вае­мы­ми дивидендами по вкладам на компьютере воспроизводится итоговая ба­лан­совая за­висимость, отражающая динамику (изменение) общего финан­со­во­го состояния компании в течение моделируе­мого отрезка времени.

Структурная схема построения программы, моделирующей про­цесс прив­ле­чения вкладчиков и отражающей динамику баланса средств финансовой ком­пании, содержит три группы основных блоков.

Первая группа блоков отражает построение информационной модели – это блоки, содержащие информацию о компании, о вкладчиках и о ситуа­ции (левая колонка блоков схемы на рис. 13).

В блоках второй группы осуществляется непосредственно имитация разви­тия ситуации на структурном уровне вкладчиков – это блок определения вре­мени действия, блок определения субъективной вероятности "чест­ности" компании и бло­к принятия решения (средняя колонка блоков схемы на рис. 13).

Третья группа блоков воспроизводит развитие ситуации уже на струк­турном уров­не компании, т.е. накопление вкладчиков, накопле­ние средств, баланс средств (правая колонка блоков схемы на рис. 13).

В результате компьютерной имитации можно получить зависимости изменения количе­ст­ва вкладчиков моделируемой компании с течением времени, а также зави­си­мости, отражающие движение денежных средств.