ЛЕКЦИЯ 6.

3. Социальная дифференциация казачества. «Персидский бунт»

Социальный состав и имущественное положение казачества, в частности запорожского, появившегося в конце XV века, а к середине XVII века образовавшего Запорожскую Сечь и составившего основу черноморского казачьего войска в XVIII века, никогда не был однородным. Это связано прежде всего с тем, что практически все казаки были выходцами из крепостнической России XVI-XVII веков, где сословное неравенство составляло основу отношений между людьми, кроме этого постепенное обогащение небольшой группы казаков за счет военных походов, торговли, захвата лучших земель и пастбищ еще более усиливало социальную разнородность казачества.

Одной из причин неравенства в Запорожской Сечи являлся также и национально-религиозный гнет, толкавший многих состоятельных людей уходить в казаки, так как до 1654 г. Запорожская Сечь находилась на территории Речи Посполитой, поэтому запорожское казачество отмечалось большей сложностью социального состава, чем в других казачьих войсках.

Действительно, три черты - равенство, свобода и самоуправление, как пишет Щербина Ф.А, считалось отличительными признаками запорожского казачества, но в то же время уже в XVI в. над всей массой казаков начинает возвышаться военное и хозяйственная администрация разных ступеней и наименований, носившая общее название старшина. Первоначально именовались атаманы, покинувшие свои посты, но сохранившие авторитет среди казаков, помощники атаманов - как бывшие, так и ныне действующие, а так же казаки, не занимавшие руководящего поста, но имевшие вес в обществе. Постепенно старшинами стали звать и родственников указанных лиц, это звание стало фамильным и наследственным - неким подобием дворянского титула. Формально вся старшина избиралась казаками на радах - высших органов власти, однако постепенно выборы становятся и «функцией», так как бедное казачество, занятое добыванием средств к жизни в зимовниках и на промыслах, разбросанных по всему Запорожью, было лишено возможности являться на рады. Богатые казаки пользовались этим, а также своим экономическим положением, проводили угодные им кандидатуры. Часто старшины занимали свои должности в течение многих лет бессменно. Старшина обращала в свой личный доход большую часть поступлений от войскового казачества, поборы с привозимых товаров, с промыслом и т.д. она захватывала лучшие земли, ранее принадлежавшие всему войску, захватывает старшина и промыслы и большую часть жалования, которое выплачивает с 1654 г. русское правительство для казаков. В своим зимовниках старшина использует как наемный, так и принудительный труд казаков и крестьян, приток которых не прекращался вплоть до разрушения Сечи, в результате, в «демократической» Сечи процветали наем и батрачество в разных видах.

Таким образом, видно, что в Запорожской Сечи существовало глубокое социальная дифференциация. К моменту разрушения Запорожской Сечи в казачьем войске уже явно обнаруживалось и чинопочитание и деление массы на рядовую чернь и избранный класс - казачью старшину. Богатые казаки и старшина накапливали огромные состояния, что шло в разрез с «демократическим» устройством Сечи. Понимая это, они стремятся любыми способами закрепить свои права и привилегии путем получения дворянства. Часть из них смогла этого добиться, но уже после упразднения запорожского казачества манифестом Екатерины II от 3 августа 1775 г.

Разрушив Сечь в 1775 г., правительство постаралось сохранить поддержку и влиятельных элементов - запорожской старшины, чтобы не допустить антиправительственных выступлений. Уже в 1779 г. правительственными указами было произведено в офицеры 69 человек бывших запорожских старшин. В 1777г. 11 запорожских старшин получили поместья в Екатеринославском уезде.

Непосредственно после ликвидации Сечи бывшим кошевым атаманам Ф. Федорову, С. Белову, А. Мощенскому, З. Чепеге и др. были даны армейские чины и жалования. С. Белому при этом были пожалованы и земли. Одновременно с созданием в 1787 г. войска верных казаков происходит массовое производство бывшей запорожской старшины в офицерские чины и освобождение их от повинностей городских и сельских обывателей к производству в офицеры было представлено 165 человек. В 1788 г. Войско верных казаков было переименовано в Черноморское казачье войско, где процесс социальной дифференциации еще более усилился.

Переселение на Кубань ярко показало всю глубину социальной дифференциации Черноморском казачьем войске. Часть казаков имела большое хозяйство, а другая несла лишь «надежду на лучшую долю», т. е. имела незначительное хозяйство или совсем его не имела.

На Кубани каждый казак имел, формально, право обзавестись хутором, владеть землей, мельницами, рыболовными заводами. Основной формой ведения хозяйства на Кубани становится хуторское хозяйство, основанное на найме работников из числа черноморской бедноты. Как и в Сечи на Кубани захватывали земли и основывали хутора сами войска вне власти (то есть казачья старшина и зажиточные казаки). Они же активно препятствовали создания хуторов рядовых казаков, которым оставалось только или работать в хозяйствах старшины или отбывать за них службу. Доведенные до отчаянья казаки самовольно захватывали и распахивали землю, участки для выпаса скота, занимались промыслами и меновыми отношениями с горцами.

Первое открытое выступление рядовых казаков на Кубани произошло 22 июня 1797 г. после прибытия из персидского похода 504 черноморцев из 1000 человек посланных туда (два казачьих полка), под командованием А. Головатого. В списке участников похода была в основном казачья беднота. Уже по пути в Астрахань казачья старшина занималась махинациями, продавала казачий провиант, обрекая казаков на голод, удерживала жалованье. В Астрахани часть казаков была привлечена к погрузке и разгрузке купеческих и транспортных судов. Другая была отправлена в Баку для участия в боевых действиях, но так как они протекали вяло то и здесь использовали в основном труд казаков. Обещанного вознаграждения за все работы казаки не получили. В результате начался голод и, следовательно, массовые заболевания. За время похода от болезней умерло 95 человек, т.е. 10 % всего личного состава. Начинается массовое дезертирство, которое приобретает все больший размах. В мае 1797 г. по окончании похода черноморцы были отправлены на Кубань. Прибыв 22 июня 1797 г. в Екатеринодар, как уже указывалось в составе 504 человек, казаки надеялись получить жалование, а услышали со стороны члена Войскового правительства полковника К. Кордовского и старшин только благодарность за службу и предложили разойтись по куреням. Казаки отказались выполнить их распоряжение. Так началось восстание черноморских казаков, вошедшее в историю под названием «Персидский бунт». Первоначальные требования: удовлетворение «всех обид», которые они терпели во время похода в виде денежной компенсации в размере 4-5 тыс. руб. С 5 августа цель движения изменяется: казаки теперь хотят ликвидировать власть войскового правительства и господство старшин. Восстание парализовали деятельность войскового правления, сместили ряд должностных лиц, выбрав вместо них активных участников движения. Ф. Дикун - занял пост войскового есаула, О. Шмалько - войскового пушкаря. Это были очень авторитетные люди в рядах восставших. Куренных атаманов сменили представители восставших, но войскового атамана не свергли. Им остался Т. Котляровский, крайне не популярный в войсках, но поддерживаемый правительством.

5-12 августа восставшие практически взяли власть в Екатеринодаре в свои руки,но в ряды восставших удалось внести раскол. Играя на царистских иллюзиях руководителей восстания, старшина предложила оправить делегацию царю с «представлениям о нуждах». В состав делегации вошли руководители восстания: О. Шмалько, Н. Собакарь, Ф. Дикун, Половой и еще 10 казаков. 12 августа делегация отправилась в Петербург, где сразу же по приезду была арестована и отдана под суд.

На Кубани, сразу же после ее отъезда, начались репрессии против восставших, восстанавливалась прежняя власть. Т. Котляровский тоже отправился в Петербург, чтобы лично подтвердить обвинения казаков в преступлениях.

27 января 1798 г. в Екатеринодаре начала заседать военно-судебная следственная комиссия. Следствие длилось почти 3 года. Привлечено было 372 человека.

Разделив казаков по степени виновности, суд приговорил 163 человека к повешению, а других прогнать сквозь строй. Из 14 депутатов, отправленных в Петербург, четверо - Дикун, Шмалько, Собакарь и Половой - были приговорены к повешению, а остальные к наказанию кнутом, вырезанию ноздрей и ссылке на вечную каторжную работу на галеры. Павел смягчил меру наказания и 28 августа 1800 г. прекратил дело о бунте черноморских казаков, приказав приговоренных к повешению высечь кнутом и отправить на каторжные работы в Сибирь, а прочих осужденных «оставить без наказания свободными».

К весне 1800 г. казачье движение было подавлено усилиями правительства России и войсковой администрации. В дальнейшем возникали попытки поднять казаков на новое наступление, но они не увенчались успехом.

«Персидский бунт» представляет собой одно из первых движений казаков на Кубани. При всей своей ограниченности, недостатках организации, стихийности, локальности восстание показало те социальные противоречия, которые достигли наибольшего обострения в конце XVIII века, и явилось признаком усиливающейся социальной дифференциации казачество.