Культовые постройки (алтари огня, гробницы)
Государство Ахеменидов отличалось чрезвычайной пестротой этнического состава. Здесь не могло существовать какого-либо единого религиозного мировоззрения. Рядовые персы молились древнеарийским природным божествам – Солнцу, Луне, ветрам, зверобогам (лошадям, пантерам, змеям и пр.). Особую группу среди них составляли зороастрийцы. Последователи этого учения не строили храмов, поскольку считали единым храмом небесный свод, а жертвы богам приносили на вершинах гор. Зороастрийцы считали верховным божеством Ахура-Мазду (Ормузда) – символ «божественного сияния» хварно, владыку небесного огня и земного Тепла (рис. 9.1).
Рис. 9.1. Ахура-Мазда (Ормузд) – повелитель сил Добра в древнеиранской мифологии
По инициативе Ахеменидов для сторонников этого культа возводились алтари и «храмы огня» в Пасаргадах, Накш-и-Рустеме, Персеполе, Сузах (рис. 9.2).
Согласно Страбону, поклонение огню первоначально происходило на пирефиях – обширных огороженных священных участках. Посреди площадки стоял жертвенник с большим количеством пепла, на котором маги поддерживают неугасимый огонь. Как писал Страбон, «какому бы божеству они (иранцы) ни приносили жертвы, они, прежде всего, обращаются с молитвой к огню...». Жертвоприношения производились по установленному ритуалу: на сухие, очищенные от коры, дрова клали сверху жир. Затем поливали поленницу оливковым маслом и поджигали снизу. Дуть на огонь запрещалось под страхом смерти, – использовали опахала. Как правило, ритуальные площадки имели форму мандалы – «круга, вписанного в квадрат».
В эпоху Ахеменидов поклонение священному огню стало одним из важнейших государственных церемониалов. Два древнейших алтаря этого периода обнаружены в развалинах дворцового комплекса Кира II в Пасаргадах. Подобные алтари обычно высекались из цельного камня. Это были большие кубические, сужающиеся вверх массивы, которые на углах имели вытесанные из скалы круглые столбы, а наверху – площадку, окаймленную каменными зубцами. На верхней площадке жгли костры, которые, благодаря расположению жертвенников па высоких местах, были видны с очень большого расстояния из окружающих деревень. Наверх к алтарной площадке вел приставной лестничный марш, также высеченный из огромной каменной глыбы.
Рис. 9.2. Святилище огня пирефий (по Страбону); алтари (жертвенники огня) в Сехнэ (Мидия) и Пасаргадах (Персида)
Цари династии Ахеменидов из политических соображений не придерживались определенной религиозной ориентации. Со времени Дария I персидские цари и знать погребались в скальных гробницах. Фасады царских гробниц в долине Накш-и-Рустем и в Персеполе воспроизводят входной колонный портик персидского жилого дома. Об этом свидетельствуют захоронения на горе Рахмед близ Персеполя, в Накш-и-Рустеме.
Усыпальница Артаксеркса II в Накш-и-Рустеме была высечена в почти отвесной скале, на которую невозможно подняться без лестницы. Гробница имеет крестообразную форму. Нижняя часть «креста» – посвятительная надпись. Средняя обработана в виде портика с четырьмя колоннами, увенчанными фигурами быков. Наверху – зубчатый архитрав. В центре – дверь, ведущая в усыпальницу. Верхняя часть «креста» – изображение царя, жертвенника огня и крылатого символа Ахура-Мазды (рис. 9.3).
Рис. 9.3. Усыпальница Артаксеркса II в Накш-и-Рустеме (V-IV вв. до н. э.)
Гробница Кира II в Пасаргадах не имеет ничего общего с погребальными сооружения- ми зороастрийцев. Это семиступенчатая башня из белого известняка, выполненная в древневавилонских традициях. Ее высота – 11 метров. Ступени имели четырехугольную форму в плане (нижняя – 13×3 м). На верхней платформе стоит усыпальница с двускатной кровлей и треугольными фронтонами (рис. 9.4).
Рис. 9.4. Гробница Кира II в Пасаргадах (VI век до н. э.)
Размеры усыпальницы – 3,17×2,1×2,1 м. В нее ведет дверь «египетского» стиля. Она окаймлена по бокам полукруглыми валиками и снабжена вверху желобчатым карнизом.
«В Пасаргадах в царском саду находится гробница Кира [ум. в 529 г. до н. э.]; вокруг нее – роща, усаженная разнообразными деревьями и орошаемая ручейками, и луг с высокой травой. Самая гробница внизу сложена из тесаного камня по четырехугольнику, а наверху находится комнатка с каменной кровлей, имеющая настолько низкую дверь, что в нее с трудом может пройти даже невысокий человек. В комнате стоит золотой гроб, в котором было заключено тело Кира, а возле гроба – ложе; ножки ложа золотые, кованые; здесь лежали ковры из вавилонских тканей и меховые ковры багряного цвета; лежал здесь и кандис [род персидского кафтана], и другие одежды вавилонской работы, и мидийские анаксириды [шаровары], и одеяния фиолетовые, пурпурные и других цветов, и ожерелья, и сабли, и серьги из золота с драгоценными камнями. Здесь же стоял стол. Посредине же ложа стоял гроб, заключавший тело Кира. На ложе лежало оружие неимоверной ценности, которым обычно пользовался Кир. В ограде, около подъема в гробницу, была устроена каморка для магов, которые сторожили гробницу Кира, и в среде которых, со времен Камбиза, сына Кира, эта обязанность переходила по наследству от отца к сыну. Преемники Дария дарили им ежедневно одну голову скота и положенное количество муки и вина, а раз в месяц – коня; это были поминки по Киру. На гробнице персидскими письменами было начертано: «О человек, я – Кир, сын Камбиза, который положил начало владычеству персов и Азиатскому царству. Так не завидуй памятнику моему»…» [Арриан, Походы Александра, VI, 29, 4-8].
«Затем Александр прибыл в Пасаргады. Этот город также был древней столицей. Здесь царь увидел в парке гробницу Кира. Гробница представляла собой небольшую башню, скрытую густой чащей деревьев; внизу башня была массивной, а наверху под крышей находился склеп с очень узким входом…. Он увидел там золотой ложе, стол с кубками, золотой саркофаг и множество одеяний и украшений с драгоценными каменьями. Все это он увидел при первом посещении; впоследствии гробница подверглась разграблению и все предметы были похищены, кроме ложа и саркофага, которые были только разбиты на куски; грабители перенесли тело в другое место…. Гробница была разграблена, несмотря на приставленную к ней охрану магов, которые получали на содержание ежедневно по овце и ежемесячно – лошадь…» [Страбон, XV, III, 7, c. 730](52, С. 677-678).