АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ИРАНА

Тихейон в Фене (Мисмиэ, первая половина II века)

Культовый ансамбль Баальбека (Гелиополиса)

 

Баальбек (от финикийского Баал – «бог», Бекаа – «долина») – эллинистическо-фини- кийский город в Ливане. Со времен императора Августа был римской колонией. Прославлен своими культами Юпитера Гелиопольского, Венеры и Меркурия (рис. 9.11).

Большой храм (I век) уступал по размерам плана лишь афинскому Олимпейону и храму Венеры и Ромы в Риме, но превосходил их высотой. Здесь органично сочетались восточные и римские архитектурные традиции.

В ансамбле Большого храма специфическое для восточных культов здание (алтарь-башня) уди­вительным образом сочетается с римскими архитектурными типами и композиционными приемами. Обычное в горной Сирии террасное расположение храмов воссоздано искусственно: ансамбль поднят субструкциями на высоту 7,5 м. Три широчайших марша вели к пропи­леям и к шестиугольному двору. Уже здесь все необычно для римской архитектуры. Пропилеи зажаты двумя башнями наподобие сиро-хетт­ского «бит-хилани», но средняя, колонная часть здесь гораздо шире. Средний пролет про­пилеи непомерно расширен и выделен аркой с арочным антаблементом. Арочный антабле­мент изменяет образ портика, подчиняя все пролеты одному, центральному. Форма первого двора перекликается с обычным в Пальмире и Баальбеке орнаментом, построенным на шести­угольнике. Наиболее своеобразным был ан­самбль главного прямоугольного двора, близко­го по размерам к форуму Траяна. В Баальбеке двор был загроможден громадным кубом алта­ря-башни – около 20 м по стороне. Внутренние лестницы давали возможность множеству лю­дей подняться на верхнюю площадку алтаря для участия в жертвоприношениях; перенесе­ние культовых действий на верхнюю площадку тесно связано с аналогичными обычаями Дву­речья (зикураты), Сирии и Египта (святилища на крыше храмов). В самый храм попадали не­многие; основная масса молящихся размеща­лась вокруг алтаря-башни и двух бассейнов для омовения, также указывающих на местный, восточный, характер культа (рис. 9.12).

 

 

Рис. 9.11. Баальбек (I-III вв.). Общий вид святилища

 

От самого Большого храма, когда-то засло­ненного громадой алтаря, в настоящее время сохранилось лишь 6 колонн бокового фасада с их антаблементом. Эти колонны – самые круп­ные и наиболее тесно расставленные из дошед­ших до нас античных колонн (В кол = 19,6 м при D = 2,08 м). Меньшие портики двора под­черкивали размеры двух споривших друг с дру­гом главных сооружений: кубического алтаря-башни и десятиколониого (по-видимому, псевдодиптера), поднятого на подий и на круговые ступени храма.

Подобной демонстрацией своих технических возможностей, по всей видимости, римляне стремились упрочить свой авторитет в глазах покоренных народов.

Храмовый комплекс в Баальбеке являлся главным культовым центром в провинции Сирия. Он занимал 15 % общей площади города. Включал Большой, Малый и Круглый храмы, построенные из местного мраморовидного известняка (каменоломня Антиливана). Своеобразной чертой этого комплекса является мощный фундамент из циклопических глыб, вес которых достигал, по оценкам специалистов, 2 тысяч тонн (!). Это были самые тяжелые мегалиты, когда-либо использованные человеком в строительстве.

В композиции ансамбля спорят противопо­ложные принципы. Характерная для римской архитектуры осевая композиция, согласно кото­рой все движение направляется в глубину двора, к храму, сочетается с принципом, согласно ко­торому в центре двора находится главное звено культового комплекса – алтарь-башня (рис. 9.12-а). Архитектурные детали ансамбля тоже своеобразны. Полуфигуры быков и львов мешают четкости членения храмового антаблемента, который кажется единым тяжелым венчанием. Чередующиеся полукруглые и прямоугольные экседры, когда-то затененные порти­ками двора, ограничены пилястрами и декори­рованы двумя ярусами эдикул. Их архивольты изламываются, переходя в импосты. Этот излом отражает в уменьшенном виде мо­тив арочного антаблемента, издавна обычного в портиках восточных провинций.

 

А Б

 

Рис. 9.12. А – план святилища в Баальбеке (Сирия, I-III вв.): а – Большой храм, I в. н.э.; б – алтарь-башня, I в. н.э.; в – портик и апсиды, II в. н.э.; г – шестиугольный двор и пропилеи, III в. н.э.; д – Меньший храм, II в. н.э.

Б – фрагмент входа в святилище Большого храма (гравюра XIX века)

 

Римские традиции – симметричная планировка, периптер коринфского ордера, полукруглые экседры по периметру двора (аналог – форум Траяна в Риме), широкие лестницы. Восточные традиции – алтарь-башня, похожий на зороастрийский храм огня, искусственная терраса-платформа высотой в 7,5 метров, шестиугольный двор (восточный символ шести направлений пространства), парадные ворота бит-хилани.

 

Меньший храм Баальбека – восьмиколонный периптер (8×15). Он близок по размерам к храму Марса Ультора (ширина обоих около 33,5 м; высота колонн: 17,7 м в храме Марса, 17,59 м в Меньшем храме Баальбека; высота же его подия достига­ет 13 м) (рис. 9.13).

 

 

Рис. 9.13. Меньший храм в святилище Баальбека, II век. Современное состояние

 

В его интерьере каннелированные полуко­лонны стоят на раскреповках цоколя и несут раскреповки антаблемента. Это настоя­щий «колоссальный ордер», масштаб которого подчеркнут был двумя ярусами эдикул, с ныне исчезнувшими колоннами и статуями

Так называемый Круглый храм кажет­ся небольшим из-за широкой расстановки ко­лонн, однако он больше, например, храма в Тибуре, так как его поперечник дости­гает 18 м, а внутренний диаметр – 8,79 м. Чередующиеся прямые и вогнутые части анта­блемента рисуют на небе изломанную кривую, сходную с завершениями эдикул храма, что придает всей композиции своеобразное един­ство и живописность (рис. 9.14-а).

В этом храме были впервые применены криволинейные архитравы, которые впоследствии были широко апробированы в архитектуре барокко. Значительную роль играют восточные мотивы: протомы животных, шестиугольники в орнаменте и т. п. Своеобразие и выразитель­ность пластики прекрасно отвечают общему характеру архитектуры. Ансамбли Пальмиры и Баальбека и отражен­ные в них восточные культы производили на римлян громадное впечатление и оказали зна­чительное влияние на столичную архитектуру. Комплекс Баальбека необычайно тщательно исполнен из камня. Все элементы декора высе­чены в самих каменных блоках, и впечатление роскоши достигнуто без применения свойствен­ных столичной архитектуре того времени дра­гоценных облицовок. Формы и мотивы декора тоже отличаются от бытовавших в те времена в Италии.

а б

 

Рис. 9.14. Культовые постройки Баальбека (I-III вв.): а – Круглый храм; б – Меньший храм

 

Культовый комплекс в Баальбеке построен с необычайно высоким качеством. Все его каменные декоративные элементы (протомы, шестиугольный орнамент и т. п.) вырезаны в самих блоках. Впечатление роскоши достигнуто без традиционных драгоценных облицовок.

 

Еще большую роль в последующем развитии не только римской, но и мировой архитектуры сыграли скромные сирийские здания типа Тихейона в Фене [современный Мисмие (первая половина II в. н. э.] (рис. 9.15). Этот храм был посвящен Тихе – богине судьбы, случая, счастливого и злого рока. Ее культ получил широкое распространение в эпоху эллинизма, когда пошатнулась, а кое-где была утрачена вера в языческих богов.

 

 

Рис. 9.15. Тихейон в Фене (первая половина II века). План

 

Это здание отличается небольшими размерами. Полукруглая апсида пока еще включена в прямоугольный контур храма. В дальнейшем она выйдет за его пределы и превратится в самостоятельную архитектурную деталь христианских храмов базиликального типа. Внутренние ряды колон образуют в плане крест, вписанный в квадрат зала. Сводчатое покрытие среднего квадрата было поднято выше подпружных арок, опертых на четыре центральные колонны. Эта схема возродилась позже в церквах с крестовидной формой плана. Здание имеет всего 14,5 м по фасаду. Апсида зажата двумя прямоугольными помещениями. Внутренние колонны образуют в плане как бы крест, вписанный в квадрат зала. Сводчатое покрытие среднего квадрата было поднято вы­ше подпружных арок, опертых на четыре ко­лонны. Эта схема возродилась позднее в кресто­видных по плану церквах, а расположение апсиды, зажатой прямоугольными помещениями, – в раннехристианских базиликах, особенно в сирийских.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Абамелек-Лазарев С. Пальмира. Археологическое исследование. – СПб. : Типография Академии наук, 1884 – 84 с., 8 л. ил.

2. Авдиев В.И. История Древнего Востока. – М. : ОГИЗ, 1948 – 588 с.

3. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. – М. : Искусство, 1976 – 375 с.

4. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. – В 2-х т., Т. 2. – М. : Центрполиграф, 2003 – 540 с., ил.

5. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства, в 2-х т., Т. 1. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. – Изд. 2-е – М. : Стройиздат, 1979 – 495 с.

6. Всеобщая история архитектуры (ВИА): Учебное пособие в 2-х т., Т. 1 / Под ред. Б.П. Михайлова – М.: Госстройиздат, 1958 – С. 240-246.

7. Всеобщая история архитектуры (ВИА), в 12 т., Т. 2. Архитектура античного мира (Греция, Рим) – М.: Стройиздат, 1973. – С. 486-674.

8. Всеобщая история архитектуры, в 2 т. – М. : Изд-во Академии архитектуры СССР, 1944-1948, 1949. – Т. 2., кн. 2. Архитектура древнего Рима. // С.А. Кауфман, И.С. Николаев, А.Г. Цирес. – 435 с., ил.

9. Губарева М.В., Низовский А.Ю. Сто великих храма мира. – М. : Вече, 2000. – 512 с., ил.

10. Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгардт-Левина. – М. : Мысль, 1989 – 479 с.

11. Древний Восток. / Сост. М.В. Воскобойников. – СПб.: Реслекс, 1998. – 463 с., ил.

12. Древний Восток и античный мир : Сб. статей. – М. : Изд. МГУ, 1972 – 255 с.

13. Древний мир. Изборник источников по культурной истории Востока, Греции и Рима. / Под ред. Б.А. Тураева и И.Н. Бороздина. – Часть 1. – М. : 1915. – 812 с., ил.

14. Древняя Пальмира. – Л. : Аврора, 1971. – 42 с., 56 с. ил.

15. Дьяков В.Н. Оккупация Таврики Римом в I веке н.э. // Вестник древней истории, № 1, 1941. – С. 87-97.

16. Зелинский, Фаддей Францевич. Религия эллинизма. – Томск : Водолей, 1996. – 159 с.

17. Златковская Т.Д. Мёзия в I и II веках нашей эры. К истории Нижнего Дуная в римское время. – М.: Изд-во АН СССР, 1961. – 136 с.

18. Искусство стран Востока. / Под ред. Р.С. Васильевского. – М. : Просвещение, 1986 – 303 с.

19. История древнего мира, в 3-х книгах. / Под ред. И.М. Дьяконова и др. – Изд. 2-е – М. : Наука, 1983 – 390 с., 574 с., 302 с.

20. История искусства зарубежных стран (первобытное общество, Древний Восток, античность). / Под ред. М.В. Доброклонского – М. : Изобразительное искусство, 1979. – 407 с.

21. Каптерева Т.П. Искусство стран Магриба. Древний мир. – М.: Искусство, 1980 – 359 с.

22. Керам К. Боги, гробницы, ученые. Роман археологии : Пер. с нем. – М. : Наука, 1986. – 255 с.

23. Керлот Х.Э. Словарь символов. Мифология, магия, психоанализ. – М. : «REFL-book», 1994 – 608 с.

24. Кондаков Н.П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. – СПб. : Академия наук, 1904. – 308 с., 72 л. ил.

25. Кох Вильфрид. Энциклопедия архитектурных стилей : Классический труд по европейскому зодчеству от античности до современности. / Пер. с нем. – М. : ЗАО «БММ», 2008. – 528 с., ил.

26. Кругликова И.Т. Дакия в период римской оккупации. – М.: Изд-во АН СССР, 1955. – 168 с., ил.

27. Курбатов Г.Л. Ранневизантийский город (Антиохия в IV веке). – Львов: Изд-во Львовского университета, 1962ю – 286 с.

28. Кюмон, Франц. Восточные религии в римском язычестве : Пер. с франц. Саниной А.П. – СПб. : Евразия, 2002. – 350 с.

29. Машкин Н.А. История Древнего Рима. – М. : ОГИЗ, 1948 – 679 с.

30. Милонов Ю.К. Архитектурные формы древнего мира. / В кн. «Проблемы архитектуры», 1937, Т. 2, Кн. 2. – С. 457-517.

31. Михаловский К. Пальмира. – Варшава: Аркады, 1968. – 87 с.

32. Моммзен Т. История Рима : Пер. с нем. – М. : Изд-во иностранной литературы, 1949. – 632 с.

33. Религии Древнего Востока. / РАН, Институт востоковедения ; отв. редакторы Г.М. Бонгардт-Левин, А.Н. Мещеряков. – М. : Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 1995. – 342 с., ил.

34. Рончевский К.И. Художественные мотивы в древнем римском зодчестве. – Рига : Иони и Полиевский, 1905. – Ч. 1. Детали ордеров. Плоские покрытия. – 96 с., ил.

35. Северкина И.И. Древняя Пальмира: Альбом. – Л.: Аврора, 1971 – 46 с.

36. Cергеев В.С. Очерки по истории древнего Рима, Ч. 1. – М. : 1938. – 370 с.

37. Сидорова Н.А., Чубова А.П. Искусство Римской Африки. – М.: Искусство, 1979 – 224 с.

38. Страбон. География в 17 книгах. / Пер. Г.А. Стратановского. – М. : Наука, 1964. – 941 с.

39. Струве В.В. История Древнего Востока. – Изд. 2-е – М. : Госполитиздат, 1941. – 484 с.

40. Хук, Самуил Генри. Мифология Ближнего Востока. : Пер. с англ. / Послесловие В.А. Якобсона ; АН СССР, Ин-т востоковедения. – М. : Наука, 1991. – 184 с., ил.

41. Чубова А.П. Искусство Европы I-IV веков. Европейские провинции Древнего Рима. – М.: Искусство, 1970. – 279 с.

42. Чубова А.П. Искусство Восточного Средиземноморья I-IV вв. – М.: Искусство, 1985 – 255 с.

43. Штаерман, Елена Михайловна. Социальные основы религии Древнего Рима. / Отв. редактор Е.С. Голубцова. – М. : Наука, 1987. – 318 с.

44. Шуази, Огюст. История архитектуры, в 2-х томах : Пер. с франц. – 4-е изд. – М. : Издательство В. Шевчук, 2005. – Том 2 – 708 с.

45. Эллинистическо-римская культура в изложении Ф. Баумгартена, Ф. Поланда, Р. Вагнера. – СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1914. – 777 с., 11 л. ил.

46. Betz A. Untersuchungen zur Militargeschichte der romischen Provinz Dalmatien. – Baden b. W., 1939. – 75 s.

47. Broughton T.R.S. The Romanization of Africa proconsularis. – Baltimore, 1929, IX. – 233 h.

48. Chilver G.E.F. Cizalpine Gaul. Social and economic history from 49 B.C. to the death of Trajan. – Oxford, 1941, VI. – 235 p.

49. Frank T.A. History of Rome. – New York : 1923. – 621 p.

50. Jones A.N.M. The cities of the eastern Roman provinces. – London : 1937. – 576 p.

51. Julien C.A. Histoire de i`Afrique du Nord. Tunisie, Algerie, Maroc. – Paris, 1931. – 882 p.

52. Russagli, Mario. Oriental architecture. – 435 p., 527 ill.

53. Schulten A. Das romische Afrika. – Leipsig, 1899, VI – 116 s.

54. Sutherland C.H.V. The Romans in Spain 217 B.C. – 117 A.D. – London, 1939, XI. – 264 p.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. В начале II века император Траян посетил Африку. Он дал городу Тевесте статус колонии, а часть своего легиона поселил в специально построенный город Ламбезис (рис. 9.16). Оба города были связаны стратегической дорогой и служили защитой от нападения диких африканских племен с юга.

 


Рис. 9.16. Ламбезис – город-лагерь в Северной Африке:

1 – казармы солдат; 2, 3, 4 – магазины и склады; 5 – конюшни; 6-8 – декуманус, к северу от него –квартиры военачальников; 7-9 – кардо; 7 – тетрапил

 

Город Ламбезис были построен по типу военного лагеря с традиционной регулярной планировкой. Здесь имелось все для общественной и культурной жизни населения. Жилые и общественные здания, колоннады, триумфальные арки были построены из прекрасного местного камня-известняка. На форумах и у храмов имелось множество скульптурных монументов. Улицы были тщательно замощены, а акведуки снабжали жилые дома и общественные центры чистой питьевой водой. Город занимал территорию 500×200 м, улица «кардо» северо-южного направления шириной около 20 м имела с обеих сторон затененные колоннады. Улица «декуманус максимус» шириной в 15 м также была украшена колоннадой.

На пересечении улиц находился тетрапил, размеры которого в плане были 30,6×22,3 м, а высота 15 метров (рис. 9.20-а). Это было монументальное сооружение, служившее не только для архитектурного обозначения главного перекрестка города, но и являвшееся своеобразными пропилеями, ведущими на главную площадь. На форум, окруженный колоннадой, выходили помещения для хранения оружия. Его южную часть, так называемый преторий, составляли святилище, архивы, канцелярия, помещение для хранения знамен и т. д. Город был окружен крепостной стеной с укрепленными воротами и башнями. Главная улица «декуманус максимус» являлась продолжением дороги. Она соединила Ламбезисом с Тимгадом и Тевестой.

Был ли Ламбезис городом в традиционном понимании этого слова или же он оставался сугубо «мужским» военным лагерем? Имели ли солдаты и младшие офицеры семьи?

 

2. Один из итальянских переводов слова «Барокко» – название причудливых изделий парикмахеров той эпохи. Французы считали, что название архитектурного стиля представляет собой испорченную форму слова «Парик», который во времена Людовика XIV был неотъемлемым атрибутом дворянского костюма. Наиболее красивой является португальская интерпретация – «Parucca = жемчужина неправильной формы». Именно «жемчужина» в архитектурном наследии прошлого, преобразованная в «неправильные» античные формы!

Теоретики архитектуры считают, что корни стиля «барокко» следует искать в зодчестве поздней античности. В частности, в творчестве императора Адриана и в архитектуре восточных римских провинций (рис. 9.17). Так ли это?

 

 

Рис. 9.17. Вилла Адриана в Тибуре. Главное здание (реконструкция); б – Круглый храм в Баальбеке

 

3. На примере святилища в Баальбеке (Сирия) (рис. 9.11-А) определите традиционные черты греческой, римской и древневосточной архитектуры. В чем Вы видите причину совмещения в одном и том же памятнике самых различных архитектурных стилей?

 

4. В северо-восточном углу культового комплекса в Баальбеке (Сирия, I-III вв.) находится Троекамень, ошеломивший археологов всего мира своими габаритами. Считается, что вес каждого из этих трех камней – тысяча тонн (!). В каменоломнях Антиливана найдена готовая, но еще не отделенная от скалы четвертая плита. Ее длина – 21 м, ширина – 4,8 м, высота – 4,2 м. Предположительный вес – две тысячи тонн (рис. 9.18).

 

Приведите иные примеры использования громадных блоков в строительной практике древнего мира. Какими методами осуществлялись транспортировка и монтаж подобных колоссов?

 

 

 

 

Рис. 9.18. Руины культового комплекса в Баальбеке, II в. Внизу справа – возможный сценарий монтажа циклопической глыбы

 

 

5. Внимательнорассмотрите рис. 9.19 и 9. 20. Что такое «тетрапил»?

а б

Рис. 9.19. а – Южный тетрапил в Герасе (Сирия). План; б – триумфальная арка на улице Колонн в Пальмире, II в.;

Применялись ли колоннадные улицы либо их модификации в архитектуре более поздних времен? Приведите примеры!

 


а б

 

Рис. 9.20. а – г. Ламбезис. Тетрапил со стороны форума; б – Пальмира. Перспектива со стороны улицы Колонн

 

 

План лекции

 

1. Культовые постройки (алтари огня, гробницы)

2. Архитектура дворцов (Пасаргады, Персеполь, Сузы).

3. Древнеиранский архитектурный ордер

 

Литература

Приложение

Контрольные вопросы и задания

 

Между Двуречьем с запада и долиной Инда с востока расположено Иран­ское плоскогорье. Климат его континентальный с несколько суровыми для этих широт зимами. Однако эти условия оказались благоприятными для скотовод­ства и земледелия. Одним из древнейших государств тут бы­ла Мидия, занимавшая территорию нынешнего Азербайджана и северо-западного Ирана. В конце VII – начале VI в. до н. э., восполь­зовавшись ослаблением Ассирии, мидяне в союзе с вавилонянами и скифами разгромили Ассирию и захватили территорию от Аму-Дарьи до Персидского залива. Они создали могу­щественное государство со столицей в Экбатанах (вероятно, современный Хамадан). Согласно Полибию, город Экбатаны, лежавший у подножия высокой горы, не имел оборонительных стен. В центре его стояла цитадель, возведенная царем Дейокой (709-656 гг. до н. э.). К ней прилегали дворцовые сооружения, обнесенные стеной в семь стадий (более 1 км). Они включали окруженные портиками за­лы, отделенные друг от друга целой системой дворов. Колонны и перекрытия этих залов бы­ли сделаны из кедра и кипариса и обиты ли­стами золота и серебра.

В 550 г. до н. э. союз персидских племен во главе с царем Киром II Великим (558-529 гг. до н. э.), основа­телем династии Ахеменидов, сокрушил господ­ство мидян. Однако культура мидян не погиб­ла, так как она была воспринята персами. Ар­хитектурные традиции мидян оказали воздей­ствие на формирование персидского зодчества.

Держава Ахеменидов, основанная Киром II, в дни своего наивысшего расцвета простиралась от Инда до Эгейского моря, от Закавказья до порогов Нила. Цари Ирана («Земли ариев») проводили активную завоевательную политику, продо­лжая традиции своих индоевропейских предков. В 546 году до н. э. ими были покорены малоазиатские государства и греческие колонии на восточном побережье Эгейского моря. В 538 году до н. э. персы захватили Вавилон, в 525 – Египет. В период правления царей Дария I и Ксеркса (522-465 гг. до н. э.) сформировалась политическая доктрина «единого мира», согласно которой Ахемениды становились «едиными над многими царями, едиными над всеми повелителями». То есть под властью персов оказались народы, имевшие более древнюю историю и культуру. При этом единство персидской империи обеспечи­валось силой оружия, гибкостью экономической и религиозной полити­ки, а также путем создания универсальной для всех, «синтетической» культуры. Искусство и архитектуру Древнего Ирана творили пред­ставители многих покоренных народов, поклонявшихся разным богам. Поэтому в культурном наследии этого государства светские мотивы преобладают над религиозными.

Архитектура ахеменидского Ирана не имела своих собственных традиций. Тех­ника обработки камня и строительство скальных гробниц идет от Урарту и Мидии, керамиче­ская облицовка стен – от Элама и Месопотамии, отдельные архитектурные элементы – от ассирийцев, вавилонян, египтян и греков.